Подвижная игра по безопасности "Коварный незнакомец"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Кузнецова Лилия Александровна

Игровое пособие предназначено для совместного использования педагога с детьми/родителей с детьми -дошкольниками 5-7 лет, Игра предполагает очный формат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsovapodvizhnaya_igra-tehnologicheskaya_karta.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ СЮЖЕТНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ Старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитатели: Кузнецова Лилия Александровна

Группа: « Паровозики

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.1.   Копия игры из сборника. Название. Описание.

 Коварный незнакомец. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом незнакомца. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится незнакомцем Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них коварный незнакомец, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом всё громче): «Незнакомец покажись , незнакомец улыбнись?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Незнакомец , где ты?» - будет произнесён в третий раз, играющий, выбранный незнакомцем, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а водящий  их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного он отводит к себе в дом. После того, как  незнакомец поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!». Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. Если незнакомец выдал себя чем-нибудь, воспитатель назначает другого. Выбирать незнакомца может и кто-то из играющих. Если он долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить её границы.

1.2.Задачи.  Образовательные. Воспитательные. Оздоровительные.

. Образовательные:

  1. Совершенствовать беговые движения старших дошкольников;
  2. Упражнять в быстром беге, с увеличением скорости бега;
  3. Развивать внимание, скорость реакции, умение свободно ориентироваться в пространстве;
  4. Формировать представление об образе  коварного незнакомца - хитрый, опасный ,.

Воспитательные:

  1. Воспитывать выдержку и терпение, умение контролировать свои эмоции;
  2. Воспитывать организованность и дисциплинированность.

Оздоровительные:

Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту.

1.3. Перечень ролей.

  • Ведущий.
  • Водящий.
  • Коллективная роль.

Название ролей.

Кто выполняет роли.  

Характеристика образа роли.

 Ведущий – воспитатель или кто-то из играющих, выбранный с помощью считалки или жеребьёвки. Ведущий – спокойный, серьёзный играющий должен незаметно коснуться одного из играющих, стоящих в кругу и выбрать водящего.

 Водящий – незнакомец, тот, кого незаметно выбрал ведущий, тот, кто имеет выдержку и терпение и ничем себя не выдаёт до тех пор, пока вопрос: «Коварный незнакомец, где ты?» - будет произнесён играющими в третий раз. Незнакомец –  осторожно, затаился, ждёт, внимательно, стремительно, ловко. Бегает за играющими, может обмануть их, сменив траекторию бега. Её цель: поймать 2-3 игроков.  Дотронувшись рукой до игрока, лиса отводит его к себе в дом, обозначенный обручем на площадке. Всё добыча поймана – стоп игра.

Коллективная роль – дети ,бегать в пределах площадки и увертываться от незнакомца, внимательно слушать сигнал ведущего об окончании кона игры.

1.4. План  работы по формированию у детей представлений:

  • об  образах  ролей
  • о сюжете игры.

Сформировать у детей представления об игровом образе.

Перечень + приложение (скриншот, напечатать)

- литературный материал

- иллюстрации и др.

- конспекты ( краткий ход)

Иллюстрации «Ребенок и незнакомец». См. Приложение №1

Стихи о безопасном общении с незнакомыми людьми Приложение «2

Сказки, где раскрывается образ коварных, хитрых людей:

Русская народная сказка «Гуси -лебеди»

1.5. Правила игры.

  • Организационные.
  • Игровые.
  • Установления  выигрыша.

Формулировки правил – прямая речь.

Организационные: Воспитатель в роли ведущего: «Для начала игры нам необходимо освободить площадку от посторонних предметов, чтобы они не создавали препятствия и позволяли свободно перемещаться. Также с помощью цветного обруча мы обозначим место, где спрятался «Коварный незнакомец», куда она будет приводить пойманных детей. В ходе игры мы должны соблюдать правила техники безопасности: быть внимательными и осторожными, бегать так, чтобы не сталкиваться друг с другом. Чтобы выбрать незнакомца нам необходимо построиться в круг на расстоянии одного шага друг от друга».

Игровые: Воспитатель в роли ведущего: «По моему сигналу все должны закрыть глаза, а я, выйдя из круга, незаметно касаюсь одного из вас сзади. Я прошу вас открыть глаза, а тот, до кого я дотронулась, становится водящим –. Он должен ответственно отнестись к этой роли и не выдать себя, притаиться, до тех пока все мы вместе хором не зададим вопрос: «Коварный незнакомец, где ты?» в третий раз. Первый раз мы произносим это вопрос тихо, во второй раз – громче, и в третий раз – ещё громче.  Если незнакомец выдала себя раньше времени, мы выбираем нового. Как только вопрос: «Незнакомец, где ты?» - будет произнесён в третий раз, незнакомец, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все остальные должны разбежаться по площадке, а он будет вас догонять. Как только он рукой дотронулась до кого-то, значит, она его поймала. Пойманный игрок должен проследовать в дом лисы. Игра продолжается до тех пор, пока лиса не поймает 2-3 игроков. Как только это произойдёт, я громко произношу: «В круг!». Это значит, что игра закончена и все снова образуют круг для выбора нового водящего – коварного незнакомца. Если он очень долго не может никого поймать, значит мы выбираем нового незнакомца».

