Программа ОБЖ 2018-2019
рабочая программа по обж (младшая группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_2_ml_gr_18-19.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

Протокол от «09» августа 2018 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ

«Детский сад № 79 «Соловушка»

от «09» августа 2018 г. № 64-адм

Программа

формирования основ безопасной жизнедеятельности

у дошкольников 3-4 лет

        

второй младшей группы № 1 «Радуга»

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

воспитатель

Максимова Т.Н.

1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

п/п

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы

6

характеристики

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

14

2.

Содержательный раздел

16

2.1.

Содержание работы по реализации программы

16

2.1.1.

Работа с детьми

17

2.1.2.

Работа с педагогами

24

2.1.3.

Работа с родителями (законными представителями)

24

2.2.

Показатели сформированности представлений о безопасной

25

жизнедеятельности у дошкольников

3.

Организационный раздел

28

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами

29

обучения и воспитания

3.3.

Режим дня

30

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников,

32

мероприятий

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

35

3.6

Система оценки результатов освоения программы

38

4.

Список литературы

39

2

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников

  • это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию

ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;

  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых

3

состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность

Программа направлена на знакомство младших дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. В связи с этим работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, педагогическом мониторинге, учете возрастных особенностей детей, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.

Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №

1155);

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;

  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2018-2019 учебный год.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать у детей элементарные знания об общепринятых нормах поведения.
  2. Учить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

  1. Формировать элементарные навыки поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4

  1. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
  2. Оказать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);

  • основываетсяна комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных задач в работе с детьми.

5

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет

  • возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7

  • более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

  • младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве

6

заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

  • младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе

  • тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

По итогам реализации программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ребенок:

  • знает значения сигналов светофора

  • знает и называет элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)

различает и называет виды транспорта, объясняет их назначение (наземный, воздушный, водный, специальный)

  • узнает и называет некоторые дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
  • знает правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
  • знает о месте для игр и правила поведения во время игр
  • знает и соблюдает элементарные правила дорожного движения,
  • знает правила езды на велосипеде
  • знает опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
  • знает правила поведения при общении с незнакомыми людьми

  • знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения
  • окружающей природе)
  • знает о причинах и последствиях пожаров
  • знает правила поведения во время пожара

Педагоги:

7

  • обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;

  • совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры безопасного образа жизни;

  • расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм

взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители):

  • совершенствуют знания в области безопасного образа жизни;
  • активно участвуют в образовательной деятельности и формировании
  • детей основ культуры безопасного образа жизни.

Срок реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию культуры

безопасного образа

жизни у дошкольников в 2018-2019 учебном году проводится 2 раза в год: сентябрь

2018 г.; апрель 2019 г.

8

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры безопасного образа жизни, активной жизненной позиции, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Программа ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

2.1. Содержание работы по реализации программы

Программа реализуется через следующие направления:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями (законными представителями)

2.1.1. Формирование начальных представлений о безопасной жизнедеятельности

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

  • предвидеть опасность
  • уметь принять меры во избежание опасности
  • уметь обращаться за помощью к другим

  • уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и

9

пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Направления работы с детьми:

«Ребенок дома»;

«Ребенок и природа»;

«Ребенок на улицах города»;

«Ребенок в общении с людьми»

2.1.2. Создание условий формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:

  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
  • Создание представлений о безопасности жизнедеятельности

Основная идея: безопасный образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование представлений о

  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

2.1.3. Перспективный план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе

Раздел: «Ребенок дома»

Сентябрь

Тема: «Безопасность»

Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Материал: картинки с изображениями чайника, ножа, кастрюли, спичек, стеклянной банки, терки, аптечки (или настоящие предметы)

10

  1. Сюрпризный момент (приходит забинтованный медвежонок).
  2. Выяснение проблемы: (Медвежонок облился кипятком или что-то еще)

  1. Воспитатель предлагает научить медвежонка, используя картинки (предметы) правилам безопасности в быту, побуждая детей сначала самостоятельно формулировать правила для медвежонка, а затем, обобщая, закрепляет их. Во время показа картинок используются загадки:

Очень хрупкая я - берегите меня, Если только разобьете,

Лишь осколки соберете, (стеклянная посуда) Посмотрите на меня – Вся дырявая я.

Но зато я ловко Тру тебе морковку, (терка)

У меня есть лезвие – Острое, железное, - Обращайтесь осторожно: Ведь порезаться мной можно, (нож)

Что опасного во мне, Если супа нет на дне. Если суп горяч-

От детей меня ты прячь, (кастрюля) В брюхе жарко у меня, А в носу моем дыра, Когда все во мне кипит, Из нее пар валит, (чайник)

  1. Воспитатель предлагает детям еще раз вспомнить правила поведения в быту.
  2. Дети провожают медвежонка и желают ему здоровья.

Октябрь

Тема: «В мире опасных вещей»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.

Материал: Картинки с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок, циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка (или предметы)

  1. Сюрпризный момент: приходит Незнайка и приносит «волшебную коробочку, которую он взял поиграть у Знайки. Он предлагает детям поиграть с ним.
  2. Воспитатель разрешает ситуацию: можно ли играть тем, что в ящике?

  1. Воспитатель совместно с детьми рассматривает предметы, лежащие в коробочке, выясняет, что это, для чего используется и какой вред может принести.

11

  1. Воспитатель подводит детей к понятию, что, то, что лежит в коробочке, предназначено совсем не для игры, а еще и опасно для детей.

  1. Дети знакомят Незнайку с теми предметами, которыми можно играть, не опасаясь за свое здоровье.

  1. Дети провожают Незнайку, дарят ему игрушку и просят вернуть «волшебную» коробочку Знайке и больше не брать без разрешения незнакомые предметы.

Раздел: «Ребенок и природа»

Ноябрь

Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть 1)

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками.

Материал: картинки с изображением разных пород собак.

  1. Сюрпризный момент. Загадки:

Гладишь - ласкается Дразнишь - кусается. Кто это?

Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. Кто это? (собака)

  1. На мольберт вывешиваются картинки с изображением собак.

  1. Беседа по картинкам: Кто изображен на них? Где живут собаки? Как собаки лают? А чем они питаются? Для чего нужны собаки?

Должен ли человек заботиться о собаках? И как? Как нужно обращаться с собакой и почему?

Можно ли выводить больших собак без намордника на прогулку? Почему? Есть ли бездомные собаки? Почему их называют бездомными?

  1. Подвести детей к понятию, что человек не должен предавать своих маленьких друзей без крова и пищи. И прежде, чем завести собаку, нужно хорошо подумать сможем ли мы ухаживать за ней и любить ее.

  1. Продолжение беседы:

А может ли собака быть опасной для человека? Почему?

Можно ли трогать бездомных собак или незнакомых, гуляющих без хозяина Почему?

  1. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за собакой? Чего нельзя делать при общении с ней? Можно ли гладить бездомную собаку? Почему? Как помочь бездомным собакам? Что нужно сделать, чтобы в городе не было бездомных собак?

Декабрь

Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть2)

Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при общении с кошками.

Материал: картинки с изображениями разных пород кошек.

  1. Сюрпризный момент. Загадки:

12

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. Кто это?

Шерстка мягкая, да коготок остер. А кто это?

  1. На мольберте вывешиваются картинки с изображением кошек.

  1. Беседа по картинкам:

Кто изображен на этих картинках?

Где живут кошки?

  • какие звуки они издают?

  • когда мы их гладим и им приятно? (мур-мур) Чем питаются кошки?

Нужны ли кошки человеку?

Должен ли человек заботиться о кошках и как? Как нужно обращаться с кошками и почему? Когда можно гладить домашнюю кошку?

Что надо делать, чтобы кошка была спокойной? Чего нельзя делать при общении с кошкой.

4. Подвести детей к понятию, что кошки давно дружат с людьми, но пользуются свободой действий: уходят и приходят, когда хотят. Кошка одновременно доверчивая и хитрая, ласковая и хищная, домашняя и дикая. Она близкий родственник льва, тигра, леопарда. В мягких лапах кошки скрыто когти, которые она может выпускать и убирать обратно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и долго не заживают.

5. Продолжение беседы:

  • может ли кошка быть опасной для человека? Почему?
  • бывают ли бездомные кошки?

Почему их так называют?

Откуда они берутся?

Можно ли трогать таких кошек? Почему?

А можно ли им как-нибудь помочь?

  1. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за кошкой? Чего нельзя делать при общении с кошкой? Можно ли трогать бездомных кошек? Почему? Как помочь бездомным кошкам?

Раздел: «Ребенок на улицах города»

Январь

Тема: «Знакомство с транспортом»

Цель: дать детям представление о видах транспорта.

Материал: картинки с разными видами транспорта (или игрушечные машинки) - автобус, грузовая машина, легковая машина, самолет, корабль.

  1. Отгадывание загадок:

Летит, как стрела, жужжит, как пчела,

(самолет)

Не летает, не жужжит,

13

Жук по улице бежит,

  • горят в глазах жука

Два блестящих огонька, (автомобиль)

Дом по улице идет, На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках А в резиновых сапожках. (автобус)

Отгадав загадки, воспитатель выставляет на мольберт соответствующую картинку. По каждой загадке проводится беседа:

Для чего предназначен данный вид транспорта? Как нужно вести себя в данном виде транспорта? Чего нельзя делать и почему?

2. Рассматривание картины «Улицы города» (на улице стоят дома, по дороге ездят разные виды транспорта, пешеходы ходят по тротуару и т.д.) Как нужно вести себя на улице? Почему?

3. Итог: Какие виды транспорта вы знаете? Для чего они нужны? Как вести себя в транспорте и на улице?

Февраль

Тема: «Светофор»

Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без. Материал: Макет улицы, знак - светофор.

  1. Сюрпризный момент.

Появляется забинтованный герой (он переходил улицу и его сшибла машина).

  1. Воспитатель выясняет, знают ли дети, как правильно переходить улицу. Предлагает познакомить героя с правилами перехода улицы, используя макет.

  1. Воспитатель знакомит детей со светофором (это знак, который регулирует движение транспорта и пешеходов); объясняет значение его цветов: красный -стой; желтый - приготовься внимание; зеленый - иди.

  1. Проводится подвижная игра «Автомобили» (дети, взяв в руки рули, ездят по группе на зеленый цвет кружка, желтый - замедляют движение, красный - останавливаются.

Затем игра усложняется, часть детей становится пассажирами, часть - водителями. На какой цвет светофора можно перейти дорогу? На какой нельзя? Почему?

  1. Беседа с детьми.

  • можно ли переходить улицу, когда нет светофора? Как правильно переходить улицу, когда нет светофора? Чего нельзя делать, переходя улицу?

6. Итог: дети повторяют для героя правила перехода улицы со светофором и без.

14

Раздел: «Ребенок в общении с людьми»

Март

Тема: «Поможем девочке найти бабушку»

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми. Пособия: куклы бибабо: бабушка, внучка.

  1. Сюрпризный момент:

Слышан плачь: (девочка гуляла во дворе, увидела красивую птичку, побежала за ней и потерялась)

  1. Дети и воспитатель успокаивают девочку и обещают ей помочь.
  2. Беседа с детьми:

Можно ли уходить или убегать куда-то без разрешения? Почему? (можно потеряться, попасть под машину и др.)

Можно ли разговаривать с незнакомыми дядями и тетями?

Можно ли идти с ними, если они позовут вас купить мороженое или шоколадку, покататься на машине? Почему?

С кем должны всегда находиться дети? (с теми, кого они хорошо знают)

  1. Воспитатель выясняет с детьми, как можно помочь девочке, (можно объявить по радио, ТV о том, что нашлась девочка и она ждет бабушку в д/саду, можно позвонить в милицию, можно отвести девочку домой, если она знает, где живет)
  2. Воспитатель «звонит» в милицию и просит разыскать бабушку девочки.
  3. Пока «ищут» бабушку, дети знакомят девочку с группой.
  4. Приходит бабушка (ее привезли милиционеры), благодарит детей за помощь.

  1. Воспитатель и дети прощаются с гостями и напоминают девочке правила поведения: нельзя убегать и уходить без разрешения; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.

Раздел: «Социально-эмоциональное развитие»

Апрель

Тема: «Волк и семеро козлят»

Цель: учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые голоса.

Материал: Куклы - волк, коза и козлята, ширма,

  1. Показ кукольного спектакля «Волк и семеро козлят»

  1. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Почему козлята остались одни? Что им говорила мама? Кто стучался к козляткам в дом? Зачем? Почему козлятки открыли дверь волку? Какой был волк в сказке?

Почему козлятки сначала не открывали дверь волку? Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?

  1. Воспитатель предлагает детям изобразить козляток, волка.

  1. Подвижная игра «Волк и козлятки»

15

«Идет коза с ребятами

  • ребятами - козлятами. Козлятушки - ребятушки, Гуляйте рядом с матушкой, Мы вкусных ягод соберем, все вместе песенку споем»

(Воспитатель показывает, а дети имитируют разные движения: собирают ягоду, щиплют травку, пьют воду. На сигнал «волк» прячутся.)

5. Воспитатель уточняет, какую сказку они сегодня смотрели. Кто был злой в сказке? Можно ли открывать двери незнакомым людям?

Май

Тема: «Заюшкина избушка»

Цель: помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения.

Пособия: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

  1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

  1. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Какая избушка была у зайки? А у лисы? Что случилось с избушкой лисы? Почему? Почему этого не произошло с Заюшкиной избушкой? Что сделала лиса? Какая лиса в сказке? Какой зайчик?

Какое настроение у зайчика, когда его выгнала лиса? Почему? Кто помогал зайчику? У кого получилось выгнать лису?

Какое настроение стало у зайчика, когда он вернулся в свою избушку? Почему? Можно ли впускать в дом незнакомых людей? Почему?

  1. Воспитатель предлагает детям изобразить движения и настроение героев сказки.

  1. Итог: вспомнить с детьми, какую сказку слушали; можно ли впускать в дом незнакомых людей.

2.2. Работа с педагогами

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи работы с педагогами:

  1. Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в безопасном образе жизни;

  1. Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

  1. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

16

2.3. Работа с родителями (законными представителями)

Одним из основных направлений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни является работа с родителями (законными представителями).

Задачи работы:

  1. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);

  1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков безопасной жизнедеятельности у членов семьи;

  1. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;

  1. Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;

  1. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

  1. Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций;

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по вопросам ОБЖ;
  2. Дни открытых дверей;
  3. Выставки семейного творчества по темам безопасности жизнедеятельности

  1. Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).

  1. Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).

2.4. Показатели сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников

При составлении диагностического комплекса для исследования сформированности навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4-5 лет были использованы методики «Диагностика знаний и умений детей по видам опасностей в быту» В.А. Деркунской, Т.Г. Гусаровой, «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г. Хромцевой, «Исследование знаний детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения в природе» Л.И. Терентьевой.

17

Критериями безопасного поведения являются объем и полнота знаний об источниках опасности, умение действовать в опасных ситуациях, точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения; степень овладения действиями с предметами быта; соблюдение правил безопасного поведения.

Безопасное поведение на дороге

Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора.

Узнает и называет некоторые дорожные знаки

Безопасное поведение в быту

Знает о потенциально опасных предметах, о правилах обращения с опасными

предметами

Имеет  представления        о  пользе  и  вреде  огня,  расширение  представлений  о

правилах пожарной безопасности в быту

Знает о бытовых электроприборах и правилах безопасности в быту

Знает об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в опасных ситуациях

Безопасное поведение в природе

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения к окружающей природе)

Безопасность собственной жизнедеятельности

Имеет представление о назначении, работе и правилах пользования бытовыми

электроприборами

18

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. 1. Материально-техническое обеспечение программы

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» обеспечивает материально-технические условия реализации программы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

– осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

– организовываетучастие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды;

– использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

– обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

–  обеспечивает   эффективное   использование   профессионального   и творческого   потенциала   педагогических,   руководящих   и   иных работников   Детского   сада,   осуществляющей   образовательную деятельность,  повышения  их  профессиональной,  коммуникативной,

информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей.

28

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Направление

Название программ

Ключевые положения

развития

(методических

программ

(стандарт)

разработок)

(методических разработок)

Социально-

Хромцова Т.Г. Проблема

Формирование знаний о потенциально

коммуникативное

ознакомления детей

опасных предметах, о правилах обращения

развитие

дошкольного возраста с

с опасными предметами

правилами безопасного

поведения.

Формирование знаний детей о правилах

Поддубная Л.Б «ОБЖ»

безопасного поведения в природе

занимательные материалы.

Саулина Т.Ф. Три сигнала

Формирование знаний детей по

светофора.

безопасности дорожного движения

Шорыгина Т.А. Беседы о

правилах пожарной

Формирование представлений о правилах

безопасности

пожарной безопасности в быту

Ганул Е.А. Правила

поведения на природе.

Формирование знаний об опасных

Жукова О.Г.  «Азбука

ситуациях, о правильных действиях в

«АУ!». Методические

опасных ситуациях, усвоение правил

рекомендации по

безопасного поведения.

обучению детей основам

безопасности.

3.3. Режим дня

  • программе представлен режим дня группы. Режим скорректирован с учетом работы детского сада и с учетом климата (теплого и холодного периода).

29

Режим (холодный период)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня

группы

Вторая младшая группа

Утренний прием,

7.00-8.20

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Игры, подготовка к ООД

8.50-9.00

Организованная образовательная

9.00-9.40

деятельность (Перерыв -10 мин)

II завтрак

9.40-9.50

Подготовка к прогулке.

9.50 -11.50

Прогулка

Возвращение с прогулки,

11.50-12.10

подготовка к обеду

Обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем,

15.00-15.20

гигиенические и закаливающие

процедуры

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.40

Дополнительное образование,

15.40-16.00

самостоятельная деятельность

детей

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-16.50

Возвращение с прогулки, игры

16.50-17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-17.50

Игры, самостоятельная

деятельность, подготовка к

17.50-19.00

прогулке, вечерняя прогулка, уход

детей домой

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность

режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.20м.

Организованная образовательная деятельность (в день)

30 мин

Количество приемов пищи

5

30

Режим (теплый период года)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме

дня группы

Вторая младшая группа

Утренний прием на воздухе,

7.00-8.10

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.45

Игры

8.45-9.25

Подготовка, второй завтрак

9.25-9.35

Подготовка  к прогулке

9.35-9.45

Прогулка: игры-занятия

(эстетически-оздоровительного

9.45-11.50

цикла). Закаливание

Возвращение с прогулки

11.50-12.00

Подготовка к обеду

12.00-12.10

Обед

12.10-12.30

Подготовка, дневной сон

12.30-15.0

Постепенный подъем,

гигиенические и закаливающие

15.00-15.20

процедуры

Полдник

15.20-15.30

Игры, самостоятельная

15.30-15.45

деятельность детей

Подготовка к прогулке

15.45- 15.50

Прогулка

15.55-17.20

Возвращение с прогулки

17.2-17.30

Подготовка к ужину, ужин

17.30-17.55

Игры

17.55-18.30

Прогулка, уход детей домой

18.30-19.0

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных

моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.30м.

Организованная образовательная деятельность (в

30 мин

день)

Количество приемов пищи

5

31

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

  • основе построения воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,

  • учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:

явлениям нравственной жизни ребенка

окружающей природе

миру искусства и литературы

традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка

сезонным явлениям

народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

32

3.5. Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе на 2018-2019 учебный год

Месяц

Период

Тема

Цель

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1

03.09 – 07.09

«Здравствуй, детский сад»

Адаптация детей к условиям новой группы. Формирование интереса к труду сотрудников детского сада, о детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. Оценка индивидуального развития детей

Листы адаптации

Педагогическая диагностика

2

10.09 – 14.09

«Краски осени»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях осенью

Выставка рисунков «Осень»

3

17.09 – 21.09

«Осень золотая»

Формирование представлений детей о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями осенью

Развлечение «Сказки осеннего леса»

4

24.09 – 28.09

«Мой дом, мой город!»

Расширение представлений детей о доме, о городе Смоленске, его истории, интерес к прошлому и настоящему. Развитие творческих способностей детей

Развлечение «Мой любимый город Смоленск»

Октябрь

1

01.10 – 05.10

«Я в мире человек»

Расширение представлений детей о себе, своей семье. Формирование положительной самооценки, представлений о родственных отношениях в семье

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

2

08.10 – 12.10

«Человек и животный мир»

Формирование представлений детей об окружающем мире. Расширение знаний о животных и птицах, их детенышах, местах обитания

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

3

15.10 – 19.10

«Я вырасту здоровым!»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье других

Спортивное развлечение «Малыши-крепыши»

4

22.10 – 26.10

«Человек и мир вещей»

Формирование представлений детей   об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Выставка детских работ «Что нас окружает?»

Ноябрь

1

29.10 – 02.11

«День народного единства»

Формирование и расширение знаний детей о стране, государственных праздниках. Воспитание положительных чувств по отношению друг к другу, любви и уважения к другим народам

Выставка детских работ «Флаг России»

2

06.11 – 09.11

«Осенние мотивы»

Расширение представлений детей об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального)

Литературный досуг «Осень»

3

12.11 – 16.11

«Книжкина неделя»

Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания текстов различных жанров детской литературы. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Викторина «Любимые сказки»

4

19.11 – 23.11

«День матери»

Развитие у детей социальных представлений о семейных отношениях, традициях, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Развлечение «Мамины помощники»

5

26.11 – 30.11

«Безопасность окружающего мира»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Формирование и развитие представлений детей об основах безопасного поведения в быту, социуме, природе

Беседа «Будь осторожен!»

Декабрь

1

03.12 – 07.12

«Здравствуй, зимушка, зима!»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях зимой, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями зимой. Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения людей зимой

Дидактическая игра «Приметы Зимы»

2

10.12 – 14.12

«Права детей»

Формирование и расширение правовых знаний детей, знаний своих обязанностей

Досуг «Права детей»

3

17.12 – 21.12

«Чудеса под Новый год»

Формирование и развитие представлений детей о празднике - Новый год; расширение представлений о традиционных народных праздниках

Выставка рисунков «Елочка красавица»

4

24.12 – 29.12

«Зимние забавы»

Формирование и развитие представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, об играх зимой

Новогодний утренник

Январь

1

09.01 – 18.01

«Юные исследователи»

Формирование и расширение представлений детей об познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

2

21.01 – 25.01

«Музыкальный калейдоскоп»

Формирование и расширение знаний детей о музыке (музыкальные инструменты, великие композиторы, музыкальные произведения и т.д.)

Досуг «Шумовой оркестр»

3

28.01 – 01.02

«Мастера и мастерицы»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие творческих способностей детей (коммуникативная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, художественно-эстетическая деятельность)

Занимательное конструирование «Мы строители»

Февраль

1

04.02 – 08.02

«Веселые старты»

Формирование начальных представлений детей о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Спортивное развлечение «Веселые старты»

2

11.02 – 15.02

«Неделя родного языка»

Формирование интереса к детской литературе, развитие речи как средства общения и культуры, развитие речевого творчества детей

Литературный досуг «Русские народные сказки»

3

18.02 – 22.02

«День защитника Отечества»

Формирование представлений детей о мужчине, как о защитнике, о Российской армии, ее значении

Выставка военной техники. Дидактическая игра «Защитники Отечества»

4

26.02 – 01.03

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

Формирование представлений детей о различных профессиях, их значимости; о том, где работают родители, как важен для общества их труд

Беседа «Все профессии важны»

Март

1

04.03 – 07.03

«Праздник

8 Марта. Народные традиции»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - Международный женский день; воспитание уважения, любви к женщинам, желание помогать им и заботиться о них. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Масленица

Утренник

2

11.03 – 15.03

 «Театральная неделя»

Формирование представлений детей о театре. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Настольный театр «Колобок»

3

18.03 – 22.03

«Наша планета Земля»

Формирование представлений детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Беседа «Все дети на планете»

4

25.03 – 29.03

«Народная культура, художественные промыслы и ремесла»

Расширение представлений детей о народной игрушке. Знакомство с устным народным творчеством, с народными художественными промыслами и ремеслами

Экскурсия в музей детского сада «Русский быт»

Апрель

1

01.04 – 05.04

«Путешествие в страну здоровья»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек)

Беседа «Советы доктора Неболейки»

2

08.04 – 12.04

«День космонавтики»

Формирование и расширение представлений детей о космосе, жизни космонавтов на космической станции, их труде

Коллективная работа «Загадочный космос»

3

15.04 – 19.04

«Удивительные места нашей планеты»

Формирование и расширение представлений детей о видовом разнообразии растительного и животного мира разных климатических зон.

Оценка индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика

4

22.04 – 26.04

«Неделя искусства»

Развитие творческих способностей у детей. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусств в их жанровом многообразии. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Пасха

Музыкальный досуг «Мы любим петь и танцевать»

5

29.04 – 30.04

«Праздник Весны»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях весной, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями весной, труде взрослых

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Май

1

06.05 – 08.05

«День Победы»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - День Победы; воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников

Коллективная работа «Праздничный салют»

2

13.05 – 17.05

«Моя семья»

Формирование и расширение представлений детей о своей семье, нормах и правилах поведения в семье; воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, заботливого отношения к ним

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

3

20.05 – 24.05

«Сказки»

Формирование и расширение представлений детей о народных традициях, о «добре» и «зле». Развитие воображения и творческой активности

Инсценировка русской народной  сказки «Кот, петух и лиса»

4

27.05 – 31.05

«На пороге лета»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях летом, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями летом

Выставка рисунков «Солнышко лета»

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Детского сада, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая        предметно-пространственная        среда        обеспечивает        реализацию

различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих

принципах:

  1. Насыщенность;
  2. Трансформируемость;
  1. Полифункциональность;
  2. Вариативной;
  3. Доступность;
  4. Безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

3.7. Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика сформированности основ безопасности

жизнедеятельности у дошкольников

№ п/п

Ф.И.

Безопасное

Безопасное

Безопасное

Безопасность

Итоговый

ребенка

поведение

поведение в

поведение

собственной

показатель

на дороге

быту

в природе

жизнедеятельности

по

каждому

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1.

Итоговый

показатель

по группе

(среднее

значение)

Оценка уровня развития:

Высокий уровень (4-5 баллов) – ребенок выделяет основные опасные предметы домашнего обихода, имеет точные представления о мерах предосторожности, поминает и аргументирует значимость их соблюдения; выполняет все игровые задания, направленные на умение обращаться с опасными предметами, объясняет свой выбор.

Средний уровень (3-4 балла) – ребенок называет половину объектов опасности в быту, знает отдельные способы безопасного обращения с данными предметами; выполняет игровые задания, первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушение мер предосторожности.

Низкий уровень (1-2 балла) – ребенок может назвать отдельные источники опасности в быту, имеет поверхностные представления о действиях в опасных бытовых ситуациях; отказывается выполнять игровые задания.

39

  1. Список литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006

  1. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010

  1. Жукова О.Г. «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008

  1. Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2009
  2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  3. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера»,

2010

  1. Фисенко М.А.  «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2005

  1. Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера»,

2009

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2018-2019 год.

Рабочая программа на 2018-2019 год....

Рабочая программа на 2018-2019 г.

Рабочая программа в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи(общим недоразвитием речи) на 2018-2019 г....

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа инструктора по физичческой культуре   в соответствии с ФГОС по образовательной области "Физическое развитие" по всем возрастным группам взаимосвязь с ...

Рабочая программа на 2018-2019 подготовительная группа

Рабочая программа на 2018-2019 подготовительная группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16092727","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"316"}}]]...

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы № 17 (от 6 до 7 лет)

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы № 17 (от 6 до 7 лет)...

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год...