Учебное издание "Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста "Зеленый огонек"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Елена А.

В брошуре представлена работа по ПДД, раскрыта тема по творческому взаимодействию с детьми, родителями, тематическому пданированию в проектной деятельности.Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с дошкольниками. практическая работа по реализации проекта "Правила дорожного движения - нужно знать всем. без исключения!". Данная работа является практическим пособием по развитию ребенка, предназначено для педагогов, воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по пдд36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В Российской Федерации проблема дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Статистика показывает: ситуация с ДТП имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов подражать взрослым и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, потому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, Ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении. И как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участие детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым. Ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а  нормативное изложение обязанностей пешеходов.  пассажиров на недоступной для них дорожной лексике и требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, и все это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В целом по стране, а также в нашем МБДОУ, накоплен определенный опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают. Что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решают задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и на дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Необходимо проведение профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме: «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»

Паспорт педагогического проекта.

Структура

Содержание

тема

Зеленый огонек

Адресация проекта

Воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Руководитель проекта

Ушакова Елена Александровна

Место проведени детского травматизмая и участники проекта

МБДОУ № 75 (групповая комната)

Возраст воспитанников

Дети 5 – 7 лет.

Особенности проекта

.По характеру продукта: творческо-исследовательский.

По количеству детей: групповой.

По продолжительности: долговременный (5лет)

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МБДОУ

Цель проекта

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи проекта

  1. Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей группы.
  2. Наладить партнерские взаимоотношения педагогов и родителей;
  3. Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
  4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Ресурсы проекта

  • Любящие свою работу педагоги;
  • Активные родители воспитанников;
  • Заинтересованные воспитанники;
  • Уголок по безопасности дорожного движения;
  • Дидактические игры, плакаты, детская художественная литература;
  • Модели машин для организации выставки;
  • Бросовый материал для изготовления машинок и т.д.
  • Материалы для родительского уголка: «Безопасность детей – забота взрослых».

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результаты деятельности педагогов:

  1. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
  2. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  3. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ;
  4. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в дорожной ситуации;
  5. Появление интереса у родителей к совместному обучению по безопасному поведению на дорогах.

Аннотация

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдением за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, оформление уголка по правилам дорожного движения для детей и родителей.

Этапы работы над проектом

1 этап. Составление мониторинга.

2 этап. «Основной»

3 этап. «Заключительный»

Новизна проекта «Зеленый огонек».

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определенный опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не только обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов. Необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально-волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным. Длительным развивающим. Обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Часть 1. Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с дошкольниками.

Условия:

  • Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
  • Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.).
  • Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения.
  • Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.) в таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые представили детям самостоятельность.
  • Причиной гибели и ранения детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребенка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемых взрослыми.

Причины:

  • Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте. Это самая распространенная причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с дошкольниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях. Когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может и не увидеть ребенка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребенка. И воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.
  • Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений,  других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на дошкольников, которых  водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребенок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили. Приближающиеся с лева. Выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.
  • Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значение, сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу. Не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значение мигающего зеленого сигнала, который горит всего три секунды. Видя зеленый сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
  • Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлекшись разговорами, увидев что-то интересное, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей  части или идти по ней вместо тротуара.
  • Незнание правил перехода перекрестка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу. А перебегают дорогу по диагонали. Дети не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрестках на зеленый сигнал светофора, который горит для пешеходов.
  • Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.
  • Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут как им удобно.
  • Езда на велосипедах, роликах,  самокатах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на самокатных средствах там, где им захочется, нередко выезжая на проезжую часть.
  • Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выходя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребенок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.
  • Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения), а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизиологических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находиться в состоянии становления и еще не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумение сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, шапка). Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитывать на свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперед, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители.. такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом. По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и родителей на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транпорта (но не страха), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребенку путем организации ДОУ специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации  (длительность) и отрывающиеся возможности. Проект , в отличие от прежних занятий и НОД в традиционной практике может длиться столько дней сколько:

- у детей сохраняется к выбранному содержанию;

- взрослому удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;

- будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребенку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его возрастными  особенностями и потребностями.

Часть 2. Практическая работа по реализации этапов проекта «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»

Содержание работы проекта «Зеленый огонек»

Работа в рамках проекта «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!» осуществлялась поэтапно.

На первом этапе проекта «Составление мониторинга»  с детьми был составлен план работы.

Примерный план работы:

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

Подготовительный этап

  1. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендации по проблеме.
  2. Укрепление материально технической базы: приобретение атрибутов по ПДД, оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей.

воспитатели

Создание методической базы для реализации проекта. И обеспечение необходимой информации родителей, пополнение уголка безопасности в группе, новыми игрушками и пособиями.

Первый этап – мониторинг.

Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города»

Воспитатели. Администрация ДОУ, родители

 Второй этап «Основной»

  1. Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.

Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»: «Правилаиповедения на улице»; «Правила езды на велосипеде»;Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»; Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и др.

  1. Конкурс на лучший рисунок по пропаганде по ПДД совместно с родителями на тему: «Я пешеход»
  2. Проведение НОД по ПДД.
  3. Проведение подвижных и дидактических игр.
  4. Решение игровых и проблемных ситуаций.
  5. Проведение викторины по ПДД.
  6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по проблеме дорожно – транспортного травматизма.
  7. Консультация для родителей на тему: «Безопасность детей – забота родителей»

Воспитатели. Музыкальный руководитель. Родители.

  1. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. Закрепление с детьми правил дорожногодвижения через художественное слово.
  2. Закрепление детьми и родителями знаний ПДД.
  3. Воспитание у детей интереса к изучению ПДД, развитие творческих способностей. Закрепление полученных знаний.

Третий этап « Заключительный»

Подведение итогов проекта «Посвящение детей в пешеходы», вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям. Презентация проекта.

Участники проекта, музыкальный руководитель, педагоги.

Закрепление знаний по ПДД у детей.

Материалы по опыту работы по данному направлению.

На втором « Основном» этапе мы с детьми осуществляли практическую образовательную деятельность по различным образовательным областям программы (ознакомление с окружающим, физическое развитие, художественно-продуктивная деятельность, развитие речи), а так же вне занятий игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания.

Перед началом первого занятия по изготовлению макета с детьми была проведена беседа «Какие бывают перекрестки?2. где уточнялись понятия и представления детей о том, что перекресток – место, где пересекаются улицы; в зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные), трехсторонние (т-образные, У – образные), многосторонние. Перекресток, который занимает большую территорию, называется площадью.

После беседы было решено, что перекресток будет четырехсторонний (крестообразный). Проведены совместные мероприятия по ПДД с детьми и родителями.

Результатом нашего проекта стало то, что:

Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге. Научились применять полученные знания о ПДД в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Были объединены усилия педагогов и родителей в процессе ознакомления детей с ПДД и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о ПДД среди родителей.

Список литературы

  1. Аранутова Е,П, Педагог и семья.-И.,2002.
  2. Белая К,Ю, Инновационная деятельность в ДОУ; Методическое пособие. – М.,2004.
  3. Бутырина Н,М,, Боруха С,Ю., Гущина Т,Ю., Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей; учебно-методическое пособие. – М., 2004.
  4. Бочкарева О,И,, Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград; ИТД «Корифей»., 2008.
  5. Данилова Т,И., Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – МПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  6. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н,А,Извекова, А.Ф.Медведева и др.; под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. – М.;ТЦ Сфера, 2008.
  7. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.- М., 2006.
  8. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению// Дошкольное воспитание 2011№10.
  9. Майер А.А. проекты во взаимодействии ДОУ и семьи\\Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008.№3.
  10. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы.\сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  11. Комплексная безопасность в дошкольной образовательной организации. Информационно-методическое обеспечение. Е.А.Агурицева, Л.А.Баландина6 Издательский дом «Цветной мир» М.2015 с.231
  12. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Актуальность темы

          Изобразительная деятельность  является одним из важнейших средств познания мира и является развития знаний, эстетического восприятия. Так как она связана с самостоятельной, практической творческой деятельностью ребенка. В программе «От рождения до школы» одной из основных целей является развитие детского художественного творчества; интереса к самостоятельной творческой изобразительной деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

        Такие занятия способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Ребенок создает новое, оригинальное и неповторимое, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. А так же формируются  нравственно – волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца и преодолевать трудности.

       В проект входят: аппликация, рисование, пластилинография. Используются темы окружающей жизни и темы литературных произведений.

        Используются методы:

  • Игровой;
  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический .

        Важным является формирование творческой личности – одна из задач педагогической теории и практики. Решение ее начинается уже в дошкольном  возрасте.

Ожидаемый результат.

  • Увеличить динамику высокого уровня развития по изо;
  • Поддерживать речевую инициативу, активизация словарного запаса составляет 70%;.
  • Правильно держать ножницы;
  • Развитая мелкая моторика;
  • Умение применять усвоенные техники в изобразительной деятельности.
  • Развитое чувство формы, цвета, пропорций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ."Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ" Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД №2725Проект по правилам дорожного движен...

Объёмный макет по обучению детей правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста

Макет может быть использован как в совместной с воспитателем деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Это пособие можно использовать как для заочного обучения правилам дорожного движен...

Спортивное соревнование по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста (подготовительная группа) и учащихся первых классов СОШ на тему: «Дорожная азбука».

Развлечение для детей содержит спортивную эстафету, загадки, сюрпризные моменты. Его основная цель, это пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом. Развитие у дошкольников дорожной грам...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

Электронная игра по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Найди лишний дорожный знак»

Электронная игра по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Найди лишний дорожный знак» ...