Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".
статья по обж (старшая группа)

Валентина Юрьевна Мельник

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sotsialno.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социальное развитие, являясь главенствующей задачей воспитания, начинается в период первичной социализации в младенческом и раннем возрасте, на основе которого ребёнок получает необходимые в дальнейшей жизни навыки взаимодействия с окружающими. В современной системе дошкольного образования многообразие и вариативность программ обучения и воспитания дошкольников обогащают практику обучения и воспитания детей предшкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с социальным миром – это средствообразования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, входе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности.

Свою работу по приобщению ребенка дошкольного возраста к миру социальной действительности я начала с определения задач, стоящих передо мной в плане освоения дошкольникам и первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений:

- развитие игровой деятельности детей;

Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Однако, наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Евдокишина О.В., в своей статье говорила: В современном обществе ребёнок, несмотря на позитивные изменения в дошкольном образовании, еще редко включается в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Нынешняя система образования и обучения долгие годы отделяла детей и взрослых друг от друга, не включая ребёнка в трудовые и бытовые отношения, лишая его возможности игровой деятельности. Взрослые в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка, не оставляют времени для игр. Н.Л. Михайленко и Н.А. Короткова отмечают, что большинство детей вынуждены осваивать игровые действия сами, ориентируясь только на игровые материалы, игрушки, которые не могут объяснить какой сюжет выбрать для игры.

Основным препятствием в развитии самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. В работе с детьми я и каждый педагог нашего ДОУ использует различные виды игр.

-          подвижные игры,

-          ролевые игры,

 -         настольные игры,

 -         дидактические игры,

 -         театрализованные игры и др.

В подвижной игре мы развиваем как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Игры несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоциональную разрядку.

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Настольно-печатные игры — это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения.

Дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости её решение приносит ребенку.

Театрализованная игра — это детская игровая деятельность, которая чем богаче и разнообразнее, тем интереснее реальная жизнь ребенка, тем обширнее его информация об окружающем мире.

Таким образом, абсолютно, мы можем констатировать, что влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста высоко и с внедрением ФГОС приобретает всё более важное и многоплановое значение.

- приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей;

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помогать ребенку, наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности.

В своей работе я развиваю эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду.

Формирую умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливаю вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.

- формирование в сознании детей представлений о семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В течение учебного года я работала по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы. Постепенно развивала представления об изменении жизни ребенка, в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства помогала каждому дошкольнику осознавать себя. В беседах, экскурсиях, наблюдениях, показывала общественную значимость здорового образа жизни людей вообще, и самого ребенка в частности. Развиваясь и взрослея, ребёнок учится осознавать свое место в обществе. Обучая детей этике поведения, старалась расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Углубляла представления детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице. Формировала потребность вести себя, в соответствии с общепринятыми нормами. В игровых и проблемных ситуациях, учила детей понятию, что все люди придерживаются правил и этикету поведения в обществе.

Семья. Углубляла представления детей о семье и ее истории. У детей формировались знания о том, где работают их родители, как важен для общества их труд. Привлекала детей к посильному участию в подготовке различных семейных мероприятий, к выполнению постоянных обязанностей по дому. Работала в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, провела с родителями консультации, индивидуальные беседы по данной теме.

Родная страна. Расширяла представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

Продолжала формировать интерес к «малой Родине». Рассказывала детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировала представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказала детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомила с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Наша армия. Продолжала расширять представления детей о Российской армии. Рассказывала о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Рассматривали с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

 В течение учебного года формировала представления ребенка о себе, как о члене коллектива. Приобщала к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями работали по проекту «Блокада Ленинграда».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает и профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- Обучение умению слушать и слышать другого;

- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- Формирование чувства симпатии между участниками общения;

- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

- Обучение умению детей владеть собой;

- Развитие умения анализировать ситуацию;

- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

ЛИТЕРАТУРА:

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. - М. : ТЦ Сферв, 2012. - 224 с. (Модули Программы ДОУ) .

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 20 04.

Недоспасова В.А. Растём играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А. Недоспасова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003

Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002

Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007

Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001

Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005

Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004

Алиева Ш.Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715.

Евдокишина О.В, журнал « Мир науки, культуры, Образования»; выпуск № 2 (51) / 201.

Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.” Магу – 2005 г

Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста”. М – 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в процессе прогулки

Консультация освещает, каким же образом прогулка влияет на ребенка дошкольного возраста....

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Социально - личностное развитие - одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Социально - лично...

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОГУЛКИ

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

сертификат участника вебинара "Развитие ребенка дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы"

сертификат участника вебинара "Развитие ребенка дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы"...

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....