Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Резванова Светлана Николаевна

Проект по формированию у детей  основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные". В игровой форме, с помощью чтения, просмотра мультфипликационых роликов по безопасности, выполнения различных заданий дети смогуть узнать правила обращения с опасными предметами. Кроме того в проекте содержаться формы работы для детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Белочка» компенсирующего вида

 

П Р О Е К Т

по формированию ОБЖ в быту у детей старшего возраста

«Есть предметы разные: острые, опасные»

Воспитатели:

Резванова Светлана Николаевна

Мосина Галина Николаевна

Учитель-дефектолог:

Савко Ирина Юрьевна

г. Инта

2021 год

Актуальность темы:

           Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Одной из таких опасностей является травматизм. Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости. По данным ЦИТО (Центральный институт Травматологии и Ортопедии), в структуре травматизма на первом месте бытовые травмы – 66,1%.

          Причиной несчастных случаев среди детей, становится отсутствие у малышей осторожного обращения с бытовой техникой, с острыми предметами, недопустимости обращения с огнём, медицинскими препаратами, недостаточного контроля взрослых за поведением детей, а в ряде случаев – неумение родителей, педагогов правильно организовать работу по формированию ОБЖ у детей. Установлено, что дети часто проявляют интерес к «опасным», когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые отсутствуют дома. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

          Каждая семья по-своему создаёт уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребёнок может получить травму.

          Необходимо сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить их соблюдать определённые правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

         Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. На данном этапе, в соответствии с ФГОС одной из образовательных областей является область «Социально-коммуникативное развитие» и в это направление входит раздел «Формирование основ безопасности».

Проблема:

1. Как формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности в быту с учётом ФГОС.

2. Как заинтересовать родителей в организации совместной деятельности по формированию у детей ОБЖ.

Вид проекта:

Информационный, краткосрочный.

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

-  «Физическое развитие».

Цель проекта:

Создать условия, способствующие формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности  в быту.

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания об источниках опасности в быту: использование электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д.
  2. Закреплять знания о безопасном пользовании бытовыми предметами.
  3. Формировать умение детей использовать ИКТ, как средство познания окружающего.
  4. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  5. Сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах.
  6. Учить их соблюдать определённые правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
  7. Повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в быту.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2.  Развивать умение составлять простые и сложные предложения.
  3. Поддерживать попытку высказывать свою точку зрения (я думаю, я считаю).

Воспитательные задачи:

  1. Формировать умение оценивать поступки, стремление выражать свое отношение к ним.

Коррекционные задачи:

  1. Формировать функции зрительного восприятия.
  2. Учить детей выделять различные признаки предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  1. Сформируются представления об  источниках опасности в быту: при использовании электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д. через освоение образовательных областей.
  2. Узнают о поведении при несчастных случаях дома.
  3. Узнают о правилах обращения с электроприборами и опасными предметами.
  4.  Сформируется возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

У родителей:

  1. Активизируется участие родителей в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой  деятельности.
  2. Появится заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества по вопросам ОБЖ у детей.

У педагогов:

  1. Повысится компетентности педагогов по формированию ОБЖ дошкольников.
  2. Повысится уровень взаимодействия между ДОУ и семьи в вопросах формирования основ ОБЖ у детей.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

         Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Подобран информационный материал для детей: Ролики и мультфильмы из цикла «Безопасность – это важно», «Смешарики. Уроки безопасности», «Уроки тётушки совы»,  «Наше всё» (на стихи Ольги Корнеевой. 
  2. Подобран информационный материал для родителей «Уроки безопасность».
  3. Подобраны художественные произведения по формированию ОБЖ в быту: сказки «Сказка о принцессе иголочке», «Хороший совет»,  «Проводок»,  «Неосторожная резвушка», «Путаница» К.И.Чуковский;  стихотворения  «Электрический ток»,  «Чайник со свистком», «На кухне», «Нужные вещи»; рассказы «Бумажный самолётик», «Данилка и пилка».
  4. Разработана анкета для родителей «Безопасность детей дома».
  5. Подобран информационный материал для родителей «Уроки безопасности».
  6. Разработаны зрительные гимнастики по теме проекта.
  7. Разработаны формы совместной деятельности взрослых и детей:

          Конспекты ООД «Бабушкина шкатулка», «Есть предметы разные:

          острые, опасные».      

