Отчёт по экологическому воспитанию в средней группе по доп. услугам « Чудеса природы»
методическая разработка по обж (средняя группа)

Шабаева Анна Николаевна

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

  В 2021 -2022 учебном году в нашем дошкольном учреждении функционировала  комплексная программа: «Детство», примерный региональный модуль программы дошкольного воспитания «Мы в Мордовии живем». Эти программы были взяты за основу .

Я, являюсь руководителем   кружка по дополнительному образованию  «Чудеса природы» в старшей  группе, составила образовательную рабочую программу по данному возрасту по экологическому воспитанию.

Актуальность в ознакомлении детей дошкольного возраста с природно-экологическим своеобразием родного края:

-помочь ребенку сформировать элементарные научные экологические знания, осознать некоторые взаимосвязи в природе родного края; классифицировать  определенные объекты,  развивать познавательный интерес к природе родного края, привитие трудовых, природоведческих навыков, ненавязчиво подвести их к выводу что природу надо любить и охранять.

Главная цель кружка по экологическому воспитанию – формирование начало экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется). Сформировать у детей обобщенное представление о природе родного края – Мордовии (растительный и животный мир).  Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края, воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.

- через произведения художественной литературы формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами;

- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,

-развивать чувство эмпатии к объектам природы;

 -формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- учить различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп, обитающих в Мордовии.

- воспитывать любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.

-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.

- В процессе познавательно- исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость .

- Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

    Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. Я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность. Создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения я стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом.

В уголке природы размещен  материал для экспериментирования   (стаканчики, трубочки, лупы, весы, и т. д.,  размещены  ящики с почвой,  растения,  за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Имеются иллюстрации животных и растений, макеты диких и домашних животных, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое. Имеются дидактический материал с экологическим содержанием: настольные игры, дидактические игры

Я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:

- экскурсии по экологической тропе;

- виртуальные экскурсии в музеи;

- виртуальные экскурсии в другие природные зоны;

- прогулки на участке;

- работа в огороде, на клумбе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;

- моделирование;

- коллекционирование;

- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- чтение природоведческой, художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- экологические занятия;

- экологические конкурсы, праздники, развлечения; праздник « Праздник Земли»,            «Праздник « Осени»

      Развлечение « Синичкин день» ( изготавливали кормушку для птичек из бумаги)

« Экологическая викторина « Знатоки природы спешат на помощь»

- экологические выставки; конкурсы; акции: « Овсянка», « Эколята», « Покормите птиц», « Батарейки», « Добрые крышечки»

конкурс « Домик для питомца», « Птичий дом», « Снежный городок эколят»,

            - обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;

Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу игровым технологиям.

В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры экологического содержания:

 «Кто, где живет?;  «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) , д/и « Узнай время года по стихотворению», « Узнай дерево по листочку», « Перелетные и зимующие птицы», « Кто где живет?» и т. д.  Дидактические игры заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы, обобщать и классифицировать. И все это ненавязчиво - в форме игры.

 Мне очень нравится использовать такую форму работы, как технологию ИКТ. Дети с помощью мультимедийной презентации знакомятся с природой родного края, получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети могут посетить незнакомые для себя места, познакомиться с природой , не выходя за пределы группы. В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики: «Как звери в лесу зимуют», «Животные пустыни»,              «Животные Севера», « Красная  книга Мордовии», «Птицы – наши друзья»,                  « Заповедные места Мордовии».

Провожу с детьми различные опыты (экспериментирование): с водой, с тканью, бумагой, снегом, ветром, камнями.

В процессе экспериментирования мои дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.  В группе создана экологическая лаборатория «Юные исследователи» где мы проводим опыты, собрана коллекция семян, камней и т.д.  Учились проводить эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва,) старались делать выводы, умозаключения.

 Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «С какого дерева листок», «Назови одним словом», « Найди дом для каждого животного», « Отбери зимующих и перелетных птиц», « Загадаю- отгадай», подвижная игра « Совушка», конкурс « Отгадай загадки», « Угадай по описанию», « Отгадай время года по стихотворению».

Дети продолжают учиться самостоятельно работать с календарём природы, определять время года. Формируются умения ухаживать за живыми объектами- растениями: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки.

