Формирование основ информационной безопасности у дошкольников
статья по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_informatsionnoy_bezopasnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ информационной безопасности у дошкольников»
Воспитатель высшей квалификационной категории Егорова С.А
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации.
Информационное пространство можно разделить на три составляющие:
- Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме.
Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей, в зависимости от того, как осуществляется использование.
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения.
По статистике Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет — 97% (2,74 млн человек)..
Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев.
Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества
Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.
Необходима более активная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и всех других специалистов, работающих с детьми. Со стороны педагогов это в первую очередь –выстраивание диалога с родителями.
Наша работа по профилактике информационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:
– работа с родителями;
– - работа с детьми.
Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка.
Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.
Для выявления на сколько сами родители наших воспитанников зависимы от компьютера и интернета мы провели опрос — анкету. С помощью этих анкет мы постарались грамотно выстроить дальнейшую нашу работы в этом направлении.
В работе с родителями по данной проблеме мы широко используем наглядную информацию, папки — передвижки, различные памятки .
Для более результативной работы с родителями дошкольников мы провели Родительское собрание в онлайн формате, где была организована встреча с программистом одной из крупнейшей ай ти компаний , который дал советы по информационной безопасности
Мы подобрали ряд рекомендаций для родителей, которые так же расположены в раздевалке нашей группы. Например:
- Об информационной безопасности ребёнка;
- Как защитить от вредной информации ребёнка;
- Безопасность детей в Интернете;
- Правила безопасного пользования сетью Интернет и др.
Несмотря на работу, которая ведётся по этому направлению невозможно полностью оградить ребёнка от использования интернет ресурсов. Для того чтобы родителям помочь в поиске сайтов, не носящих вредоносную информацию, мы подобрали перечень сайтов для детей в которыми они смело могут пользоваться (распечатка).
Второе направление — Работа с детьми
Мало кто из современных детей дошкольного возраста не знает, что такое сотовый телефон, планшет, компьютер, интернет поэтому мы смело можем вести какую- либо работу по проблеме в доступном для дошкольников понимании.
Какую же работу мы организовываем.
Непременно это беседы с детьми о том, что такое интернет его положительные и отрицательные стороны. Конечно, учитывая наглядно — образный склад мышления дошкольников, любую беседу мы сопровождаем наглядностью и не исключаем при этом использование ИКТ технологий.
С целью ознакомления детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве мы используем такие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность» как:
– образовательную деятельность;
– игры
– викторины;
– конкурс рисунков;
– чтение сказок («Как мышонок учился безопасному поведению в сети интернет», «Сказки про золотые правила безопасного Интернета», «Сказка о колобке и Интернете»);
– просмотр познавательных мультфильмов, презентаций.
Такое направление работы с детьми дошкольного возраста ещё незнакомо многим из нас, но работая и погружаясь в эту проблему понимаешь, что в современном мире эта проблема встаёт остро.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников"
Статья Бриленко Н. Ю. о пожарной безопасности, из сборника "Методические материалы из опыта работы педагогов НДОУ"...
Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"
В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников
Консультация для педагогов "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"...
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»
Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...
Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...
Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...
Формирование основ информационной безопасности детей
Данное образовательное мероприятие направлено на правильное формирование информационной культуры дошкольников....