  Основной этап:

  1. Проведена анкета с родителями  «Безопасность детей дома».
  2. В совместной деятельности с детьми проведены:
  • ООД «Бабушкина шкатулка» (вхождение в проект).
  • Просмотрены ролики и мультфильмы из цикла в рамках программы МЧС России «Безопасность – это важно», «Смешарики. Уроки безопасности», «Уроки тётушки Совы».
  • Создана игра – презентация «Можно – нельзя!»
  • Проведены беседы с детьми: «Ни ночью, ни днём не шутите с огнём»,  «Нужные вещи, молоток и клещи», «Ножницы, катушки – это не игрушки», «Волшебный сундучок», «Давайте поразмышляем, что может случиться если…»
  • Проведены дидактические и развивающие игры: «Что может быть источником (пореза, отравления…)»,  «Можно – нельзя», «Опасно или нет», «Четвёртый лишний», «Собери картинку».
  • Прочитаны и прошли беседы по художественным произведениям «Сказка о принцессе иголочке», «Хороший совет»,  «Проводок»,  «Неосторожная резвушка», К.И Чуковский «Путаница»,  стихотворения  «Электрический ток»,  «Чайник со свистком», «На кухне», «Нужные вещи»,  Т.А.Шорыгина  «Данилка и пилка».
  • Рассмотрены иллюстрации к произведениям (для детей с нарушением зрения использовались держатели, конторки, сенсорно-дидактические подвески).
  • Обыграли  ситуации «Корзина с опасными инструментами»,  «Вызов скорой помощи».
  • Организована выставка нарисованных родителями совместно с детьми рисунков по ОБЖ при обращении с опасными предметами.

Заключительный этап:

  1.  ООД  «Есть предметы разные:  острые, опасные».

Результаты проекта:

  1. У детей сформировалось представление об  источниках опасности в быту: при использовании электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д. Это видно из итогового  ООД «Есть предметы разные: острые, опасные»,  бесед с родителями.
  2. Активизировались родители как  участники воспитательно-образовательного процесса.
  3. Дети научились соблюдать определённые правила при использовании опасных предметов.

Продукт проекта:  

  1. В группе в развивающей среде созданы условия для воспитания ОБЖ в быту: в центре ОБЖ располагается дидактические игры и папки с сюжетными картинками, оформлена папка с рисунками,  которые нарисовали  родители и дети по теме проекта.
  2. Создана  игра – презентация по формированию ОБЖ «Можно – нельзя».
  3. Презентация проекта « Есть предметы разные: острые, опасные».
  4. Фото отчёт с итогового ООД.
  5. Выставка рисунков « Есть предметы разные: острые, опасные».
  6. Разработаны зрительные гимнастики по теме проекта.

Список литературы:

  1. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет», Шорыгина Т.А. Творческий центр «Сфера», Москва 2006 год.
  2.  «Формирование основ безопасности у дошкольников»,  Белая К.Ю. Издательство «Мозаика – синтез» 2006.
  3. Сайт https://kolobok7.ru/
  4. Сайт detsad61.odinedu.ru
  5. Сайт сайт dbvl2.ru
  6. senya-spasatel.ry  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Белочка» компенсирующего вида

 

П Р О Е К Т

по формированию ОБЖ в быту у детей старшего возраста

«Есть предметы разные: острые, опасные»

Воспитатели:

Резванова Светлана Николаевна

Мосина Галина Николаевна

Учитель-дефектолог:

Савко Ирина Юрьевна

г. Инта

2021 год

Актуальность темы:

           Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Одной из таких опасностей является травматизм. Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости. По данным ЦИТО (Центральный институт Травматологии и Ортопедии), в структуре травматизма на первом месте бытовые травмы – 66,1%.

          Причиной несчастных случаев среди детей, становится отсутствие у малышей осторожного обращения с бытовой техникой, с острыми предметами, недопустимости обращения с огнём, медицинскими препаратами, недостаточного контроля взрослых за поведением детей, а в ряде случаев – неумение родителей, педагогов правильно организовать работу по формированию ОБЖ у детей. Установлено, что дети часто проявляют интерес к «опасным», когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые отсутствуют дома. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

          Каждая семья по-своему создаёт уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребёнок может получить травму.

          Необходимо сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить их соблюдать определённые правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

         Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. На данном этапе, в соответствии с ФГОС одной из образовательных областей является область «Социально-коммуникативное развитие» и в это направление входит раздел «Формирование основ безопасности».

Проблема:

1. Как формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности в быту с учётом ФГОС.

2. Как заинтересовать родителей в организации совместной деятельности по формированию у детей ОБЖ.

Вид проекта:

Информационный, краткосрочный.

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

-  «Физическое развитие».

Цель проекта:

Создать условия, способствующие формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности  в быту.

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания об источниках опасности в быту: использование электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д.
  2. Закреплять знания о безопасном пользовании бытовыми предметами.
  3. Формировать умение детей использовать ИКТ, как средство познания окружающего.
  4. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  5. Сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах.
  6. Учить их соблюдать определённые правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
  7. Повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в быту.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2.  Развивать умение составлять простые и сложные предложения.
  3. Поддерживать попытку высказывать свою точку зрения (я думаю, я считаю).

Воспитательные задачи:

  1. Формировать умение оценивать поступки, стремление выражать свое отношение к ним.

Коррекционные задачи:

  1. Формировать функции зрительного восприятия.
  2. Учить детей выделять различные признаки предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  1. Сформируются представления об  источниках опасности в быту: при использовании электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д. через освоение образовательных областей.
  2. Узнают о поведении при несчастных случаях дома.
  3. Узнают о правилах обращения с электроприборами и опасными предметами.
  4.  Сформируется возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

У родителей:

  1. Активизируется участие родителей в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой  деятельности.
  2. Появится заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества по вопросам ОБЖ у детей.

