Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Фадеева Оксана Владимировна

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intelekt_kartay.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Достижение сознательного выполнения детьми старшего дошкольного возраста правил дорожного движения возможно через выполнение занимательных заданий развивающего характера. Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний о правилах безопасного поведения на дороге, является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

У детей до 10-летнего возраста доминирует правополушарное мышление, которое отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). А левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать   процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эффективно решить одну из задач ФГОС дошкольного образования: поддержка инициативы в разных видах деятельности, учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.  

 Свойствам интеллект-карты являются: наглядность, привлекательность, запоминаемость, современность, творчество, возможность пересмотра.

Использование интеллект-карт также помогает развить:

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации.

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

Основной целью педагогического опыта является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством использования интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Организовать условия для овладения детьми технологией составления ментальной карты по безопасному поведению на дороге .

2. Развивать умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами.

3. Воспитать у детей навык совместной деятельности.

Планируемые результаты: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.      

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Алгоритм выполнения интеллект – карты.

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:

  • Постановка цели – рождение идеи. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
  •  «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.
  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Интеллект -карты можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

В процессе изучения правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста работа проводилась с подгруппами детей. И были созданы следующие интеллект-карты:

  1.  «Дорожные знаки», где дети познакомились с дорожными знаками, и правилами поведения пешехода.
  2. Содержательной и интересной получилась интеллект-карта «Транспорт». Закрепили виды транспорта, определили отличительные особенности, уточнили правила безопасности вблизи проезжей части, правила поведения в транспорте.
  3. При составлении карты «Мои помощники на дороге» закрепили знания детей о дорожных знакам, сигналах светофора, вспомнили поведение детей и взрослых на проезжей части.
  4. Интеллект -карта «Моя безопасность» отражает направления ребенок- пешеход, ребенок-пассажир.
  5. По окончании изучения темы составили интеллект-карту «Я знаю правила дорожного движения». Это позволило систематизировать и обобщить первоначальные сведения о безопасном поведении на дороге.

Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста позволило расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения, сформировать навыки адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыки личной безопасности. Произошли качественные изменения во взаимоотношениях с родителями воспитанников по данном вопросу. Результаты работы позволяют сделать вывод, что использование интеллект-карт в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является действенным и эффективным.

 Рекомендации по работе с ментальной картой

 «Я знаю правила дорожного движения»

с детьми старшего дошкольного возраста

 Цель: Формирование у детей основы безопасного поведения на улице, уточнение и систематизирование знаний о правилах дорожного движения.

Задачи: 

- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;

- закреплять знания детей о значении дорожных знаков, их схематическое изображение;

- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

- расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

- формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Составление ментальной карты

- Размещение в центре листа общей темы (Детям предложены картинки по ПДД: транспорт, знаки, дорога, конкурсы, поделки, светофор). Они сами выбрали надпись «Что я знаю о ПДД» и разместили его в центре магнитно-маркерной основы.

- Подбор детьми слов-ассоциаций по теме (ПДД) 

«Мозговой штурм» (при затруднении, воспитатель задает детям наводящие вопросы: для чего нужно изучать правила движения? О чем можно узнать?)

- Рассматривание картинок, для определения от центрального рисунка линий — мыслей.

- Отбор и размещение детьми картинок по линиям мыслей с последующим объяснением (Почему именно эти картинки?)

Составление детьми рассказов по теме «Я знаю ПДД»».

1. С помощью нашей карты, нам легко можно рассказать о правилах дорожного движения. Я знаю, что на дорогах много машин, они движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Я знаю, что переходить дорогу можно по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, а на красный переходить нельзя. Если нет светофора, то нужно сначала посмотреть на лево, а потом на право.  

2. На дорогах расположено много дорожных знаков. Есть знаки для водителей, а есть для пешеходов: запрещающие, разрешающие. Для пешехода важны: пешеходный переход, место остановки автобуса, пешеходная зона, велосипедная зона.

3. Самый главный на дороге светофор. Пешеходу переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора по пешеходному переходу. Нельзя ехать на велосипеде или самокате по пешеходному переходу. В темное время на одежде должны быть световозвращающие элементы.  Играть рядом с проезжей частью играть нельзя.

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / Акименко В.М. // Начальная школа. – №7(12).
  2. Бьюзен Т. Б. Бьюзен. Супермышление / Минск, 2010.
  3.  Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. – №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»

Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и  направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению зна...

«СИСТЕМА И МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Реферат по ознакомлению работы с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения...

«Использование метода виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, наглядность, эффективность....

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...