Наблюдаем за ростом и развитием растений, учимся делать выводы какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке («Значение света для растений», «Зачем растениям вода?», увидели появление почек, а впоследствии и листьев на ветке, поставленной в воду, затем наблюдаем набухание почек в природе; посадкой лука и наблюдение за его ростом (весна).

Для этого в нашей группе имеются дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, настольно-печатные игры природоведческого содержания, природоведческая литература, гербарии, регулярно оформляются выставки «Дары осени», конкурсы рисунков по временам года. Проводятся конкурсы: «Птичья столовая», «Птичий дом». Для природного уголка подобрано множество растений с различным строением, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.

С детьми играли в дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чьи детки?», «Сбор урожая», «Что где растёт?», «Кто в домике живёт», «Когда это бывает?», «Угадай на вкус», лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», «Разрезные картинки», «Кто спрятался?», «Назови одним словом», « Найди дом для каждого животного», « Отбери зимующих и перелетных птиц», « Загадаю- отгадай»,  конкурс « Отгадай загадки», « Угадай по описанию», « Отгадай время года по стихотворению». Дидактические игры заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы, обобщать и классифицировать. И все это ненавязчиво - в форме игры.

Во время прогулки, проводили наблюдения знакомились с деревьями и кустарниками на участке детского сада, экскурсии, наблюдения за объектами неживой природы (солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т. п.) и живой природы (растения, животные, птицы).

Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, увидели первые заморозки, обратили внимание на постепенное похолодание, моросящие дожди, исчезновение насекомых, уменьшение количества птиц; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго и оно совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков.

 На прогулке играли в подвижные игры: «Птицы в гнёздах», «Снежинки и ветер», «Перелетные птицы», «Цапля», «Лиса и зайцы», «Воробышки и автомобиль», «Медведь и пчелы» и т.д. Во время прогулки, разучивали различные заклички,  потешки, загадывали загадки о природе, о временах года: «Уж ты зимушка-зима» и др. ;закличка: «Пришла весна-вёснушка!»

Знакомились с художественной литературой. Вместе с автором учимся помогать природе. Как сделать так, чтобы нам и нашей природе было комфортно.

В течении года знакомились с художественной литературой. Художественное слово использовалось как на организованной деятельности так и в свободной деятельности. Анализировали с детьми о проблемах природы, делали выводы как можно ей помочь. С детьми познакомились кто такие эколята. Совместно с ними решили помогать природе, чтобы природа  и люди чувствовала себя комфортно.

Экологические сказки о растетениях

     - Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

     - Кто землю украшает А. Лопатина

     - Могучая травинка М. Скребцова

     - История одной Елочки (Экологическая сказка)

     - Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)

Экологические сказки о воде

     - История одной Капли (грустная сказка о воде)

     - Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

     - Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

     - История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

     - Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)

     - Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка

Экологические сказки о мусоре

     - Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка

     - Маша и Медведь (Экологическая сказка

     - Нет места мусору (Экологическая сказка

     - Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка

Экологические сказки о грибах

     - Благородный гриб М. Малышев

     - Храбрый опенок Э. Шим

     - Война грибов

     - Знакомство с грибами А. Лопатина

     - Грибная аптека А. Лопатина

     - Две сказки Н. Павлова

     - По грибы Н. Сладков

     - Мухомор Н. Сладков

     - Соперница О. Чистяковский

В конце года был проеден мониторинг по дополнительному образованию « Чудеса природы».  Из результатов мониторинга видно, что у детей сформированы знания о природе они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек.

Дети, познакомились с особенностями родного края, что  мы живем в Мордовии, она богата лесами, растительностью. В мордовских лесах обитают животные. Познакомились с домашними животными, где они проживают и кто за ними ухаживает. Познакомились с разными экосистемами : луг, лес, поле, водоемы, тундра. Продолжали знакомится с повадками домашних и диких животных, местами их обитание, чем они питаются. Продолжали определять и распознавать овощи , фрукты что необходимо для их произрастания.  Познакомились с первоцветами, полевыми цветами. Продолжали знакомится  с признаками времен года. Для лучшего усвоения признаков времен года разучивали стихи, загадки о каждом времени ,знакомились с пословицами и поговорками. Продолжали знакомится с правилами поведения на природе, в лесу.

На следующей год продолжим работу по ознакомлению с родной природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа - наш дом»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгско...

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.

  Отчёт  по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....