У педагогов:

  1. Повысится компетентности педагогов по формированию ОБЖ дошкольников.
  2. Повысится уровень взаимодействия между ДОУ и семьи в вопросах формирования основ ОБЖ у детей.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

         Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Подобран информационный материал для детей: Ролики и мультфильмы из цикла «Безопасность – это важно», «Смешарики. Уроки безопасности», «Уроки тётушки совы»,  «Наше всё» (на стихи Ольги Корнеевой. 
  2. Подобран информационный материал для родителей «Уроки безопасность».
  3. Подобраны художественные произведения по формированию ОБЖ в быту: сказки «Сказка о принцессе иголочке», «Хороший совет»,  «Проводок»,  «Неосторожная резвушка», «Путаница» К.И.Чуковский;  стихотворения  «Электрический ток»,  «Чайник со свистком», «На кухне», «Нужные вещи»; рассказы «Бумажный самолётик», «Данилка и пилка».
  4. Разработана анкета для родителей «Безопасность детей дома».
  5. Подобран информационный материал для родителей «Уроки безопасности».
  6. Разработаны зрительные гимнастики по теме проекта.
  7. Разработаны формы совместной деятельности взрослых и детей:

          Конспекты ООД «Бабушкина шкатулка», «Есть предметы разные:

          острые, опасные».      

  Основной этап:

  1. Проведена анкета с родителями  «Безопасность детей дома».
  2. В совместной деятельности с детьми проведены:
  • ООД «Бабушкина шкатулка» (вхождение в проект).
  • Просмотрены ролики и мультфильмы из цикла в рамках программы МЧС России «Безопасность – это важно», «Смешарики. Уроки безопасности», «Уроки тётушки Совы».
  • Создана игра – презентация «Можно – нельзя!»
  • Проведены беседы с детьми: «Ни ночью, ни днём не шутите с огнём»,  «Нужные вещи, молоток и клещи», «Ножницы, катушки – это не игрушки», «Волшебный сундучок», «Давайте поразмышляем, что может случиться если…»
  • Проведены дидактические и развивающие игры: «Что может быть источником (пореза, отравления…)»,  «Можно – нельзя», «Опасно или нет», «Четвёртый лишний», «Собери картинку».
  • Прочитаны и прошли беседы по художественным произведениям «Сказка о принцессе иголочке», «Хороший совет»,  «Проводок»,  «Неосторожная резвушка», К.И Чуковский «Путаница»,  стихотворения  «Электрический ток»,  «Чайник со свистком», «На кухне», «Нужные вещи»,  Т.А.Шорыгина  «Данилка и пилка».
  • Рассмотрены иллюстрации к произведениям (для детей с нарушением зрения использовались держатели, конторки, сенсорно-дидактические подвески).
  • Обыграли  ситуации «Корзина с опасными инструментами»,  «Вызов скорой помощи».
  • Организована выставка нарисованных родителями совместно с детьми рисунков по ОБЖ при обращении с опасными предметами.

Заключительный этап:

  1.  ООД  «Есть предметы разные:  острые, опасные».

Результаты проекта:

  1. У детей сформировалось представление об  источниках опасности в быту: при использовании электроприборов, колющихся предметов, лекарств и т.д. Это видно из итогового  ООД «Есть предметы разные: острые, опасные»,  бесед с родителями.
  2. Активизировались родители как  участники воспитательно-образовательного процесса.
  3. Дети научились соблюдать определённые правила при использовании опасных предметов.

Продукт проекта:  

  1. В группе в развивающей среде созданы условия для воспитания ОБЖ в быту: в центре ОБЖ располагается дидактические игры и папки с сюжетными картинками, оформлена папка с рисунками,  которые нарисовали  родители и дети по теме проекта.
  2. Создана  игра – презентация по формированию ОБЖ «Можно – нельзя».
  3. Презентация проекта « Есть предметы разные: острые, опасные».
  4. Фото отчёт с итогового ООД.
  5. Выставка рисунков « Есть предметы разные: острые, опасные».
  6. Разработаны зрительные гимнастики по теме проекта.

Список литературы:

  1. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет», Шорыгина Т.А. Творческий центр «Сфера», Москва 2006 год.
  2.  «Формирование основ безопасности у дошкольников»,  Белая К.Ю. Издательство «Мозаика – синтез» 2006.
  3. Сайт https://kolobok7.ru/
  4. Сайт detsad61.odinedu.ru
  5. Сайт сайт dbvl2.ru
  6. senya-spasatel.ry  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе  с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект познавательной беседы no социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности “Я ПОТЕРЯЛСЯ“ для детей младшего дошкольного возрасте

Конспект познавательной беседы no социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности “Я ПОТЕРЯЛСЯ“для детей младшего дошкольного возрасте...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством деятельности отряда «Юная пожарная дружина»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность.  Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных ...