Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизни
методическая разработка по обж

Зайцева Елена Витальевна

 

Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зайцева Елена Витальевна,

педагог-психолог

МБДОУ ДС №64 «Искорка»

Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Особое место в своей работе уделяю дидактическим пособиям, главная особенность которых состоит в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр.

Роль дидактических пособий в формировании культуры безопасного поведения состоит в том, чтоб через систему специальных заданий, игр и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Дидактические пособия ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Представляю вашему вниманию изготовленные мною дидактические пособия: развивающие альбомы на липучках «Пожарная безопасность», «Школа безопасности», лэпбук «Пожарная безопасность», рюкзачок знаний «Пожарная безопасность», рюкзачок знаний «Внимание-дорога!», которые стали очень актуальны.

Альбомы на липучках «Пожарная безопасность», «Школа безопасности» включают в себя серию игр на липучках, таких как: «Пожарный щит», «Пожарная техника», «Снаряжение пожарного», «Причины пожара», «Горит-не горит», «Как вести себя при пожаре», «Путаница», «Безопасность на дороге», «Оказание первой помощи», «Правила личной безопасности», «Куда бежать если за тобой гонятся», «Опасные и безопасные предметы», «Подбери заплатки» и другие. Это наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, которые крепятся с помощь всем известных липучек "велькро", позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Актуальность этих развивающих игр заключается в том, что работая с детьми, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.  Благодаря использования игр на липучках, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме для детей дошкольного возраста.

Лэпбук «Пожарная безопасность». Информационное наполнение пособия «Пожарная безопасность»:

- причины пожара (опасные электроприборы, плита, игры со спичками и пр.);

- пожарная безопасность в лесу;

- макет пожарного щита, знаки пожарной безопасности;

- устройство пожарной машины;

- профессия «пожарный» (теоретическая информация, одежда пожарного, как выглядели пожарные в прошлом);

- ситуации по пожарной безопасности; 

- дидактические игры по теме «Пожароопасные предметы»;

- дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг»;

- дидактическая игра «Что пригодится во время пожара»;

- дидактическая игра «Одень пожарного»;

- дидактическая игра «Найди тень»;

- загадки;

- стихотворения;

- пословицы;

- раскраски.

Развивающий рюкзачок - сравнительно новое средство обучения. Пособие состоит из развивающих дидактических игр и развивающих заданий для детей и знакомит с темой ПДД - Правил дорожного движения.

Цель пособия -  формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах города.

В развивающий рюкзачок «Внимание – дорога!» входят такие игры и задания как:

-  раскраски;

-  ребусы;

- «собери дорогу»;

- дидактические игры;

- загадки;

- стихи;

- пословицы и поговорки;

- опасные ситуации на дороге;

- лото;

- дорожные знаки;

- набор правил дорожного движения;

- эволюция транспорта;

- транспорт.

В рюкзак знаний «Пожарная безопасность» входит:

- причины пожара (опасные электроприборы, плита, игры со спичками и пр.);

- макет пожарного щита;

- знаки пожарной безопасности;

- профессия «пожарный» (теоретическая информация, одежда пожарного);

- ситуации по пожарной безопасности (нужно выбрать правильный из трёх вариантов ответа);

- дидактические игры по теме: «4 лишний», «Дорисуй по образцу», «Что поможет пожарнику потушить пожар?», «Найди тень», «Собери картинку 1-9», «Что в телефоне у пожарника?», игра-ходилка «Потуши пожар», «Пожарная станция», загадки, стихотворения, пословицы, раскраски.

Данные дидактические пособия дают возможность:

- познакомить детей с источниками опасности в быту, на дороге, уточнить и систематизировать данные представления;

- учить различать потенциально опасные предметы;

- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок) вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в нашем детском саду направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективными являются дидактические пособия, которые помогают повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей. Дидактические пособия позволяют решить перечисленные задачи, в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о безопасности в различных жизненных ситуациях.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге

Консультация для воспитателей "Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге"...

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"...

ООД в старшей группе по речевому развитию с использованием инновационных игровых технологий «Мой любимы мульфильм» (обучение рассказыванию)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеБорисоглебского городского округаДетский сад № 12 общеразвивающего вида      ООД  в   старшей...

ООД в старшей группе с использованием инновационных игровых технологий «Мой любимы мульфильм». (обучение рассказыванию)

Воспитание интереса детей к художественной литературе и кинематографии.Воспитание умения слушать и слышать других.Воспитание доброжелательного и корректного отношения друг к другу....

Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»

Целью методической разработки являются: формирование у детей устойчивых знаний по правилам безопасного поведения на дорогах, воспитание дисциплинированности и внимательности. В ней предусматривается о...

ООД в подготовительной группе с использованием инновационных игровых технологий «Говорят есть мультипликационная страна, очень интересная она». (обучение рассказыванию)

Программное содержание:Образовательные задачи:Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта.Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя ...