ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по обж (старшая группа)

Фоменко Татьяна Львовна

В статье рассматривается опыт работы по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования в части формирования у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения [2].

   В своём ДОУ в различных видах деятельности формируем первичные представления дошкольников о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитываем осознанное отношение к выполнению правил безопасности, формируем осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям и способам поведения в них, элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитываем осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил, а также повышаем педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

   Для решения всех этих задач используем предметно -пространственную  развивающую среду в группе по ОБЖ, привлекаем  к  этой  работе родителей. В группах есть "Уголки безопасности", в которых содержатся специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях  в возможных опасных ситуациях. Руками педагогов и родителей изготовлены макеты улицы, леса, наборы игрушек к ним. Для сюжетно - ролевых игр используем игровыми наборами инструментов и оборудования. Созданные условия позволяют проводить тренинги по обучению детей безопасному поведению в виде дидактических игр, а также игровых упражнений и  сюжетно-ролевых игр, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуация в развёрнутом виде с ролями и игровыми действиями.

   Игры и игровые ситуации: "Это я, это я, это все мои друзья!",  "Постовой – регулировщик", "Будь честен!", "Безопасный переход",  "Исправь ошибку", "Собери светофор", "Лови, бросай, упасть не давай", "Виды транспорта ", "Автомобили переезжают в новый гараж", "Уличные трели", "Авария", "Закончить предложение", "Загадки светофора", "Разрешается - запрещается", " Дорожная математика", "Удивительные знаки", "Угадай дорожный знак", "Дорисуй дорожный знак", "Как беречь зубы", "Раз, два, три , опасный предмет найди", " Играть - не играть", "Опасно - безопасно", "Угадай и найди гриб (цветок) по описанию, загадке, стихотворению", "Съедобный грибок положи в кузовок", "Цветик - семицветик", "Удивительный мир насекомых",  настольная игра – путешествие с кубиком и фишками, "Хорошо – плохо", "Лото осторожности", "В поисках добрых слов", "Аукцион вежливых слов", "Узелок желаний", "Спасатели", "Собери рюкзак спасателя",  "Пожарные на учениях", "Огонь и вода",  "Слушай внимательно", "Если возник пожар", "Не ошибись", "У литературного камина", "Четвертый лишний", "Путешествие без опасностей" [1].

   В игре "Дорожные знаки" дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующие места на макете улицы. Использование показа  наглядных образов в ходе игры, последующей беседы и опроса, позволяет закрепить знания детей о дорожных знаках, приобщать их к дорожной лексике и познанию основ безопасности дорожного движения.

   В игре "Светофор", где светофор был изготовлен руками наших родителей, дети закрепляют умение переходить улицу на определённый сигнал светофора.  

Моделируем возможные опасные ситуации на макете и в игровом пространстве группы для того, чтобы дошкольники закрепляли правильное поведение в данных ситуациях. Считаем, что практические действия -  наиболее эффективный метод усвоения детьми правил безопасности.

   Для формирования культуры безопасности  детей дошкольного возраста используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В ДОУ есть проектор для демонстрационных презентаций и слайд-шоу, компьютерных игр, учебных видеосюжетов, обучающих мультфильмов, как средств обучения. Это повышает интерес у дошкольников, развивает у них воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу.

   Используя мультимедийные презентации или слайд-шоу, помогаем визуально представить ту или иную чрезвычайную ситуацию, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные ситуации. Демонстрация презентаций с помощью мультимедийного проектора и проекционного  экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления.

   Просмотр детьми мультфильмов: "Уроки тётушки Совы" - серии "Уроки осторожности", "Азбука безопасности на дороге"; "Спасик и его друзья"; "Смешарики": "Азбука безопасности", "Робокоп Поли. ПДД", "Безопасность - это важно"; "Аркадий Паровозов спешит на помощь", "Озорная семейка. Правила движения", "Пожарная безопасность для детей"; мультимедийных презентаций: "ПДД для дошкольников", "Дорожные знаки", "Наше тело. Как мы устроены" и последующий их анализ усиливают эффективность образовательной деятельности.

Смоделированная  на экране монитора   ситуация требует от дошкольника активизации имеющихся знаний и принятия правильного решения, что способствует развитию у него волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, решимость. Кроме того игра позволяет приобщить ребенка к сопереживанию и помощи героям, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

   Также наши воспитанники приносят из дома любимые книжки, рисунки, игрушки, которые мы также используем для рассматривания.

Во всех книгах и играх есть свои герои, попавшие в ту или иную опасную  ситуацию,  которым  нужно  помочь.  

     Для закрепления безопасного поведения в быту, на улице, в природе, используем "Логический экран": планшет с 9 липучками, набор фишек и игровой материал - блок с тематическими заданиями. В "Логический экран" вкладывают лист с заданиями, ребёнку читают вопросы к игровому заданию, ребёнок отмечает фишками правильные ответы. Не снимая фишек с экрана, переворачиваем лист. Рисунок под фишкой подтверждает правильность ответа или ошибку. Мы разработали дополнительные задания для закрепления безопасного поведения ребёнка в различных ситуациях: умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода  (например, настольной лампой, утюгом, ножом и т.п.),   навыки адекватного поведения в потенциально опасных ситуациях (например, переход улицы, взаимодействие с уличной собакой и т.п.), навыки бережного отношения к своему здоровью.     Так, в дидактической игре "Моё  зрение" содержатся следующие игровые задания:  

- карта № 1: "В каких продуктах содержится витамины полезные для глаз?",

- карта № 2: "Что вредно для зрения?",

- карты № 3: "Какие предметы, если их неправильно использовать, могут нанести вред зрению?",  

- карта № 4: "Что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение",

- карта № 5: "Что вредно для глаз?",

- карты № 6: "В каких продуктах содержатся витамины полезные для зрения?"

Дидактическая игра "Электроприборы" помогает не только  понять детям, какую важную роль в нашей жизни играют электроприборы, но и  познакомить детей  с правилами безопасного обращения с ними и наглядно представить  себе негативные последствия их неправильного применения.

   Мы поддерживаем тесный контакт  с семьями воспитанников, используя при этом и различные традиционные формы взаимодействия. Проводим беседы, консультации: "Безопасность детей в быту", "Безопасность ребёнка в летний период", "Осторожно: грипп!", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей", "Безопасность на дорогах", "Правила безопасности у водоемов весной", "Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка".

    Разрабатываем  памятки: "Здоровый образ жизни дошкольника", "Правила пожарной безопасности"  и папки-передвижки: "Бережем здоровье детей вместе!", "Зимние забавы", "Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах".

   Организуем  выставки детских рисунков: "Спички - детям не игрушки" и т.п.  

Напоминаем родителям о том, что главное в работе по формированию у ребёнка навыков безопасного поведения, является личный пример взрослого, неукоснительно соблюдающего эти правила.

   Проведённая  диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей,  говорит о том, что они могут выделять источники опасности, владеют способами обращения с потенциально опасными предметами, знают правила  поведения в потенциально  опасных ситуациях и  осознают необходимость их соблюдения. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и ситуациями, дошкольники намного увереннее стали чувствовать  себя в реальной жизни.

   Родители стали более внимательно  и ответственно относиться к вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей.

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Гризик, Глушкова: Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей- М.: Просвещение, 2017.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».

Тема: «Играя – изучаем!» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей на дороге:Задачи: - познакомить детей с профессиями – врач, полицейский и формировать у детей пе...

Проект. Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Проект по теме: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»....

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...