Консультация для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах"
учебно-методический материал по обж (старшая, подготовительная группа)

Дроботова Елена Борисовна

В консультации для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах" представлен материал для педагогов по перечню уголков безопасности в группе, их наполняемости,о том, с чем педагогу необходимо знакомить детей старшей и подготовительной группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах ». Подготовила: воспитатель подготовительной группы Дроботова Е.Б .

Слайд 2

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ по формированию основ безопасности на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому существует повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды по формированию основ безопасности в ДОУ.

Слайд 3

Информация в уголке безопасности направлена на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира через решение следующих задач : Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по единому телефону экстренных служб «112» , номер телефона «Скорой помощи» «103» . Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. О правилах безопасности дорожного движения и поведения на улице, в общественном транспорте. Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. Закреплять знания детей о специальном транспорте.

Слайд 4

Задача воспитателей не только познакомить детей с правилами личной безопасности в быту, правилам дорожного движения, но и уметь предвидеть последствия неправильных действий, научить правильно, действовать в опасной ситуации. В этом помогают уголки безопасности. Информация в уголке направлена на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира через решение следующих задач: - закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. - закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. - закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре, «02» (вызов полиции, «03» («Скорая помощь»). - напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. - о правилах безопасности дорожного движения и поведения на улице, в общественном транспорте. - закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. - закреплять знания детей о специальном транспорте .

Слайд 5

Уголок безопасности должен состоять из трех «разделов» «Безопасная дорога» - дети закрепляют ПДД, дорожные знаки «Пожарная безопасность»- как избежать опасных ситуаций «Личная безопасность»- ситуации в быту и природе. В уголке размещены макеты: дороги, двора, пожарного щита, светофора. Игрушки: телефон, атрибуты к сюжетно ролевой игре по ПДД, машинки (специальный транспорт, пожарная часть, настольные дидактические игры, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели. Интерактивные папки по пожарной и дорожной безопасности. В «Родительском уголке» должны регулярно размещаться консультации для родителей по формированию основ безопасности. В детском саду должны регулярно проводиться беседы с детьми по технике безопасности во всех режимных моментах и опасных ситуациях. Воспитателям необходимо научить детей быть внимательными, осторожными в различных ситуациях.

Слайд 6

Роль и значение уголков: Обучение ребенка основам безопасности в различных сферах - важный вклад в его дальнейшую жизнь. Это поможет избежать критичных и опасных ситуаций и даже может спать жизнь, если ситуации не удалось избежать. Основные задачи уголка: Главной задачей уголка является формирование понимания по основам безопасности у детей. Весь процесс можно разбить на следующие этапы: Сформировать представления о чрезвычайных ситуациях и научить способам их решения. Разобрать первые шаги при чрезвычайной ситуации, и куда следует обратиться за помощью. Привить безопасное для человека и природы поведение. Изучение и разбор правил дорожного движения не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя транспортного средства. Сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для природы и человека. Разбор и проработка сценариев развития и решений возможных критических, и бытовых ситуаций с помощью игр или использования раздаточного материала. В большинстве случаев, опасные ситуации можно предотвратить на ранних стадиях или избежать вообще. Научить этому ребенка — важная задача не только для воспитателя, но и для родителей, поэтому их тоже необходимо подключать к процессу обучения.

Слайд 7

В старшей группе реализация требований учебной программы по формированию основ безопасности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности : правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях ; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану . В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом « Рукотворный мир », по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике , инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

Слайд 8

В уголках по противопожарной безопасности могут быть размещены макеты, отображающие определенную территорию, направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макетах «Дом», «Квартира», «Лес» выделяются определенные объекты, где возможно возгорание, макет дополняется несколькими соразмерными объектами. Наполнение – дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материл, входящий в содержание уголка. Для обыгрывания макета дети имеют возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т. д.). В зависимости от уровня развития игры детей, воспитатель может подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпывания интереса детей и в зависимости от пройденного материала). Материал, подобранный педагогом, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.