Установления  выигрыша: Воспитатель в роли ведущего: «Задача незнакомца – поймать 2-3 человек. Если он справился со своей задачей, значит она действительно хитрая, коварный. Задача всех остальных игроков - увертываться от незнакомца, не стать её добычей. Те, кто не стал поймаными, молодцы – быстрые и ловкие, смогли перехитрить незнакомца».

1.6.Создание условий.  Перечень  атрибутов. Перечень оборудования.  Схема: размер  (кв.м.),  разметка площадки и расположения  меток-ориентиров. Скриншоты, фотографии.  Количество  детей.

Подвижная игра организуется во время утренней или вечерней прогулки весной, летом, осенью, исключая дождливые дни с большими лужами. Место проведения - игровая или спортивная площадка  .  Можно играть и в помещении, например, в зале. Оборудование: цветной обруч для обозначения дома незнакомца. Оптимальное количество игроков:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.

2.1.Сбор на игру, создание интереса к игре (1,5- 2 мин).

  Приемы: потешки,  стихи, зазывалки, загадки, сюрпризный момент, звуковые сигналы, обыгрывание атрибута, мини-игра, интригующий вопрос, создание проблемно-игровой ситуации,  двигательные загадки.

Зазывалка на игру:  Кто не хочет скучать –

                                  Все бегите к нам играть!

                                  От души мы порезвимся,

                                  Вместе все повеселимся!

- Ребята, посмотрите на картинки: -Что вы видите?

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие сказки мы с вами читали, где героев похитили?. (Ответы детей)

- Верно. А, можно ли общаться с незнакомыми людьми?. (Ответы детей)

- А давайте поиграем в игру «Коварный незнакомец»?

2.2.Объяснение игры:  Задача: выделить главное,  придать целенаправленность игровым действиям,  создать атмосферу радости.

2.2.1.Форма объяснения – инструкция: краткая, понятная, эмоциональная, образная, выразительная.

2.2.2.Построение детей во время объяснения - ИП для начала игры.

Воспитатель заранее договаривается с детьми, что по условному сигналу (например, звук бубна или хлопки в ладоши) все соберутся, помогут убрать игрушки, чтобы подготовить площадку для игры. Затем воспитатель просит игроков встать в круг, он в центре круга. Воспитатель рассказывает детям всё содержание игры от начала  до конца, особенно обращает внимание на правила.  Обозначается дом коварного незнакомца – цветной обруч с краю площадки.

2..2.3.Схема объяснения (до начала игры):

- Название игры и ее замысел.

- Содержание, ход и цель игры, сигналы.   В сложной игре  вначале  - главное, по ходу  –  детали. Текст  запоминается в ходе игры.

  Приемы: рассказ-малютка, сказка-малютка, показ,  напоминание движений,  интонации голоса, мимика,  жесты, имитация (в сюжетных играх).

Незнакомец хочет поймать ребенка и заманить его к себе домой..

Он притаился и терпеливо выжидает, когда же можно будет атаковать. Дети внимательно смотрят, где спрятался незнакомец и спрашивают: «Коварный незнакомец, покажись, незнакомец улыбнись». Незнакомец,  ничем себя не выдаёт, он спрашивает вместе с ними. Как только вопрос: «Незнакомец, где ты?» будет произнесён в третий раз, он  быстро выбегает из засады в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я  здесь!». Дети разбегаются по площадке.  Незнакомец  пятнает детей и отводит в свой дом. Задача незнакомца  поймать 3 детей.

Далее выбирается новый незнакомец.

.

.

- Правила: организационные, игровые и правила выигрыша.     Приемы: уточняющие вопросы  детям на понимание правил.

Объяснение правил:

  • Для выбора незнакомца необходимо построиться в круг на расстоянии одного шага друг от друга.
  • Играем честно, закрыв глаза, не подглядываем, внимательно ждём сигнала: «Открываем глазки».
  • Тот, до кого я дотронулась сзади, становится водящим – коварным незнакомцем. Остальные – дети.
  • Все вместе хором и дети, и незнакомец произносят вопрос: «Коварный незнакомец , где ты?» 3 раза. Сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.
  • Если незнакомец выдал себя раньше времени, выбираем нового незнакомца.
  • Дети бегают быстро, но осторожно, чтобы не столкнуться друг с другом и не упасть.
  • Незнакомец может менять направление движения и обманывать детей.
  • Тот, до кого незнакомец дотронется рукой, считается пойманным и должен отправиться вместе с ней  в его  дом. Дом там, где лежит красный обруч.
  • Игра продолжается до тех пор, пока незнакомец не поймает 3зайцев.
  • Если незнакомец очень долго не может никого поймать, мы выбираем нового незнакомца.
  • Как только прозвучат слова: «В круг!», все должны снова встать в круг для выбора  нового незнакомца.

Повторение правил вместе с детьми:

  • Как вы должны встать в начале игры?
  • Кто становится «Коварным незнакомцем»?
  • Сколько раз и как надо произнести: «Коварный незнакомец, где ты?»
  • Когда незнакомец должен выбежать на середину круга?
  • Как незнакомец должен ловить детей?
  • После каких слов игра считается завершённой?

- Распределение ролей.

Приемы выбора водящего: назначает педагог, выбирают дети, (кто хорошо бегает, кто не пропустит мяч...); победитель предыдущей игры, считалка, жеребьевка. 

Выбор водящего – коварного незнакомца осуществляет ведущий - воспитатель. Дети стоят в кругу, закрыв глаза руками. Воспитатель выходит из круга и сзади незаметно касается спины одного ребёнка. Этот ребёнок, если не выдаст себя заранее, становится незнакомцем.

В случае, когда дети хорошо освоили правила игры и научились договариваться между собой, ответственную роль ведущего могут выполнять сами дети. Ведущим может быть выбран  тот, кто быстрее отгадает загадку, или тот, кто первым построился для начала игры. Ведущего можно выбрать с помощью считалки

Сидел петух на лавочке

Считал свои булавочки

Раз, два, три,-незнакомцем будешь ты!

- Раздать атрибуты.

По замыслу данная игра не предполагает использование атрибутов, так как водящий – коварный незнакомец не должен себя выдать раньше времени, а когда он это сделает, сразу должен догонять детей. Можно было бы обозначить незнакомца, когда он себя обнаружит, выйдя в центр круга, повязав  на пояс красную ленточку, или одеть на шею темный шарфик – но тогда утрачивается внезапность игры

3.РУКОВОДСТВО ХОДОМ ИГРЫ.  

3.1. Начало игрового цикла (кона).

       Размещение детей на исходные позиции  в соответствии с ролью: ведущего, судьи, водящего - главная роль, играющих – массовая роль. Сигнал на начало игры.

Ведущий – воспитатель организует детей на игру: дети собираются вокруг воспитателя в круг. Объяснив правила и повторив их вместе с детьми, воспитатель предлагает выровнять круг так, чтобы участники стояли на расстоянии шага друг от друга. Выходит из круга и просит детей закрыть глаза руками для выбора водящего – коварного незнакомца. Очутившись позади, воспитатель незаметно касается спины одного из участников, который становится  коварным незнакомцем . Воспитатель просит детей открыть глаза и говорит: « Коварный  незнакомец , совсем близко подкрался, но дети внимательны и осторожны». Все хором произносят: « Коварный незнакомец , где ты?». Дети внимательно смотрят друг на друга, пытаются угадать незнакомца и опять спрашивают: « Коварный незнакомец , где ты?». Воспитатель: «Какой же он осторожный!» Задача незнакомца не выдать себя раньше времени. Как только вопрос будет произнесён в третий раз, незнакомец  выбегает на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все разбегаются по площадке, он пытается поймать детей. Если незнакомец выдала себя раньше времени, воспитатель предлагает выбрать нового незнакомца.

3.2. Основная часть игрового цикла: выполнение детьми  игровых действий в соответствии с ролью.

       Приемы руководства: наблюдение, эпизодическое участие в игре, комментарии ( в соответствии с задачами).

Участники игры – дети бегают по площадке и увёртываются от незнакомца. Коварный незнакомец старается обмануть детей, меняет траекторию движения, пытается запятнать ребенка. Как только он касается ребенка рукой, он становится он отводит его к себе в дом. Воспитатель наблюдает и подбадривает детей: «Как быстро бегают дети, незнакомцу никак их не догнать»; «Какой коварный, ух, какой обманщик, совсем закружил девочку(мальчика)»; «Ну-ка, дети, не зевай, незнакомец уже близко!».

3.3.Завершение игрового цикла: завершение детьми игровых действий.

       Сигнал к завершению игровых действий.   Смена водящего. Переход к следующему циклу.

Как только незнакомец   поймал  3 детей и последнего отвела в свой дом, воспитатель громко говорит: «В круг», для быстрого привлечения внимания детей можно использовать бубен, свисток. Участники собираются на построение в круг для выбора нового водящего – коварного незнакомца.

 Если незнакомец  долго не может никого поймать, воспитатель: «Какие на этот раз у нас быстрые, ловкие ребята, перехитрили незнакомца, не попались ему. Устал незнакомец , выдохся, а ребята полны сил. В круг для выбора нового коварного незнакомца».

Таким образом, игра повторяется 5 раз.

3.4. Подведение итогов игры.  Оценка результата выполнения поставленных задач.  Участие детей в оценке.

В конце игры воспитатель отмечает успехи детей, говорит, что было выполнено хорошо, какие нарушения были допущены. Подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить все плюсы и минусы.

Воспитатель: «Как здорово мы поиграли, побегали, порезвились! Коварный незнакомец (Имя ребёнка) поймал детей. Самым коварным оказался (Имя ребенка), всё время путал  детей. Дети тоже молодцы: самые быстрые (Имена детей), самые ловкие (Имена детей), самые внимательные (Имена детей). Были у нас и озорные ребята, которые почему то все время падали. А какое правило, мы повторяли перед началом игры? (Ответы детей). Очень важно соблюдать все правила. Понравилась вам игра? (Ответы детей). Отлично! Все молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...