Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Безопасность на воде!»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Задачи данного занятия: 1. Расширять представления о  причинах несчастных случаев на воде,     дать представление о   действиях в случае опасности.   

2.  Обогатить впечатление детей о работе спасателей, капитанов, водолазов.  Расширить знания о «водных»  профессиях, их функциональных обязанностях.

                       3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

                       4.   Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

Средства обучения: наглядные/демонстрационные: глобус, изображения капитана, аквалангиста, спасательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с  правилами безопасного поведения на воде.

-электронные (презентация)

-аудиовизуальные (музыкальная композиция)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

«Безопасность на воде»

 образовательная область «Познание»

 логопедическая  группа №8

Подготовила и провела:

Воспитатель

 Донченко Екатерина Сергеевна

Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое  время года.

Задачи:          1. Расширять представления о  причинах несчастных случаев на воде,     дать представление о   действиях в случае опасности.   

2.  Обогатить впечатление детей о работе спасателей, капитанов, водолазов.  Расширить знания о «водных»  профессиях, их функциональных обязанностях.

                       3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

                       4.   Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

Средства обучения: наглядные/демонстрационные: глобус, изображения капитана, аквалангиста, спасательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с  правилами безопасного поведения на воде.

-электронные (презентация)

-аудиовизуальные (музыкальная композиция)

Ход занятия:

1. Оргмомент: Воспитатель: -Посмотрите на нашу планету. Как вы думаете, почему нашу планету называют «голубой»?

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишённые воды, быстро погибают. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека.

Игровой приём «Отгадай загадку»:

Она бежит, струится,                                  Он слегка затянут ряской,

 Струйки не бегут.                                      На солнце серебрится.

 Склонились молчаливо                             Заколдован, будто в сказке,

 Над ней густые ивы. (Река.)                      Старый, тихий … (пруд). 

2. Беседа «Вода- Друг - Враг»

Воспитатель: - Но бывают ситуации, когда вода становится для человека врагом. Как вы думаете, в каких ситуациях это может случиться?

(ответы детей) - Если произошло наводнение.

 – Когда нас заливают соседи сверху.

 – Если мы купались и начали тонуть

Воспитатель:  -Молодцы, всё верно! И сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде. Ведь сейчас у нас с вами какое время года? (ответы детей) Верно, лето. Почему летом нам так хочется искупаться ? (ответы детей: летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь, поехать на море с родителями в отпуск, на каникулы).

3. Беседа «Летом на море/водном просторе». Воспитатель: И сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.

-Какие правила вы можете сформулировать?(ответы детей)

Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые!

 – Нельзя нырять в незнакомых местах.

 – Нельзя заплывать за буйки.

 – Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.

-Нельзя кричать «спасите, тону!» просто так, в шутку.

Воспитатель:   -Всё правильно! В ваших ответах прозвучало слово "буек". Что оно обозначает?

Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде. Но все мы знаем и видели в основном буйки  на море. Это ограничители пляжных зон. То есть за ними купаться запрещено, по причине большей вероятности появления опасной ситуации - человек возможно не сможет справиться, а спасатели не успеют оказать помощь. За пределами буйков может ездить водный транспорт, который по неосторожности и не заметив задеть и навредить здоровью человека. И сами буйки сделаны так, чтобы они как поплавки были над водой и ясно давали понять что это предельная граница, которую просто нельзя пересекать.

Воспитатель:  А скажите мне, с  какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?( Со спасателями, капитанами, матросами, водолазами).

            - Что входит в обязанности капитана? (Управлять судном, не сбиваться с маршрута, следить за работой (действиями) своей команды).

Послушайте небольшое стихотворение о военных моряках

На мачте наш трехцветный флаг,

На палубе стоит моряк.

И знает, что моря страны,

Границы океанов

И днем и ночью быть должны

Под бдительной охраной!

4. Физкультминутка

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам сыграть в игру "Экипаж, стройся". Мы же с вами теперь команда на корабле.Правила игры: Под веселую музыку (песня Исаака Дунаевского «Капитан, капитан, улыбнитесь!») моряки "гуляют по берегу". Но как только прозвучит команда "Экипаж, стройся", все должны построиться в одну линию.

Воспитатель: Занимайте ваши места. Продолжаем разговор! А кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки, у маря. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)

 Воспитатель- Да! Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

 Воспитатель: Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.

Воспитатель: Подышим как водолазы: носом - вдох, ртом – выдох.(дети выполняют)

Воспитатель: Кто сможет что то рассказать про эту профессию, помните, мы с вами как то затрагивали эту тему на прошлых занятиях?

ребёнок: У водолаза тяжёлый шлем, ботинки, у него костюм такой – воду не пропускает, он в нём даже под лёд может опуститься и не замёрзнет. Водолаз помогает доставать из воды машины, самолёты, ну ещё что там может, найдут.

ребёнок: Водолаз с корабля в воду погружается на толстой верёвке. Под водой он делает разную работу. Он прокладывает трубы, ремонтирует корабли.

ребёнок: А водолазы ещё убирают со дна мусор: трубы острые, старые лодки, даже колёса от машин могут найти, а ещё они могут спасать людей. Водолазы изучают рыб, осьминогов.

Воспитатель: Молодцы, всё верно! С развитием науки люди придумали легкий костюм для водолазов. В нем нет шланга для воздуха. Воздух человек берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью одетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.

 Воспитатель:  Кого из них чаще можно увидеть у водоема, водолаза или аквалангиста? (аквалангиста) Где вы видели людей с аквалангами? ( На море) В каких ситуациях? (Аквалангисты обучали отдыхающих пользоваться подводным снаряжением и нырять в нем).

Воспитатель: Сейчас сделаем упражнение для развитие дыхания

Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь Аквалангистом

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

Все ниже опускаюсь, ниже

А дно морское ближе, ближе

И вот уж в царстве я подводном

Хоть опустился глубоко

Но голосом грудным свободным

Распоряжаюсь я легко

5. игра «Будь внимателен»

            - А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос: какие правила безопасности нарушали дети? 

РАССКАЗ ВОДОЛАЗА 

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз...

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

"Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки...

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят...

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!"

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

    Вопросы детям:         – Что приходилось наблюдать водолазу (Дети воевали на плотах, ныряли в неположенных местах, заплывали за буйки и поэтому тонули).

            -А какие животные умеют спасать людей на воде? (Собаки-водолазы)

            На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?( На лодках, надувных матрасах, кругах, камерах).

            – Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах? (Они могут сдуться или перевернуться)

            - Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.

 Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

 Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.

 В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.

 Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

 Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.

 Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.

            -Почему, как вы думаете? (Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.).

 6. Физминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

7. Рисование :«Нарисуй знак «Безопасность на воде!» (Предлагается изобразить знаки обозначающие: купание запрещено, не заплывать за буйки, место для купания и др.)

8. Игра «Что я возьму на пляж?»

Воспитатель: - Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Нужно выбрать карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объяснить свой выбор.

9. Закрепление. Правила. Итог занятия:

Как избавиться от судорог.

1) Позовите на помощь людей.

2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.

3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведѐнной ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.

4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.

5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.

6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.

Если вы захлебнулись водой.

1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками

3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.

4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.

5) При необходимости позовите на помощь людей.

Если вы увидели тонущего человека.

1) Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»

2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.

3) Вызовите скорую помощь.

4) Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.

- Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдёт удачно и весело. Я думаю, ребята вы запомните правила поведения во время купания. И не забывайте самое главное правило: Чтобы не было беды – будь осторожен у воды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Круговорот воды в природе" для детей 5-6 лет

Данное  занятие  является  продолжением  цикла  "Путешествие  Капельки" (см. публикации) и  знакомит  детей с  круговоротом  воды  в...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать  сенсорну...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...