Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
статья по обж (младшая группа)

Захарова Юлия Сергеевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

 

 

Детский дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и большим количеством попыток детей узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями, стимулировать развитие его самостоятельности и ответственности.         

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольном учреждении осуществляется в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание навыков безопасного поведения у самих дошкольников.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются следующие методы формирования навыков безопасного поведения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение, вопросы к детям),

- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, плакатов, книг),

- практические (выполнение творческих работ, настольные и подвижные игры, упражнения).

В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения необходимо избегать излишнего запугивания детей, вселяя уверенность в том, что в большей безопасности находится всегда тот, кто предупрежден и если соблюдать правила личной безопасности, то неприятностей непременно можно избежать.

В случае регулирования поведения детей путём прямого запрета, необходимо использовать объяснение причины запрета и рассказывать о возможных последствиях несоблюдения правил безопасного поведения. Прямой запрет необходимо использовать минимально, т.к. лучший урок безопасного поведения для дошкольников это пример окружающих ребёнка взрослых.

Работа в нашей дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения строится с учётом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Работа воспитателей по формированию навыков безопасного поведения у детей даёт положительные результаты когда привлекаются родители детей и требования к соблюдению правил безопасности едины.  

После выявления уровня осведомлённости родителей в основах безопасности путём беседы или проведения анкетирования, на основании полученных результатов, строится работа с родителями. Важно достичь понимания родителями того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было минимальное количество опасных ситуаций.

Работа с родителями проводится в следующих формах:

- анкетирование, тестирование, опрос;

- тематические родительские собрания, беседы;

- просветительская работа (папки передвижки, памятки, консультации);

- выставки детских и совместных с родителями работ;

- рекомендация видеофильмов и мультфильмов;

- совместное пополнение предметно - развивающей среды

- информация на сайте ДОУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Юлия Сергеевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Детский дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и большим количеством попыток детей узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями, стимулировать развитие его самостоятельности и ответственности.         

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольном учреждении осуществляется в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание навыков безопасного поведения у самих дошкольников.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются следующие методы формирования навыков безопасного поведения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение, вопросы к детям),

- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, плакатов, книг),

- практические (выполнение творческих работ, настольные и подвижные игры, упражнения).

В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения необходимо избегать излишнего запугивания детей, вселяя уверенность в том, что в большей безопасности находится всегда тот, кто предупрежден и если соблюдать правила личной безопасности, то неприятностей непременно можно избежать.

В случае регулирования поведения детей путём прямого запрета, необходимо использовать объяснение причины запрета и рассказывать о возможных последствиях несоблюдения правил безопасного поведения. Прямой запрет необходимо использовать минимально, т.к. лучший урок безопасного поведения для дошкольников это пример окружающих ребёнка взрослых.

Работа в нашей дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения строится с учётом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Работа воспитателей по формированию навыков безопасного поведения у детей даёт положительные результаты когда привлекаются родители детей и требования к соблюдению правил безопасности едины.  

После выявления уровня осведомлённости родителей в основах безопасности путём беседы или проведения анкетирования, на основании полученных результатов, строится работа с родителями. Важно достичь понимания родителями того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было минимальное количество опасных ситуаций.

Работа с родителями проводится в следующих формах:

- анкетирование, тестирование, опрос;

- тематические родительские собрания, беседы;

- просветительская работа (папки передвижки, памятки, консультации);

- выставки детских и совместных с родителями работ;

- рекомендация видеофильмов и мультфильмов;

- совместное пополнение предметно - развивающей среды

- информация на сайте ДОУ

Наглядные методы в группе младшего дошкольного возраста

Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов, наглядных  пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Показ иллюстрационного материала сопровождается развёрнутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом.

Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей, рекомендуем его родителям. Советуем использовать мультфильмы, созданные в советский период («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»,  и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью, а так же современные мультфильмы с последующим обсуждением с ребёнком увиденного (например «Стасик и его друзья»,  «Смешарики. Азбука безопасности», «Аркадий Паровозов спешит на помощь»), раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.

В группе младшего дошкольного возраста воспитатель сам ведёт ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Обсуждаемые на примере персонажа сюжеты, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Последующе напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, позволяет предупредить нежелательное поведение ребёнка.

Беседы, обсуждение

На заданную тему (безопасность жизнедеятельности на дороге, в быту, на улице и другие) проводятся беседа со всей группой или с подгруппой детей, с последующей рефлексией, ответами детей на вопросы то теме.

Практические методы

Игровые упражнения и игры являются действенным средством для уточнения и

закрепления представлений младших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.

Настольные (настенные) игры «Собери светофор», «Помогу Маше и Васе перейти дорогу», игровой макет улицы и творческие задания («Закрась светофор», «Сделаем переход для куклы Маши» и др.) позволяют закрепить полученные знания о безопасном поведении на дороге, развивают мелкую рук, память и внимание.

В группе созданы условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Дом.Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествие на транспорте». Возможно разыграть и другие ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения или внести в сюжетно - ролевую игру образовательный момент.

Применяется моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода для отработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта («Что может произойти если посуда будет на полу?» и др.)

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Водители автобуса», «Поезд», «Мы водители» также позволяют закрепить полученные знания и умение своевременно реагировать на сигнал светофора.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в моём опыте активно используется музыкальная деятельность: прослушивание песен, пение. Используются песни для закрепления знаний правил дорожного движения («Разрешается - Запрещается», «Светофор» и др.). Музыкальная деятельность позволяет легко и ненавязчиво, с положительным настроем преподнести детям правила поведения,  сформировать навыки безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

В материале описаны современные технологии формирования у детей  старшей группы ДОО навыков безопасного поведения....

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

   Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которо...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

Самообразование воспитателя на тему: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна, дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещ...