Образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Юные пожарные»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Родионова

Образовательная  деятельность

 по социально - коммуникативному развитию

в подготовительной к школе группе

«Юные пожарные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozharnoy_bezopasnosti.docx101.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Теремок» с. Становое

Образовательная  деятельность

 по социально - коммуникативному развитию

в подготовительной к школе группе

«Юные пожарные»

 C:\Users\админ\Downloads\8. Ребёнок\пожарный.jpg

                                            Подготовил:

                                                                                        воспитатель первой

                                                                                        квалификационной категории

                                                                                        Родионова Ю. Н.

                                                                  2022 г.

Цель: формирование у детей навыков осторожного обращения с огнём и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать умение реально оценивать возможную опасность;

- развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

- развивать выразительность речи;

- способствовать развитию умения высказывать свои предположения;

- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

Образовательные:

 - формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;

 - закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности;

 - формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и

   обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице;

 - закрепить правила поведения при возникновении пожара;

- закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров и доступных

   средствах пожаротушения;

- совершенствовать умение делать элементарные выводы;

 - совершенствовать умение детей работать с карточкам.

Воспитательные: 

 - воспитывать ответственность за свою жизнь и за жизнь своих близких;

 - воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков;

 - воспитывать желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;

 - воспитывать у детей уважение к профессии пожарных.

Приоритетная образовательная область: социально - коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Планируемые результаты:

Дети умеют реально оценивать возможную опасность;

Дети  знают  правила обращения со спичками и  электроприборами;

Дети имеют представление  о пользе и вреде огня.

Дети имеют представление о профессии   пожарного: его действиях, форме одежды, рабочих инструментах.

Целевые ориентиры:

Дети умеют реально оценивать возможную опасность.

Дети умеют  пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Дети имеют представление о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.

Дети знают, как действовать в различных пожароопасных ситуациях и  о правилах техники безопасности в быту и на улице.

Дети знают  о причинах возникновения пожаров и доступных средствах пожаротушения.

Дети умеют  работать с карточкам.

Материалы и оборудование  для воспитателя: проектор, ноутбук, видео презентация, письмо, красный мяч.

Материалы и оборудование  для детей:

карточки с предметными картинками;

сюжетные картинки;

простые карандаши;

голубые повязки;

красные ленты.

Предварительная работа:

 - чтение художественной литературы по теме;

 - разучивание стихов, песен по теме;

 - разгадывание загадок;

 - просмотр изображений по теме.

Ход ОД:

Слайд №1 (На экране титульный лист мероприятия)

Организационный момент.

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд № 2 (На экране светит солнышко)

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глаза тихонько закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И их к сердцу поднесём.

Введение в ОД, мотивация детей

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам одну загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте её разгадать:

У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я — … 
(огонь) (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! А где вы видели огонь? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, огонь друг или враг для человека? (Ответы детей).

Воспитатель: А  скажите, пожалуйста, огонь всегда приносит человеку беды и несчастья? Или от него и польза есть? (Ответы детей).

Воспитатель: От чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом? (Ответы детей).

Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы!

Огонь даёт нам тепло, свет, на огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары. Однако, при неосторожном обращении с огнём может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; огнём можно обжечься.

Воспитатель: А что же может стать причиной пожара? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём, с электроприборами. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Воспитатель: Огонь - не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Именно поэтому есть люди, которые день и ночь борются с огнём и тушат пожары. Вы знаете, кто они? (Ответы детей)

Воспитатель. Совершенно верно. А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать пожарные? (Ответы детей)

Воспитатель. Опасна ли профессия пожарного? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на экран и скажите, во что одет пожарный? (Ответы детей) 

Слайд № 3 (На экране изображение пожарного)

Воспитатель: Да, пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, а зачем пожарному нужна каска? (Ответы детей)

Совместная постановка детской  цели деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня  к нам в группу пришло тревожное письмо от Пожарного инспектора. Послушайте, пожалуйста, я вам его прочту.

«Дорогие ребята группы «Чебурашка»! Я – Пожарный инспектор. В нашем городе, к сожалению, в последнее время случается так много пожаров, что мои пожарные  не справляются, и в результате этого, погибает очень много людей и животных. Именно поэтому я  хочу попросить вас оказать им помощь в тушении пожаров. Но, чтобы стать пожарными, необходимо пройти специальное обучение, подготовку. Ждём вашей помощи!»

Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным? (Ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы стать пожарными, необходимо много знать и уметь. Поэтому я вам предлагаю пройти учения в Школе пожарных наук. Девиз школы: «Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём».

Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пожароопасные предметы? (Ответы детей)

Воспитатель:  Сейчас мы в этом убедимся! Займите, пожалуйста ,свои места за столами.

Работа с перфокартами (за столами).

Воспитатель: А вот и ваше первое задание. Посмотрите, перед вами лежат карточки с предметными картинками. Обведите карандашом на карточке только  пожароопасные предметы. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Какие предметы вы обвели? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы будете себя вести по отношению к ним? Что нельзя с ними делать? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с первым заданием. Воспитатель: Следующее задание – игра, которая называется «Составь правило по картинке».

Воспитатель: На каждый стол я  сейчас раздам по сюжетной картинке. Ваша задача – внимательно их рассмотреть  и составить  по ним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы избежать возникновения  различных пожароопасных ситуаций. (Ответы детей).

 -Нельзя играть с огнем!

- Нельзя играть со спичками и зажигалками!

- Нельзя включать много электроприборов в одну розетку!

- Нельзя засовывать в розетку разные посторонние предметы!

- Нельзя включать неисправную гирлянду!

- Нельзя поджигать тополиный пух!

- Когда случается пожар нельзя прятаться, а нужно бежать к выходу!

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательны и  составили точные правила безопасного  поведения.

Воспитатель: Ребята, но, к  большому сожалению, не все эти правила знают и соблюдают, и тогда случается беда. А что же нужно делать, если пожар всё-таки случился? Как можно его потушить? Посмотрите на экран и назовите мне средства пожаротушения. (Ответы детей).

Слайд № 4 (На экране картинки средств пожаротушения)

Воспитатель: Правильно. Такие средства пожаротушения называют подручными. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Всё верно. Но во всех учреждениях: магазинах, на заводах есть специальное оборудование, пожарные посты или пожарные щиты. Посмотрите на экран.

Слайд № 5 (На экране изображение пожарного поста)

Какое оборудование вы видите на пожарном посту? (ящик с песком, лопаты, лом, ведра, огнетушитель). (Ответы детей).

Воспитатель: Всё верно! Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Огонь и вода».

Физкультминутка (подвижная игра «Огонь и вода»)

Одному-двум детям на руку надеваются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным дают красные ленточки, они — «огонь». Повязки прикрепляют к одежде сзади. Дети — «огонь» водят хоровод и произносят слова:

Разгорайся, огонь,

Разгорайся большой.
Пламя выше, пламя круче,
Достаёт до самой тучи.
Но появится вода, и огню тогда беда!
Раз, два, три! Вода, огонь туши!

После последних слов, дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».

Воспитатель: Молодцы! Вы не только умные, но ещё очень внимательные и быстрые!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у пожарных есть помощники? (Ответы детей).

Слайд № 6 (На экране изображение пожарной машины)

Воспитатель. Посмотрите на экран и скажите, какой помощник здесь изображён? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы слышали сирену пожарной машины? Для чего она нужна? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд.

Слайд № 7 (На экране изображён пожарный вертолёт, поезд )

Воспитатель: Какие здесь изображены помощники? (Ответы детей).

Воспитатель: Где помогают эти помощники? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно. А почему пожарные машины и вертолёты красного цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, следующее задание для вас - игра «Шаг вперёд - два назад».

Предлагаю вам построиться в одну шеренгу. Я буду называть поступки детей. Если они правильные, то вы делаете шаг вперёд, а если опасные - два шага назад.

Будьте внимательны!

1. Для девчонки Оли куклы-подружки,
   А спички - вовсе не игрушки. (шаг вперёд)

2. Вышла на улицу Мила,
   Про утюг совсем забыла.
   Он на юбке грелся, грелся-
   Лёгкий шёлк и загорелся. (2 шага назад)

3. Братик старший мой Серёжка
   Увидал огонь в окошко.
   01 он позвонил
   И пожарным сообщил. (шаг вперёд)
4. В красивый новогодний вечер,
   Саша зажёг на ёлке свечи. (2 шага назад)

5. Правила пожарной безопасности Вова чётко знал.
   Спички, зажигалки никогда не брал! (шаг вперёд)

Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием!

Ребята, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьётся дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живёт». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. Стоит вдохнуть его несколько раз и может закружиться голова. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымлённом помещении? (Ответы детей).

Воспитатель:  Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т.к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, — так от дыма не спастись, а пожарные долго не могут найти детей из-за этого. Нужно закрыть плотно дверь и бежать на улицу!

Воспитатель: А зачем нужно закрыть плотно дверь? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Всё правильно. Молодцы!

Слайд № 8 (На экране изображение диспетчерской пожарной службы )

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Мы с вами оказались в диспетчерской пожарной службы. Как вы думаете кто здесь работает? (Ответы детей).

Воспитатель: Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От его действий многое зависит. Поступает звонок, диспетчер выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.

Воспитатель. Ребята, а вы помните по какому номеру звонить, если вдруг случился пожар?

Ребёнок: Знает каждый гражданин,

                 Этот номер -  01

                 Если к вам пришла беда,

                 Позвони скорей туда.

Воспитатель: Верно. А ещё пожарных можно вызвать с мобильного телефона по номерам 101 и 112.  Но при этом обязательно нужно, четко, ясно указать  свой точный адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж.

Воспитатель: Итак, давайте мы ещё раз с вами повторим правила пожарной безопасности и поиграем в игру «А ну-ка, отгадай» (игра с красным мячом).

 (Воспитатель начинает стихотворную строчку, а ребёнок, которому он передаёт мяч, должен закончить стихотворение).

  1. Где с огнём беспечны люди,

          Там взовьется в небо жар.

          Там всегда грозить нам будет

          Злой, опаснейший …(пожар).

  1. Раз, два, три, четыре.

          У кого пожар в …(квартире).

  1. Дым столбом поднялся  вдруг.

           Кто не выключил …(утюг).

  1. Раскалился если вдруг

           Электрический утюг

           Что должны вы сделать детки?

           Вынуть вилку из…(розетки)

  1. Красный отблеск побежал.

          Кто со спичками…(играл)?

  1. Стол и шкаф горели разом

           Кто сушил бельё над …(газом)?

  1. Пламя прыгнуло в листву.

           Кто у дома жёг…(траву)?

  1. Упал на пол уголёк-

           Деревянный пол зажёг.

           Не смотри, не жди, не стой,

           А залей его … (водой).

  1.  Что за тесный, тесный дом?
    Сто сестричек жмутся в нём.
    И любая из сестричек
    Может вспыхнуть, как костер.
    Не шути с сестричками,
    Тоненькими … (спичками)
  2. Если младшие сестрички

           Зажигают дома спички

           Что должны вы предпринять

           Сразу спички…(отобрать) .

  1. Если хочешь ты гулять,

           Вскачь не надо убегать,

           Закрывая в доме дверь,

           Всё ли выключил?...(проверь).

  1. Если вдруг пожар возник,

           Ты обязан в тот же миг

           В часть пожарным позвонить

           О пожаре… (сообщить) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо знаете правила пожарной безопасности.

Подведение итогов

Воспитатель:  А теперь  давайте с вами вспомним, о чём  мы сегодня  говорили на занятии, что делали и что нового узнали. (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? (Ответы детей)

Воспитатель: Было ли вам интересно?  (Ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже было очень интересно. Вы не передумали стать юными пожарными ? (Ответы детей)

Выходят 4 мальчика и читают стихи:

  1. мальчик: Я хочу пожарным стать.
                    И во всём им помогать,
                    Вот только надо подрасти.
                    И  школу мудрости пройти.

      2 мальчик:  Я стану пожарным, отважным пожарным.
                          И буду спасать я людей из огня.
                          В машине с сигналом примчусь на пожар я,
                          На помощь зовите и ждите меня.

      3 мальчик: Огонь будет жарким, огонь будет сильным.
                         Пусть в облаке дыма мне трудно дышать.
                         Но сделаю всё для победы над ним я.
                         Сумею не струсить и пламя сдержать.

      4 мальчик: Огонь захлебнётся и в пар обернётся,
                         Погаснет последний уже уголёк
                         Пожарный устало вам всем улыбнётся
                         И скажет, нелёгкий сегодня денёк.

         Все вместе: Надо ночью, надо днём
                              Быть внимательным с огнём.

Воспитатель. Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.

(Дети строятся в шеренгу, воспитатель вешает им на шею медальки «Юный пожарный»)

Воспитатель. Предлагаю вам исполнить песню «Отважный пожарный»

Исполнение песни «Я с рожденья хочу быть пожарным»

Воспитатель. На этом наше занятие окончено. Всем спасибо!

Слайд № 9 (Всем спасибо!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре в подготовительной к школе группе «Юные пожарные»

Конспект занятия по физкультуре в подготовительной к школе группе «Юные пожарные»...

«Хотим всё знать!» Конспект игрового подгруппового занятия познавательной и социально-коммуникативной направленности. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка&raqu...

Образовательная деятельность по физическому развитию в подготовительной к школе группе "Юные пожарные"

Образовательная деятельность по физическому развитию в подготовительной к школе группе "Юные пожарные" с презентацией...

Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа

Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...

Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа

Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...