Педагогический межпредметный проект по безопасности дорожного движения "Детству безопасную дорогу"
проект по обж (старшая группа)

Стукалова Юлия Владимировна

Проект «Детству безопасную дорогу» направлен на формирование у детей культуры поведения на дорогах, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.

Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровые занятия, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, игры, песни, работа с воспитателями, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов по безопасности дорожного движения

    Наименование проекта           «Детству безопасную дорогу»

    Номинация                              «Светофор безопасности»

Автор: Стукалова Юлия Владимировна,

старший воспитатель

Костромская область, Парфеньевский муниципальный округ

2022 год

Паспорт педагогического межпредметного проекта

 по безопасности дорожного движения

Название проекта

«Детству безопасную дорогу»

Номинация

«Светофор безопасности»

Категория

А – проект реализован и завершен

Цель проекта

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Задачи проекта

  • Познакомить педагогов с новой технологией -  кейс-технология.
  • Разработать методическое пособие «Кейс-технология как средство обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».
  • Принять участие в районном муниципальном конкурсе «Лучший уголок по ПДД»
  • Дать представление о световозвращающих элементах.
  • Познакомить детей с дорожными знаками – запрещающими, предупреждающими и информационно-указательными.
  • Уточнять знания детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора.
  • Знакомить с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Расширять представления детей о работе ГИБДД.
  • Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
  • Закрепить виды транспорта.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Целевая аудитория проекта

Воспитанники старшей разновозрастной  группы (4-7 лет), воспитатели, родители (законные представители).

Межпредметные связи и интеграция содержания учебных предметов, предметных областей знаний, видов учебной, внеучебной, творческой деятельности обучающихся в структуре и процессе реализации педагогического проекта

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Аннотация (краткое содержание)

Проект разработан в соответствии с ФГОС на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальной программы Н.Н.Авдеевой, Н.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность».  

Проект «Детству безопасную дорогу» направлен на формирование у детей культуры поведения на дорогах, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.

Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровые занятия, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, игры, песни, работа с воспитателями, работа с родителями.

Педагогический проект реализован в МКДОУ детский сад «Тополек» с воспитанниками старшей разновозрастной группы.

Планируемые результаты межпредметного проекта

С помощью кейс-технологии у детей сформируются знания об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора, о видах дорожных знаков.

Познакомятся с различными видами транспорта.

Узнают, что такое фликер и для чего он нужен.

Сформируется осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Расширятся представления детей о работе ГИБДД.

Этапы и сроки проекта

Этап

Содержание

Сроки

Подготовительный

  1. Подобрать методическую, художественную, научно-популярную литературу по данной теме.
  2. Провести семинар-практикум с педагогами на тему: «Кейс-технология. Кейс по ПДД»
  3. Подобрать атрибуты для игровой деятельности.
  4. Составить план работы по реализации проекта.
  5. Оформить картотеки по теме (подвижные игры, загадки, стихи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры)
  6. Провести анкетирование родителей.
  7. Составить рекомендации, буклеты, памятки для родителей и педагогов.
  8. Изготовить Кейс по ПДД

Сентябрь – октябрь 2021г

Основной

  • Познавательное развитие

Нод «Дрога и я», «Правила дорожного движения», «Здравствуй, Светофория», «Вежливые пассажиры».

Экскурсия на перекрёсток.

Беседа «Виды транспорта и их отличия», «Полицейский – регулировщик», «Безопасное поведение в транспорте».

Дидактическая игра «Да – нет», «Виды перекрестков», «Собери светофор», «Найди и назови», «Собери дорожный знак»

  • Социально-коммуникативное развитие

Работа с кейсом по ПДД

Ситуативный разговор «Мы по улице идём – маму за руку берём», «Кому уступить место в автобусе?».

Сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Регулировщик», «Мы – водители, мы – пешеходы» и другие.

Показ кукольного спектакля «Колобок и Фликкер».

Просмотр обучающих мультфильмов.

Знакомство с профессиями – регулировщик, кондуктор, полицейский, водитель, автомойщик.

Наблюдения за транспортом, за работой полицейского, водителя.

  • Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Если бы все знаки перепутались», «Автомобили будущего».

Чтение художественной литературы  - С. Михалков, Н.Носов, М.Ильин, Я.Пишумов, М.Дружинина, В.Головко, Е.Бедарев.

  • Художественно-эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация, конструирование -  «Светофор», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Улица, на которой я живу», «Перекрёсток», «Дорога в детский сад».

Прослушивание музыкальных произведений.

  • Физическое развитие

Физкультурные минутки.

Подвижные игры – «Светофор», «Узнай знак», «Дорожные знаки и автомобили», «Ехала машина – стоп», «Гараж» и др.

Участие в тематическом занятии «Правила дорожного двиения» от ООО «Совушка».

Развлечение «Вовка в тридевятом царстве Светофоровом государстве»

Развлечение «Путешествие в страну Транспортилию».

Квест – игра «В поисках зеленого огонька»

Викторина «Пешеход на улице»

Участие в районном конкурсе уголков по ПДД

Участие в областном конкурсе «Вместе за безопасность» по созданию видеороликов по правилам дорожного движения

Развлечение «Юные знатоки правил дорожного движения»

Праздник «Азбука дорог»

В течение учебного года

В течение учебного года

Апрель 2022 г

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Октябрь 2021 г

Октябрь 2021 г

Ноябрь 2021 г

Декабрь 2021 г

Февраль 2022 г

Март 2022 г

Апрель 2022 г

Апрель 2022 г

Май 2022 г

Заключительный

Анализ реализации проекта «Детству безопасную дорогу!».

Анализ достигнутых результатов.

Выявление недостач и проблем.

Определить дальнейшую работу в данном направлении.

Май 2022 г

Ресурсы проекта (по видам: материальные, информационные, интеллектуальные, организационные)

Материальные:

  • Уголок по правилам дорожного движения;
  • Выносные макеты транспортных средств, дорожных знаков;
  • Картотеки, методические и дидактические пособия.

Информационные:

  • папки-передвижки,
  • буклеты,
  • памятки,
  • презентации
  • конспекты занятий
  • методические разработки

Организационные:

  • участие в районном муниципальном конкурсе уголков по ПДД
  • проведение мероприятий
  • работа по управлению деятельностью участников проекта

Результаты проекта, индикаторы и показатели в соответствии с целью и задачами проекта

Проект реализован на базе МКДОУ детский сад «Тополек» Парфеньевского муниципального округа Костромской области в старшей разновозрастной группе.

В группе созданы условия для организации деятельности по безопасности жизни детей.

Разработанный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми и педагогами успешно выполнен. Поставленная цель – формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – выполнена. Поставленные задачи достигнуты.

Педагоги были познакомлены с новой технологией кейс, на основе которой было создано методическое пособие «Кейс по ПДД». Педагоги участвовали в конкурсах по правилам дорожного движения.

Дети познакомились с дорожными знаками, с правилами дорожного движения, с правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Расширились представления детей о работе ГИБДД. У воспитанников повысились знания об элементах дороги, о различных видах транспорта.

Были подведены итоги по результатам диагностики. У большинства детей сформировалось правильное понимание значимости правил дорожного движения. Небольшой процент детей (3%) не усвоил правила поведения на дороге и в транспорте.

Методы, приёмы, средства оценки результативности проекта

Методы:

Наглядные – наблюдение, целевые прогулки, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ.

Словесные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы, словесные игры, упражнения,

Практические – дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

Приёмы –показ способов, действий, вопросы, указания, объяснение, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации.

Риски и ограничения по достижению целей проекта

Слабая активность родителей в участии. Незаинтересованность некоторых детей в отдельных видах занятий.

Перспективы развития проекта, в том числе в онлайн формате

Продолжить работу по данной теме. Использовать кейс – технологию в практике работы педагогов.

Приложения

Приложение №1   Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дорога и я»

Приложение №2 Анкета для родителей

 «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

Цифровые следы проекта

Приложение №1

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дорога и я»

Цель: продолжить знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь.

3. Воспительные: воспитывать уважительное отношение к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте. Тема нашего занятия «Дорога и Я».

