«Формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Янкина Ксения Алексеевна

«Формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности»

   Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний Пожарной безопасности. 

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.
Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.). Особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.  Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. 

    Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам пожарной безопасности. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

    Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Актуальность выбранной темы:

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

    Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

    В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

   В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.    

 

Цель:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, накопление знаний, умений и навыков необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

–          Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.

–          Дать понятие о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

–          Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

–          Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

–          Развивать творческие способности дошкольников

–          Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

–          Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

–          Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

–          Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

–          Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

В результате работы предполагается:

  •  повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
  • становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
  • создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
  • координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pozharka.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности»

   Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний Пожарной безопасности. 

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.
Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.). Особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.  Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
 

    Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам пожарной безопасности. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

    Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Актуальность выбранной темы:

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

    Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

    В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

   В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.    

Цель:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, накопление знаний, умений и навыков необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

–        Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.

–        Дать понятие о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

–        Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

–        Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

–        Развивать творческие способности дошкольников

–        Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

–        Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

–        Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

–        Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

–        Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

В результате работы предполагается:

  •  повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
  • становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
  • создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
  • координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Сроки месяц

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

1.Подбор и изучение литературы по теме.

2.Работа с методическим материалом:

3.Разработка перспективного планирования по безопасности

 1. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

2. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.                                                                     3. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.                         4.Н.В.Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

Октябрь

   1.Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)

1.Огонь врачи или друг?

2.средства защиты пожарного?  

3.Как называется профессия?

4.Где люди могут переходить дорогу

5.Какие инструменты пожарного ты знаешь? Для чего они нужны?                          

6.Какие правила нужно соблюдать при пожаре?

Вывод по диагностике.

Ноябрь

  1. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по противопожарной безопасности) в группах ДОУ.

2.Оформление папки- передвижки "Правила безопасности при пожаре"

Ноябрь- Апрель

Работа с детьми

Знакомство с темой по средствам информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, просмотр мультфильмов, загадки).

Сентябрь - май

Работа с родителями.

Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки, рекомендации, анкета «Пожарная безопасность».)

Май

Отчет по проделанной работе

  Консультация для педагогов «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении» ,«Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!»

Работа с детьми на 2022 -2023 учебный год

Сроки

месяц

Содержание

Сентябрь

  • Беседа: «Профессия - пожарный»
  • Ознакомить с уголком пожарной безопасности в д/саду
  • Знакомство со средствами зашиты пожарного
  • Беседа: «Эта спичка невеличка»
  • С. Маршак "Пожар".

Октябрь

  • Рассматривание иллюстраций «Возникновение пожара», Составление рассказа по картинам «Почему это случилось?»                                                    
  • Проблемная ситуация «Что будет, если… играть со спичками»                                                                                              Дидактические игры:  «Опасные предметы».  
  • Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»

Ноябрь

  • Рассматривание иллюстраций «Почему возникает пожар»
  • Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»  
  • Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Декабрь

  • Беседа «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!»
  • Мультфильм «Смешарики: Азбука безопасности. Невесёлые петарды»
  • Знакомство с пособием «Пожарный щит»
  • Аппликация «Пожарная машина»

Январь

  • Беседа на тему «Осторожно, огонь!»
  • Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
  • Дидактическая игра «Домино» Юный пожарный

Февраль

  • Беседа на тему «Правила поведения на пожаре»          
  • Рассказ воспитателя ,что нужно делать если случился пожар
  • П/И «Юные спасатели»
  • Дидактические игры «Найди лишнее»

Март

  • Беседа: «Осторожно электроприборы». Отгадывание загадок о электроприборах.
  • Рисование «Спички не тронь – в спичках огонь!».
  • Игровая ситуация «Едем на пожар»

Апрель

  • Чтение художественной литературы «Спичка – невеличка» Е. Хоринский
  • Дидактическая игра  «Служба спасения: 01, 02, 03»;

Май

  • Решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама повесила сушить белье над печкой», «В доме зажгли бенгальский огонь» и т.д.
  • Беседа  «Что делать если в детском саду пожар?»
  • Оформление выставки детских рисунков:

- «Профессия пожарного»

      - «Огонь добрый и злой»

Работа с родителями на 2022-2023 учебный год

Дата

Мероприятие

сентябрь

Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота    взрослых»

декабрь

Консультация для родителей ««Расскажите детям о пожарной безопасности »».

Март

Консультация для родителей: «Пожарная безопасность».»

Вывод:

   Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности "Именины по-королевски"

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности "Именины по-королевски"...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.формировать представление детей об опасных для че...

Безопасность детей – важней всего.Наша главная задача - сформировать у детей четкое представление о правилах пожарной безопасности в быту и на улице, способах спасения и помощи близким.

У детей с ранних лет необходимо формировать начальные навыки по основам безопасного поведения в быту, на улице, на природе. Так мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев и сохранить им жизнь...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.Задачи:- формировать представление детей об...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детейпредвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Задачи:формировать представление дете...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной  безопасности для детей старшего дошкольного возраста...