Конференция на тему «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников в быту»
методическая разработка по обж

Пунгина Екатерина Анатольевна

 

Конференция на тему

«Формирование навыков безопасного поведения

у дошкольников в быту»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск

Конференция на тему

«Формирование навыков безопасного поведения

у дошкольников в быту»

                                                                              Подготовила:

                                                      Воспитатель первой

                                                                     квалификационной категории

                                           Пунгина Е.А.

«Формирование навыков безопасного поведения

у дошкольников в быту»

Дети — самые любознательные на свете. Когда они начинают знакомиться с окружающим миром, они проверяют его на прочность, совершенно не представляя, какие опасности могут их подстерегать. Взрослые часто очень заняты и не могут всегда быть рядом с ребенком, они заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребёнок остаётся один на один с опасностью.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.  Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Мой дом – моя крепость! Чтобы в доме было безопасно,  необходимо соблюдать определенные правила поведения, которые позволят избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, обязательно нудно подготовить ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков.

Данная тема является очень актуальной.  Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии различных предметов в быту, которые могут нанести вред жизни и здоровью? Как научить помогать друг другу и самому себе? Интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Опыт безопасного поведения  не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития.  Поэтому очень важно научить дошкольников, с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

Привить навыки безопасного поведения, только рассуждая о безопасности, нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился понимать, что может представлять опасность для него, как действовать в той или иной ситуации, усвоил правила использования различных предметов. Основная группа потенциально опасных предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Семья является важнейшим институтом формирования личности ребенка.  Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.

Обучая детей правилам безопасного обращения с опасными предметами

мы подготовим их к осознанному принятию самостоятельных решений, научим правильно оценивать различные ситуации, возникающие в быту, сохраним жизнь и здоровье детей!

Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам

безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.

Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как…? По этой теме недостаточно дидактическими материала и методической литературы. Ведь достижение этой цели возможно лишь при едином методическом материале, который собран с учётом психолого-педагогических особенностей детей.

Работая по этой теме был подобран материал на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Считаю, что наилучшим вариантом для детей дошкольного возраста являются разнообразные игры в сочетании с физической активностью. Эти коллективные формы учат детей принимать решения, взаимодействовать друг с другом, а значит включать их в содержательное общение, в котором на эмоциональном уровне происходит, на мой взгляд, более эффективное усвоение важных правил. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников в быту можно разделить на два периода.

Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа), второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Второй период – это период, когда полученные знания, умения и навыки дети активно используют в повседневной жизни, закрепляют правила безопасного поведения.

Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо развивать самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», «Три медведя»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Детей необходимо убедить, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности

Рассматриваются различного рода наглядный материал, например плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре»), проводятся тематические занятия («Опасные предметы. Спички.», «Чтобы не попасть в беду»), а так же дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

Подводя итог убеждаемся, что работа по обучению навыков безопасного поведения в быту направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Формирование психологических навыков самоконтроля у дошкольников».

Коррекционно-развивающее занятие на формирование навыков самоконтроля у дошкольников....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Консультация для родителей на тему: «Формирование основных навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать....

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»

Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»

      Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»

laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...