Слайд 9

В работе н еобходимо использовать и наглядно- иллюстрационный материал (иллюстрации по ПДД и ОБЖ , плакаты, книжки - малышки, карточки с изображением опасных ситуаций , которых нужно избегать или знать, способы их ликвидации). Настольно- печатные игры (лото, пазлы , домино, разрезные картинки и т. д.), отвечающие тематике. В каждой возрастной группе должны быть представлены дидактические, настольные игры, различные атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в организованной форме обучения.

Слайд 10

В работе педагог может использовать наборы игрушек и машин, игрушки или плоскостные изображения литературных персонажей: доктор Айболит, дядя Степа- полицейский, пожарный. В качестве наглядного материала может выступать фланелеграф , магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным (геометрические фигуры разного цвета и размера, дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций, возникающих при пожаре.

Слайд 11

Педагогу в своей работе необходимо использовать произведения художественной литературы по тематике, учитывая возраст д етей. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин дом Гальченко В. Приключение пожарного. Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке. Жигулин А. Пожары. Житков Б. Первая тревога. Житков Б. Пожар в море. Житков Б. Пожар. Ильин Е. Солнечный факел. Иоселиани О. Пожарная команда. Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный. Маршак С.Я. Кошкин дом. Маршак С.Я. Пожар. Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое. Михалков С.В. Дядя Степа. Новочихин Е. 01, Спички . Пермяк Е. Как огонь воду замуж взял. Пермяк Е. Огонь - опасная игра. Пермяк Е. От костра до котла. Тарабукин И. Андрейкино дежурство. Толстой Л.Н Пожарные собаки, Пожар. Успенский Э.Н. Гололёд. Фетисова Т. Куда спешат красные машины.

Слайд 12

Содержание предметной среды в старшей и подготовительной группах. Старшая группа 1. Картины «Дорожные знаки», «Город»; 2. Макет перекрестка (элементы дороги: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, разметка: «зебра», стоп-линия, сплошная линия, прерывистые линии); 3. Дорожные знаки, светофоры, игрушки-пешеходы, игрушки и транспорт для макета. 4. Жезл ; 5. Схематическое изображение работы регулировщика ; 6. Жилеты с изображением видов транспорта; 7. Журнал для детей по БДД «Добрая дорога детства».

Слайд 13

Подготовительная группа 1 . Картины «Дорожные знаки», «Город»; 2 . Макет перекрестка (элементы дороги: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, разметка: «зебра», стоп-линия, сплошная линия, прерывистые линии); 3 . Дорожные знаки, светофоры, игрушки-пешеходы, игрушки и транспорт для макета. 4 . Картины «Виды транспорта», «Профессии работников транспорта », «Безопасные места для езды на велосипеде, самокате, роликовых коньках»; 5 . Альбомы «Правила дорожного движения»; 6 . Жезл ; 7 . Оборудование для учебного перекрестка (напольные светофоры, напольные дорожные знаки); 8 . Оборудование для занятий на учебном перекрестке (жилеты с изображением транспорта, рули и т.п.) 9 . Схематическое изображение работы регулировщика ; 10 Журнал для детей по БДД «Добрая дорога детства».

Слайд 14

Уголок пожарной безопасности –специально оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания. Требования к оформлению уголка пожарной безопасности: - педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка; - психическая и физическая безопасность игровых материалов; - оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка); - учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития; - целесообразность и удобство размещения; - эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Слайд 15

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Конспект познавательной беседы По социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности) для детей подготовительной группы детского сада «В гостях у светофора»

Конспект познавательной беседыПо социально-коммуникативному развитию(формирование основ безопасности жизнедеятельности)для детей подготовительной группы детского сада«В гостях у светофора»...

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочка»

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочк...

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы)

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы). По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 ле...

«Формирование основ безопасного поведения у детей подготовительной группы в игровой деятельности»

raquo;: себе, окружению, другим людям;– среда обитания: естественная, рукотворная, социальная (другие люди), военная средаФормирование навыков безопасной жизнедеятельности, как отмечает ряд исс...

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы)

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы) №1.Это я, это я, это все мои друзья! (5-8 лет)№2. Постовой – регулировщик (5-8 лет)№3. Будь чес...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...