Опыт работы на тему «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
материал по обж

Мосева Ирина Юрьевна

Безопасность жизнедеятельгости в совпременном мире является одной из центральных проблем человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_temu.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они сами собой возникнут в более зрелом возрасте.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Целью своей работы считаю: дать каждому ребёнку основный понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении.

Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний.

Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, я, воспитываю у детей определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к безопасному поведению, умению вести себя в различных ситуациях. Эту работу необходимо проводить систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, что бы полученные знания ребёнок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх, и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Данную работу я веду через:

- организованную деятельность (НОД, экскурсии, тренинги);

- совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения);

- свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые, подвижные игры).

На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые правила. И конечно не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа. В первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

В своей практике, я воспитываю привычку правильно пользоваться предметами быта, учу обращаться с животными, кататься на велосипеде, объясняю, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.  Прививаю детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формирую у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаю необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

В своей работе с детьми я использую следующие формы и методы:

  • комплексные и интегрированные НОД («Службы 01,02,03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь?»);
  • практическая совместная деятельность с детьми «Дружба с дорожными знаками», «Путешествие к бабушке», « Игровое упражнение "Юный пожарный", «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;
  • экскурсии в пожарную часть, по детскому саду, в библиотеку- цель которых - познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;
  • игры - соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные своими руками  («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Угадай правило» - цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются   причиной пожара. и сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные»), «Спортивно-пожарная эстафета»;
  • беседы («Наши верные друзья» (о здоровье), «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник?»);
  • знакомство с художественной литературой (К.И.Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар»).
  • моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»);
  • познавательная викторина  «Мы знаем правила безопасности»;

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые мною в различные виды деятельности, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у детей. Дети знают, что пить можно только кипячённую воду, быть осторожным при спуске и подъёме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, балкона, имеют чёткое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице). Так же важен метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствия их нарушения. В книжном уголке  имеется подборка книг по обеспечению безопасности детей: «Главные правила для воспитанных детей», «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва. В уголке творчества находятся для детей книжки-раскраски и листы- раскраски по ПДД и ОБЖ. Считаю необходимо, что бы ребёнок знал свой  домашний адрес, телефон, имя и фамилию родителей.

Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников.
Практика показывает многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т.д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
Вопросы безопасности детей в детском саду и дома, я поднимаю и обсуждаю на родительских собраниях («Безопасность наших детей»). Я также проводила инструктаж по пожарной безопасности для родителей.
Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Изучив литературу, я, выделила ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.). Предметы домашнего быта можно поделить на три группы:

-предметы, которые категорически запрещаются (спички, газовые плиты, электрические розетки , электроприборы);

-предметы, с которыми, в зависимости от возраста, нужно научить правильно пользоваться (иголка, ножницы);

-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для детей месте (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Беседуя с родителями, я объясняю им, что прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений, так же можно сделать с ребёнком мини - альбомы, в которых дети старшего возраста могут написать соответствующие телефоны («01», «02», «03»).

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например: ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.

Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Подводя итог своей работы, можно сказать, что дошкольный возраст – это период впитывания и накопления знаний, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка, исключив все источники опасности, а так же создать необходимые условия для нормального развития ребёнка без ограничения любознательности (для его возраста), и интереса к тому, что его окружает. И здесь важная роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребёнка в социальный мир.

Таким образом, я считаю, что проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»....

Презентация на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему:«Формированиеоснов безопасности  жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...


 

Комментарии

Лапина Виолетта Львовна

Прекрасная наработка, спасибо что поделились своей работой!