Программа ОБЖ 2019-2020
рабочая программа по обж (средняя группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obzh_sr_gr_19-20.docx669.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

Протокол от «29» августа 2019 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ

«Детский сад № 79 «Соловушка»

от «29» августа 2019 г. № 68/1-адм.

Программа

формирования основ безопасной жизнедеятельности

у дошкольников 4-5 лет

средней группы № 2 «Радуга»

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

воспитатель

Максимова Т.Н.

1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

п/п

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы

6

характеристики

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

14

2.

Содержательный раздел

16

2.1.

Содержание работы по реализации программы

16

2.1.1.

Работа с детьми

17

2.1.2.

Работа с педагогами

24

2.1.3.

Работа с родителями (законными представителями)

24

2.2.

Показатели сформированности представлений о безопасной

25

жизнедеятельности у дошкольников

3.

Организационный раздел

28

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами

29

обучения и воспитания

3.3.

Режим дня

30

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников,

32

мероприятий

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

35

3.6

Система оценки результатов освоения программы

38

4.

Список литературы

39

2

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников

  • это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию

ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;

  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых

3

состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность

Программа направлена на знакомство младших дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. В связи с этим работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, педагогическом мониторинге, учете возрастных особенностей детей, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.

Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №

1155);

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;

  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2020 учебный год.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать у детей элементарные знания об общепринятых нормах поведения.
  2. Учить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

  1. Формировать элементарные навыки поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4

  1. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
  2. Оказать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);

  • основываетсяна комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных задач в работе с детьми.

5

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт,

однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.

Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

  • этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность

  • уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.

Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

  • этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

6

  • этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений,

  • сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.

  • возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.

Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно

7

расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.

Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.

В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

По итогам реализации программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ребенок:

  • знает значения сигналов светофора

  • знает и называет элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)

различает и называет виды транспорта, объясняет их назначение (наземный, воздушный, водный, специальный)

  • узнает и называет некоторые дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)

  • знает правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
  • знает о месте для игр и правила поведения во время игр
  • знает и соблюдает элементарные правила дорожного движения,
  • знает правила езды на велосипеде
  • знает опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
  • знает правила поведения при общении с незнакомыми людьми

  • знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения
  • окружающей природе)
  • знает о причинах и последствиях пожаров
  • знает правила поведения во время пожара

Педагоги:

8

  • обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;

  • совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры безопасного образа жизни;

  • расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм

взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители):

  • совершенствуют знания в области безопасного образа жизни;
  • активно участвуют в образовательной деятельности и формировании
  • детей основ культуры безопасного образа жизни.

Срок реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию культуры

безопасного образа

жизни у дошкольников в 2019-2020 учебном году проводится 2 раза в год: сентябрь

2019 г.; апрель 2020 г.

9

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры безопасного образа жизни, активной жизненной позиции, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Программа ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

2.1. Содержание работы по реализации программы

Программа реализуется через следующие направления:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями (законными представителями)

2.1.1. Формирование начальных представлений о безопасной жизнедеятельности

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

  • предвидеть опасность
  • уметь принять меры во избежание опасности
  • уметь обращаться за помощью к другим

  • уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и

10

пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Направления работы с детьми:

«Ребенок дома»;

«Ребенок и природа»;

«Ребенок на улицах города»;

«Ребенок в общении с людьми»

2.1.2. Создание условий формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:

  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
  • Создание представлений о безопасности жизнедеятельности

Основная идея: безопасный образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование представлений о

  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

2.1.3. Перспективный план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в средней группе

Месяц

Задачи

Материал

Содержание

Тема

Сентябрь

Продолжать знакомить

таблицы, иллюстрации

Игровая ситуация «На

«Наш друг-

детей с понятиями

с изображением улицы,

дороге»,

светофор!»

«дорога», «светофор»,

демонстрационный

рассматривание

«улица», «пешеходный

материал А. В. Горская

иллюстраций по теме.

переход», формировать

«Правила – наши

Изготовление детьми

желание изучать ПДД.

помощники»,

своего макета

Расширить знания о

пластилин, комочки

светофора с

11

правилах поведения

пластилина трёх

использованием

пешехода, закрепить

цветов, картонные

пластилина,

знания о работе

заготовки

конструктивная игра

светофора, его сигналах.

светофорчиков на

«Моя улица», чтение

Воспитывать культуру

каждого ребёнка,

художественной

поведения на улице.

дощечка для

литературы: С.

пластилина, салфетки.

Михалков «Светофор»,

«Зайка-велосипедист»,

«Улица шумит»,

«Машины» Я.

Бесшумова. Сюжетно-

ролевая игра

«Автобус» с

использованием

светофора

Октябрь

Формировать знания о

Картинки с

Рассказ детям о

«Здоровье

и

том, что такое здоровье и

иллюстрациями

необходимости

болезнь»

здоровый человек, об

больного и здорового

следить за чистотой

основных навыках и

человека, рассказ М.

одежды, вызвать у

умениях, содействующих

Зощенко «Глупая

детей желание

поддержанию и

история», таблица

содержать свои вещи в

укреплению здоровья.

«Будь здоров!», плакат

чистоте. Беседа о

Формировать знания и

«Режим дня», сказка К.

правильной осанке.

навыки владения

Чуковского «Доктор

Упражнение «Как

правильной осанкой.

Айболит»,

правильно сидеть на

Рассказать о первой

принадлежности для

стуле?» Чтение сказки

помощи больному

с/р игры «У врача».

Чуковского

человеку при простудных

«Айболит»,

заболеваниях, научить

«Мойдодыр», А. Барто

вызывать скорую помощь

«Девочка чумазая», З.

по телефону.  На основе

Александрова

ситуативных моментов

«Купание», чтение и

учить делать выводы о

обсуждение рассказа

безопасности

М. Зощенко «Глупая

жизнедеятельности.

история».

Сюжетно-ролевая игра

«У врача»,

рассматривание

таблицы и беседа по

каждой ситуации,

сюжетно-ролевая игра

«Спортсмены», д/игра

«Режим дня»,

творческое

рассказывание «Как я

гуляю»

Ноябрь

Знакомить детей с

Картинки с

беседа об известных

«Пожароопасные

правилами

изображением

электроприборах, игра

предметы.

противопожарной

электроприборов,

– драматизация

Спички»

безопасности,

плакат «Спички –

«Кошкин дом»,

12

формировать

детям не игрушка!»

дидактическая игра:

элементарные знания об

«Домашние

опасности шалостей с

помощники»,

огнем. Познакомить детей

экскурсия в прачечную

с пожароопасными

(знакомство с работой

предметами, спичками.

электроутюга), чтение

Формировать чувство

произведения К.

опасности огня.

Чуковского

Закрепить у детей

«Путаница»,

представление о

заучивание

предметах, которые могут

потешки наизусть:

угрожать жизни и

«Тили- бом, тили-

здоровью детей. с

бом», с/р игра:

которыми они

«Отважные пожарные»

встречаются дома, о

Игровые упражнения:

правилах пользования

«Позовем на помощь,

ими, о самостоятельном

если в доме пожар».

пользования

Цель:  Учить детей

пожароопасными

звать на помощь, при

предметами и спичками

возникновении

без взрослых

опасности,

пользоваться

первичными

средствами  для

сохранения здоровья и

отравления

углекислым газом

Декабрь

Учить соблюдать меры

Картинки из серии

Чтение сказки «Кот,

«Ребенок и

предосторожности,

«Будь осторожен!»,

петух и лиса», «Волк и

незнакомец»

формировать навыки

русская народная

семеро козлят», беседы

безопасного поведения и

сказка «Кот, петух и

о том, почему звери

умения находить выход из

лиса», «Волк и семеро

попали в беду и как бы

проблемной ситуации,

козлят»

дети поступили если

сформировать у детей

бы оказались на месте

устойчивое

колобка, кота, козлят.

представление, что

Беседа о  беседа о

приятная внешность

безопасном поведении

незнакомого человека не

при встрече с

всегда означает его доброе

незнакомыми людьми,

намерение и ему не

д/и «Назови, о ком

следует доверять, даже

говорю?», игровая

если он предлагает

ситуация «Если ты

сладости или игрушки.

один в квартире?»,

Учить детей правильно

«Поможем девочке

вести себя, когда они

найти маму».

остаются одни дома, не

открывать двери

незнакомым людям;

различать знакомые

голоса

13

Январь

Познакомить с мерами

Картинки с

Разгадывание загадок о

«Животные и

безопасности при

изображением

животных, беседа о

человек»

общении с животными.

животных, плакат из

безопасном поведении

Объяснить, что не всегда

серии «Будь

с животными и выходе

домашние животные

осторожен!», рассказ

из опасных ситуаций,

ведут себя дружелюбно,

О. Смирновой

наблюдение за щенком

рассказать об опасности,

«Счастливая Натка»,

и кормление его,

которую представляют

гуашь,  изображение

чтение рассказа

собой бездомные

щенка по контуру,

«Счастливая Натка».

животные

тампоны для

Творческое задание:

рисования

раскрашивание с

помощью тампона

изображения щенка.

Февраль

Познакомить детей с

Рассказ Е. Пермяка

Д/и «Полезно – не

«О вкусной и

понятием витамины.

«Сластена-

полезно», беседа по

здоровой пище»

Закрепить знания об

своевольник»,

содержанию рассказа,

овощах и фруктах, об их

картинки с

д/и «Что из чего?»,

значении в питании.

изображением

«Отгадай и назови»,

Помочь детям понять, что

фруктов, овощей,

разгадывание загадок о

здоровье зависит от

молочных продуктов,

продуктах питания.

правильного питания –

рыбы и других

еда должна быть не

полезных продуктов;

только вкусной, но и

картинки с

полезной. Воспитывать у

изображением вредных

детей культуру еды,

продуктов: чипсы,

чувство меры.

гамбургер, лимонад и

другие

Март

Формировать

Рассказ Э. Успенского

Беседа по содержанию

«Если ты

представления у детей,

«Рассеянная няня»,

рассказа,  решение

потерялся»

как себя вести и к кому из

картинки с

проблемных ситуаций,

взрослых можно

изображением

д/и « Назови свой

обратиться, если ребёнок

проблемных ситуаций,

адрес», ситуативная

потерялся на улице,

рассказ Л. Воронковой

беседа «Где живёт твоя

рассказать о важности

«Ссора с бабушкой»

семья?»,

знания своего адреса,

рассматривание

телефона; довести до

картины «Семья»,

сознания детей, как важно

речевая игра «Скажи

доверять своей семье:

вежливо», д/и «Назови

близким, родным.

отчество», разучивание

Подвести детей к

считалки

понятию, что нельзя без

разрешения выходить из

дома, из группы, с

участка; разговаривать с

незнакомыми людьми, к

кому можно обратиться за

помощью

Апрель

Познакомить с правилами

Иллюстрации с

Рассматривание

«Безопасность

поведения на водоёмах в

изображением опасных

иллюстраций с

на водоёмах»

разное время года.

ситуаций, загадки о

изображением опасных

14

Формировать у детей

временах года, о

ситуаций на льду, на

навыки поведения на

зимних развлечениях,

воде летом,

водоемах. Рассказать о

о природных явлениях,

обсуждение рассказа

правилах купания, о

картинки спасательных

«Мореплаватели»

важности овладения

предметов:

навыками плавания,

плавательный круг,

умении пользоваться

жилет, нарукавники

спасательными

принадлежностями

Май

Познакомить с

Картинки с

Рассматривание и

«Прогулка в лес»

лекарственными

изображением

обсуждение

растениями, дать знания о

лекарственных

иллюстраций с

пользе и влиянии

растений, ядовитых

изображением

целебных растений на

растений, съедобных и

лекарственных

здоровье человека.

несъедобных грибов;

растений, ядовитых

Познакомить с ядовитыми

загадки,  мультфильм

растений, съедобных и

растениями, с их

«Дудочка и

несъедобных грибов,

внешними признаками,

кувшинчик»

просмотр

обратить внимание, что

мультфильма

ландыш является

«Дудочка и

одновременно

кувшинчик», беседа по

лекарственным и

содержанию,

ядовитым.  Познакомить

рисование мухомора.

со съедобными и

несъедобными грибами,

учить детей отличать

съедобные грибы от

несъедобных по внешнему

виду, дать знания о том,

что в пищу можно

употреблять съедобные

грибы только после

обработки, объяснить

опасность отравления

ядовитыми грибами.

Закрепить знания детей о

нормах поведения в

природе.

2.2. Работа с педагогами

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи работы с педагогами:

  1. Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в безопасном образе жизни;

15

  1. Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

  1. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

2.3. Работа с родителями (законными представителями)

Одним из основных направлений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни является работа с родителями (законными представителями).

Задачи работы:

  1. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);

  1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков безопасной жизнедеятельности у членов семьи;

  1. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;

  1. Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;

  1. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

  1. Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций;

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по вопросам ОБЖ;
  2. Дни открытых дверей;
  3. Выставки семейного творчества по темам безопасности жизнедеятельности

  1. Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).

  1. Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).

2.4. Показатели сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников

При составлении диагностического комплекса исследования сформированности навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4-5 лет были

16

использованы методики «Диагностика знаний и умений детей по видам опасностей в быту» В.А. Деркунской, Т.Г. Гусаровой, «Освоение детьми среднего дошкольного возраста правил безопасного поведения в быту через дидактические игры» Т.Г. Хромцевой, «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г. Хромцевой, «Исследование знаний детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения в природе» Л.И. Терентьевой

Критериями безопасного поведения являются объем и полнота знаний об источниках опасности, умение действовать в опасных ситуациях, точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения; степень овладения действиями с предметами быта; соблюдение правил безопасного поведения.

Безопасное поведение на дороге

Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора.

Узнает и называет некоторые дорожные знаки

Безопасное поведение в быту

Знает о потенциально опасных предметах, о правилах обращения с опасными

предметами

Имеет  представления        о  пользе  и  вреде  огня,  расширение  представлений  о

правилах пожарной безопасности в быту

Знает о бытовых электроприборах и правилах безопасности в быту

Знает об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в опасных ситуациях

Безопасное поведение в природе

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения к окружающей природе)

Безопасность собственной жизнедеятельности

Имеет представление о назначении, работе и правилах пользования бытовыми

электроприборами

17

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. 1. Материально-техническое обеспечение программы

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» обеспечивает материально-технические условия реализации программы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

– осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

– организовываетучастие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды;

– использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

– обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

–  обеспечивает   эффективное   использование   профессионального   и творческого   потенциала   педагогических,   руководящих   и   иных работников   Детского   сада,   осуществляющей   образовательную деятельность,  повышения  их  профессиональной,  коммуникативной,

информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей.

28

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Направление

Название программ

Ключевые положения

развития

(методических

программ

(стандарт)

разработок)

(методических разработок)

Социально-

Хромцова Т.Г. Проблема

Формирование знаний о потенциально

коммуникативное

ознакомления детей

опасных предметах, о правилах обращения

развитие

дошкольного возраста с

с опасными предметами

правилами безопасного

поведения.

Формирование знаний детей о правилах

Поддубная Л.Б «ОБЖ»

безопасного поведения в природе

занимательные материалы.

Саулина Т.Ф. Три сигнала

Формирование знаний детей по

светофора.

безопасности дорожного движения

Шорыгина Т.А. Беседы о

правилах пожарной

Формирование представлений о правилах

безопасности

пожарной безопасности в быту

Ганул Е.А. Правила

поведения на природе.

Формирование знаний об опасных

Жукова О.Г.  «Азбука

ситуациях, о правильных действиях в

«АУ!». Методические

опасных ситуациях, усвоение правил

рекомендации по

безопасного поведения.

обучению детей основам

безопасности.

3.3. Режим дня

  • программе представлен режим дня группы. Режим скорректирован с учетом работы детского сада и с учетом климата (теплого и холодного периода).

29

Режим (холодный период)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня

группы

Средняя группа

Утренний прием,

7.00- 8.25

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.55

Игры, подготовка к ООД

8.55-9.10

Организованная образовательная

9.10-10.00

деятельность (Перерыв -10 мин)

II завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке.

10.10 -12.10

Прогулка

Возвращение с прогулки,

12.10-12.20

подготовка к обеду

Обед

12.20-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем,

15.00-15.20

гигиенические и закаливающие

процедуры

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.40

Дополнительное образование,

15.40-16.00

самостоятельная деятельность

детей

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-17.20

Возвращение с прогулки, игры

17.20-17.40

Подготовка к ужину, ужин

17.40-18.10

Игры, самостоятельная

деятельность, подготовка к

18.10-19.00

прогулке, вечерняя прогулка, уход

детей домой

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность

режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.10м.

Организованная образовательная деятельность (в день)

40 мин

Количество приемов пищи

5

30

Режим (теплый период года)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме

дня группы

Средняя группа

Утренний прием на воздухе,

7.00-8.10

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.40

Игры

8.40-9.30

Подготовка, второй завтрак

9.35-9.45

Подготовка  к прогулке

9.45-9.55

Прогулка: игры-занятия

9.55-12.00

(эстетически-оздоровительного

цикла). Закаливание

Возвращение с прогулки

12.00-12.10

Подготовка к обеду

12.10-12.20

Обед

12.20-12.40

Подготовка, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем,

15.00-15.15

гигиенические и закаливающие

процедуры

Полдник

15.15-15.25

Игры, самостоятельная

15.25-15.50

деятельность детей

Подготовка к прогулке

15.50-16.00

Прогулка

16.00-17.25

Возвращение с прогулки

17.25-17.35

Подготовка к ужину, ужин

17.35-17.55

Игры

17.55-18.30

Прогулка, уход детей домой

18.30-19.00

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных

моментов

Прогулка

4 ч.

Дневной сон

2ч.20м.

Организованная образовательная деятельность (в

40 мин

день)

Количество приемов пищи

5

31

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

  • основе построения воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,

  • учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:

явлениям нравственной жизни ребенка

окружающей природе

миру искусства и литературы

традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка

сезонным явлениям

народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

32

3.5. Календарно-тематическое планирование в средней группе

на 2019-2020 учебный год

Месяц

Период

Тема

Цель

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1

03.09 – 07.09

«Здравствуй, детский сад»

Адаптация детей к условиям новой группы. Формирование интереса к труду сотрудников детского сада, о детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. Оценка индивидуального развития детей

Листы адаптации

Педагогическая диагностика

2

10.09 – 14.09

«Краски осени»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях осенью

Выставка рисунков «Осень»

3

17.09 – 21.09

«Осень золотая»

Формирование представлений детей о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями осенью

Развлечение «Сказки осеннего леса»

4

24.09 – 28.09

«Мой дом, мой город!»

Расширение представлений детей о доме, о городе Смоленске, его истории, интерес к прошлому и настоящему. Развитие творческих способностей детей

Развлечение «Мой любимый город Смоленск»

Октябрь

1

01.10 – 05.10

«Я в мире человек»

Расширение представлений детей о себе, своей семье. Формирование положительной самооценки, представлений о родственных отношениях в семье

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

2

08.10 – 12.10

«Человек и животный мир»

Формирование представлений детей об окружающем мире. Расширение знаний о животных и птицах, их детенышах, местах обитания

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

3

15.10 – 19.10

«Я вырасту здоровым!»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье других

Спортивное развлечение «Малыши-крепыши»

4

22.10 – 26.10

«Человек и мир вещей»

Формирование представлений детей   об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Выставка детских работ «Что нас окружает?»

Ноябрь

1

29.10 – 02.11

«День народного единства»

Формирование и расширение знаний детей о стране, государственных праздниках. Воспитание положительных чувств по отношению друг к другу, любви и уважения к другим народам

Выставка детских работ «Флаг России»

2

06.11 – 09.11

«Осенние мотивы»

Расширение представлений детей об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального)

Литературный досуг «Осень»

3

12.11 – 16.11

«Книжкина неделя»

Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания текстов различных жанров детской литературы. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Викторина «Любимые сказки»

4

19.11 – 23.11

«День матери»

Развитие у детей социальных представлений о семейных отношениях, традициях, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Развлечение «Мамины помощники»

5

26.11 – 30.11

«Безопасность окружающего мира»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Формирование и развитие представлений детей об основах безопасного поведения в быту, социуме, природе

Беседа «Будь осторожен!»

Декабрь

1

03.12 – 07.12

«Здравствуй, зимушка, зима!»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях зимой, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями зимой. Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения людей зимой

Дидактическая игра «Приметы Зимы»

2

10.12 – 14.12

«Права детей»

Формирование и расширение правовых знаний детей, знаний своих обязанностей

Досуг «Права детей»

3

17.12 – 21.12

«Чудеса под Новый год»

Формирование и развитие представлений детей о празднике - Новый год; расширение представлений о традиционных народных праздниках

Выставка рисунков «Елочка красавица»

4

24.12 – 29.12

«Зимние забавы»

Формирование и развитие представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, об играх зимой

Новогодний утренник

Январь

1

09.01 – 18.01

«Юные исследователи»

Формирование и расширение представлений детей об познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

2

21.01 – 25.01

«Музыкальный калейдоскоп»

Формирование и расширение знаний детей о музыке (музыкальные инструменты, великие композиторы, музыкальные произведения и т.д.)

Досуг «Шумовой оркестр»

3

28.01 – 01.02

«Мастера и мастерицы»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие творческих способностей детей (коммуникативная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, художественно-эстетическая деятельность)

Занимательное конструирование «Мы строители»

Февраль

1

04.02 – 08.02

«Веселые старты»

Формирование начальных представлений детей о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Спортивное развлечение «Веселые старты»

2

11.02 – 15.02

«Неделя родного языка»

Формирование интереса к детской литературе, развитие речи как средства общения и культуры, развитие речевого творчества детей

Литературный досуг «Русские народные сказки»

3

18.02 – 22.02

«День защитника Отечества»

Формирование представлений детей о мужчине, как о защитнике, о Российской армии, ее значении

Выставка военной техники. Дидактическая игра «Защитники Отечества»

4

26.02 – 01.03

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

Формирование представлений детей о различных профессиях, их значимости; о том, где работают родители, как важен для общества их труд

Беседа «Все профессии важны»

Март

1

04.03 – 07.03

«Праздник

8 Марта. Народные традиции»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - Международный женский день; воспитание уважения, любви к женщинам, желание помогать им и заботиться о них. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Масленица

Утренник

2

11.03 – 15.03

 «Театральная неделя»

Формирование представлений детей о театре. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Настольный театр «Колобок»

3

18.03 – 22.03

«Наша планета Земля»

Формирование представлений детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Беседа «Все дети на планете»

4

25.03 – 29.03

«Народная культура, художественные промыслы и ремесла»

Расширение представлений детей о народной игрушке. Знакомство с устным народным творчеством, с народными художественными промыслами и ремеслами

Экскурсия в музей детского сада «Русский быт»

Апрель

1

01.04 – 05.04

«Путешествие в страну здоровья»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек)

Беседа «Советы доктора Неболейки»

2

08.04 – 12.04

«День космонавтики»

Формирование и расширение представлений детей о космосе, жизни космонавтов на космической станции, их труде

Коллективная работа «Загадочный космос»

3

15.04 – 19.04

«Удивительные места нашей планеты»

Формирование и расширение представлений детей о видовом разнообразии растительного и животного мира разных климатических зон.

Оценка индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика

4

22.04 – 26.04

«Неделя искусства»

Развитие творческих способностей у детей. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусств в их жанровом многообразии. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Пасха

Музыкальный досуг «Мы любим петь и танцевать»

5

29.04 – 30.04

«Праздник Весны»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях весной, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями весной, труде взрослых

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Май

1

06.05 – 08.05

«День Победы»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - День Победы; воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников

Коллективная работа «Праздничный салют»

2

13.05 – 17.05

«Моя семья»

Формирование и расширение представлений детей о своей семье, нормах и правилах поведения в семье; воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, заботливого отношения к ним

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

3

20.05 – 24.05

«Сказки»

Формирование и расширение представлений детей о народных традициях, о «добре» и «зле». Развитие воображения и творческой активности

Инсценировка русской народной  сказки «Кот, петух и лиса»

4

27.05 – 31.05

«На пороге лета»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях летом, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями летом

Выставка рисунков «Солнышко лета»

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Детского сада, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая        предметно-пространственная        среда        обеспечивает        реализацию

различных        образовательных        программ;        учет        национально-культурных,

климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих

принципах:

  1. Насыщенность;
  2. Трансформируемость;
  3. Полифункциональность;
  4. Вариативной;
  5. Доступность;
  6. Безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

37

3.7. Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика сформированности основ безопасности

жизнедеятельности у дошкольников

№ п/п

Ф.И.

Безопасное

Безопасное

Безопасное

Безопасность

Итоговый

ребенка

поведение

поведение в

поведение

собственной

показатель

на дороге

быту

в природе

жизнедеятельности

по

каждому

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1.

Итоговый

показатель

по группе

(среднее

значение)

Оценка уровня развития:

Высокий уровень (4-5 баллов) – ребенок выделяет основные опасные предметы домашнего обихода, имеет точные представления о мерах предосторожности, поминает и аргументирует значимость их соблюдения; выполняет все игровые задания, направленные на умение обращаться с опасными предметами, объясняет свой выбор.

Средний уровень (3-4 балла) – ребенок называет половину объектов опасности в быту, знает отдельные способы безопасного обращения с данными предметами; выполняет игровые задания, первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушение мер предосторожности.

Низкий уровень (1-2 балла) – ребенок может назвать отдельные источники опасности в быту, имеет поверхностные представления о действиях в опасных бытовых ситуациях; отказывается выполнять игровые задания.

38

  1. Список литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006

  1. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010

  1. Жукова О.Г. «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008

  1. Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2009
  2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  3. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера»,

2010

  1. Фисенко М.А.  «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2005

  1. Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера»,

2009

39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2019-2020 гг.

Рабочая программа....

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год  (средняя группа)...

Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Хуснуллиной Иды Рифовны на 2019-2020 учебный год составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №5 с учетом примерной программы «От ...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана для разновозрастной группы от 3 до 7 лет....

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе.

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе в соответствии с ФГОС....