Формирование основ информационной безопасности у дошкольников
статья по обж

Егорова Светлана Анатольевна
Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей, в зависимости от того, как осуществляется использование. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ информационной безопасности у дошкольников»

Воспитатель высшей квалификационной категории Егорова С.А

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации.

Информационное пространство можно разделить  на три составляющие:

  • Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
  • Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
  • Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.

СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме.

 Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей, в зависимости от того, как осуществляется использование.

 Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения.

По статистике Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет — 97% (2,74 млн человек)..

Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев.

Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества

Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Необходима более активная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и всех других специалистов, работающих с детьми. Со стороны педагогов это в первую очередь –выстраивание диалога с родителями.

Наша работа по профилактике информационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:

–        работа с родителями;

–        - работа с детьми.

Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка.

Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.

Для выявления на сколько сами родители наших воспитанников зависимы от компьютера и интернета мы провели опрос — анкету. С помощью этих анкет мы постарались грамотно выстроить дальнейшую нашу работы в этом направлении.

В работе с родителями по данной проблеме мы широко используем наглядную информацию, папки — передвижки, различные памятки .

Для более результативной работы с родителями дошкольников мы провели Родительское собрание   в онлайн формате,  где  была организована встреча с программистом  одной из крупнейшей ай ти компаний  , который дал советы по информационной безопасности

Мы подобрали ряд рекомендаций для родителей, которые так же расположены в раздевалке нашей группы.  Например:

- Об информационной безопасности ребёнка;

- Как защитить от вредной информации ребёнка;

- Безопасность детей в Интернете;

- Правила безопасного пользования сетью Интернет и др.

Несмотря на работу, которая ведётся по этому направлению невозможно полностью оградить ребёнка от использования интернет ресурсов. Для того чтобы родителям помочь в поиске сайтов, не носящих вредоносную информацию, мы подобрали перечень сайтов для детей в которыми они смело могут пользоваться (распечатка).

Второе направление — Работа с детьми

Мало кто из современных детей дошкольного возраста не знает, что такое сотовый телефон, планшет, компьютер, интернет поэтому мы смело можем вести какую- либо работу по проблеме в доступном для дошкольников понимании.

Какую же работу мы организовываем.

Непременно это беседы с детьми о том, что такое интернет его положительные и отрицательные стороны. Конечно, учитывая наглядно — образный склад мышления дошкольников, любую беседу мы сопровождаем наглядностью и не исключаем при этом использование ИКТ технологий.

С целью ознакомления детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве мы используем такие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность» как:

–        образовательную деятельность;

–        игры

–        викторины;

–        конкурс рисунков;

–        чтение сказок («Как мышонок учился безопасному поведению в сети интернет», «Сказки про золотые правила безопасного Интернета», «Сказка о колобке и Интернете»);

–        просмотр познавательных мультфильмов, презентаций.

Такое направление работы с детьми дошкольного возраста ещё незнакомо многим из нас, но работая и погружаясь в эту проблему понимаешь, что в современном мире эта проблема встаёт остро.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников"

Статья Бриленко Н. Ю. о пожарной безопасности, из сборника  "Методические материалы из опыта работы педагогов НДОУ"...

Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"

В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников

Консультация для педагогов "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"...

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»

Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...

Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...

Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...

Формирование основ информационной безопасности детей

Данное образовательное мероприятие направлено на правильное формирование информационной культуры дошкольников....