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мышонок Джерри. Послушайте стихотворение и догадайтесь, чему хочет научиться Джерри на занятии:

     По городу, по улице не ходят просто так

     Когда не знаешь правил ты легко попасть впросак.

     Свои имеют правила шофёр и пешеход.

Кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад?

Кто тебе помогает переходить улицу?

Какие правила вы соблюдаете при переходе улиц?

(Обобщая ответы детей).

Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения.

Отгадайте загадку:

   Куда бежит – сама не знает в степи ровна, в лесу плутает,

   Споткнётся у порога что это?   (Дорога)

Что такое дорога?

(Возможные варианты ответов детей).

Дорога – это обустроенная или приспособленная используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Знакомство с элементами дороги

Воспитатель:

Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.

Ребята, мышонок Джерри не может понять, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?

Послушайте рассказ И.Серякова «Твой друг - тротуар» и попробуйте найти ответ на вопрос: для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?

Рассказ И.Серякова «Твой друг - тротуар»

Это случилось в старой Москве много - много лет назад. Был летний вечер. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю улицу. Развалившиеся на сиденьях купчики колотили кучеров кулаками в спины и кричали:

- Гони, на чай получишь!

Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло:

- Берегись!

Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала колотить чем попало и пассажиров, и кучеров. На мостовой остались пострадавшие. «Как избежать несчастных случаев?» - гадали хозяева города.

- Надо переделать улицу между конными экипажами и пешеходами, - предлагали разумные люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога для пешеходов. Тротуар сделан намного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.

В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где почему-то не сделали тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.

Воспитатель:

    Чтобы ходить, ничего не боясь, придумали люди проезжую часть.

     И делать там нечего пешим…

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

У пеших своя, пешеходная часть, где нету дороги проезжим.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.

Физминутка

     Мы по улице шагаем, и ворон мы не считаем.

     Смело мы идём вперёд, где пешеходный переход.

     Когда дорогу перешли, можно и попрыгать: раз, два, три.

Знакомство с видами переходов

Воспитатель:

Нашему мышонку Джерри тоже захотелось перейти дорогу, но только он не знает, как это сделать. Как перейти с одной стороны улицы на другую? (по пешеходным переходам). Переходить через дорогу можно только в специально предназначенных для этого местах.

Переходы через дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и такие переходы называются «зеброй». Как вы думаете, почему? (Именно так окрашена зебра).

Я хочу предупредить вас о том, что переходить через дорогу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.

На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой – это надземные переходы.

В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.

Места этих переходов указывают дорожными знаками.

Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или расположении на пути следования, обозначенных на этих знаках объектов.

Знакомство со знаками

Воспитатель:

Ребята, Джерри нашёл дорожные знаки. Но дело в том, что он не может найти те, которые обозначают пешеходный переход.

Какие знаки указывают на пешеходный переход? Почему?

Работа по картинке

 Воспитатель:

Наш гость – Джерри внимательно слушал, всё усвоил и решил выйти на улицу, но вдруг он увидел мальчика. Поведение мальчика очень возмутило Джерри.

Почему? Как вы думаете, ребята? Правильно ли поступает мальчик?

Где нужно перейти дорогу?

 Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход!

Подземный, надземный, похожий на зебру

Знай, что только переход от машин тебя спасёт!

Игра на внимание «Пешеход»

(Дети выполняют за воспитателем движения только тогда, когда слышат слово пешеход).

Воспитатель:

В какие игры вы любите играть на улице?

А можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?

Посмотрите на рисунки и скажите, верно - ли выбрано место для игры.(Ответы детей).

Опасно играть на мостовой! Все игры должны быть лишь в отведенных для них местах (во дворе, на стадионе, детских площадках).

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Ребята, дайте правильный совет мышонку Джерри:

   Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

   Там иди, где весь народ, где есть надпись … (переход)

    Объяснить надо запросто, будь ты мал или стар:

    Мостовая для транспорта, для тебя … (тротуар)

Там, где есть машин поток, дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток, значит там … (дорога)

Если ты спешишь домой, не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай и другим … (не разрешай)

Воспитатель:

Кого называют пешеходом?

Что такое дорога?

Для чего предназначен тротуар?

Наше занятие подошло к концу. Чему же научился мышонок Джерри?

Какие важные правила дорожного движения мы должны знать?

(Ответы детей).

Ребята, запомните правила пешеходов!

1. Будьте дисциплинированными на улице!

2. Ходите только по тротуару!

3. Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.

4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!

На улице будьте внимательны, дети! Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!

А запомнить эти правила вам поможет памятка «Правила поведения пешеходов».

Правила поведения пешеходов

Ребята, будьте дисциплинированными на улице!

1. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.

2. Переходя улицу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины - направо!

3. Ходите только по тротуару.

4. Идите, придерживаясь правой стороны.

5. Не бегите, идите только шагом.

6. Обходите препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.

7. Не останавливайтесь на середине тротуара. Отойдите в сторону ближе к домам.

8. Не играйте и не балуйтесь на тротуаре.

9. Обронив что-либо на проезжую часть, оставайтесь на тротуаре и обратитесь за помощью к взрослым.

10. Не перелезайте через пешеходное ограждение. Не подлезайте под него и не сидите на нём.

Приложение №2

Анкета для родителей

«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

1.Считаете ли Вы важной проблему детской безопасности на дорогах?

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

2. Какая работа проводится в Вашей семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения?

 - беседы с ребенком о его безопасности на дороге;

 - чтение детской литературы о правилах дорожного движения;

 - просмотры мультфильмов о правилах безопасного поведения на дороге;

 - практические навыки поведения на дороге;

 - углубленное изучение Правил дорожного движения.

3.       Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

- ежедневно

- иногда

- очень редко

- не говорите на эту тему

- другие ответы__________________________________________

4. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающих мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду?

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

 5. С кем обычно гуляет во дворе Ваш ребёнок?

 - один, я наблюдаю из окна;

 - гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с другими родителями;

 - нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.

6. Обучаете ли Вы своего ребёнка правилам поведения в городском транспорте?

 - да;

 - нет.

7. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

 - организация выставки литературы по данной теме;

 - проведение лекториев для родителей;

 - встречи с инспектором ГАИ;

 - проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);

 - размещение информации в уголке для родителей;

 - индивидуальные беседы;

 - родительские собрания по данной теме.

8. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в нашем детском саду:

 - на высоком;

- на среднем;        

- на низком.                                                            

    Благодарим Вас за искренние ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения месячника безопасности дорожного движения «Безопасная зимняя дорога». (с19 декабря 2016г. по 19 января 2017г.). Старшая группа № 6 « Сказка». Воспитатель Орехова Л.А.

Закрепить знания о безопасном поведении на дороге -   проезжей части и на тротуаре. Знакомить детей с особенностями передвижения машин и пешеходов по зимней дороге. Расширять знание о назнач...

Сборник сценариев культурно-досуговых форм по безопасности дорожного движения "Безопасные дороги - детям"

Данный сборник ценариев предназначен для педагогов старшей и подготовительной групп детского сада, чтобы интересно и с пользой проводить с детьми мероприятия по обучению правилам дорожного движения. В...

Конспект интегрированного занятия по безопасности дорожного движения «Правила дороги-правила жизни» «Хоттабыч на неведомых дорожках»

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, уточнить названия некоторых знаков, воспитывать толерантное отношение к другим людям, воспитывать культуру взаимоотно...

Методическая разработка мероприятий на тему «Безопасность дорожного движения»: «Безопасная дорога от дома к детскому саду»

Я работаю по теме «Безопасная дорога от дома к детскому саду», которая включает ряд познавательных и игровых мероприятий.Предлагаю конспект целевой прогулки для детей младшей группы«...

Отчет о проведении недели безопасности дорожного движения «Безопасная дорога» в средней группе.

Отчет о проведении недели безопасности дорожного движения «Безопасная дорога» в средней группе.Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэт...

Проведение в подготовительной группе недели безопасности дорожного движения «Безопасная дорога»

проведении в подготовительной группе недели безопасности дорожного движения «Безопасная дорога»...