Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности старший возраст
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Исламова Елена Алексеевна

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе утвержденной приказом заведующего

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Радуга»

от 28.06.2019  № 314

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель:  Исламова Е. А.

воспитатель

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

1.3

Значимые характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей

1.4

Планируемые результаты освоения Программы

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание программы

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

2.3

Описание форм и методов проведения занятий

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение

3.2.

Учебно-тематический план

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.4.

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностические материалы

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

В        процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Настоящая рабочая программа является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее – Программа), разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», является нормативным документом и рассчитана на один год образовательной работы с воспитанниками.

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 21.10.2014)

-        Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»;

-         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями от 20 июля, 27 августа 2015г. (далее – СанПиН).

- Примерная Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2019-2020 г.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы — помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Основные задачи Программы

Задачами программы являются:

―        знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).

―        формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

―        формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

―        воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

―        воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

―        воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

  1.  Возрастные характеристики и индивидуальные особенности детей

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует ФГОС ДО.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении с младшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретённой ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой само регуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В результате освоения Программы дети:

•        применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

•        осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

•        иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

•        проявляет ответственность за начатое дело;

•        понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

•        осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

•        понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

•        осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

•        понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

•        осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

•        проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

•        иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

•        осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

•        следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре и в конце мая.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников (Приложение 1)

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

«Труд и продукт труда (товар)

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.

Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).

Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

Продукты труда - это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

•        формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

•        учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

•        поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

•        стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

«Деньги и цена (стоимость)»

Понятие «деньги»

Что такое деньги и зачем они нужны:

•        Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

•        Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

•        Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

•        Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

•        Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

•        Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

•        Деньги как средство платежа, накоплений.

•        Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В        каждой стране свои деньги. В России - рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

•        Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

•        Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

«Торговля и торг»

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель - не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом - особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель - суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама?

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне - три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, ее назначении;

- поощрять объективное отношение детей к рекламе;

- развивать у детей способность различать рекламные уловки;

- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

- учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т.  д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек:

- бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;

- разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

- экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

- нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

 «Труд и продукт (товар)»

•        Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

•        Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

•        Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

•        Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

«Реклама»

•        Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

1)        совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2)        свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет).

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса - «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:

• развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);

• развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

• освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающее и образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.

Стержневые развивающе-образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.

2.3. Описание форм и методов проведения занятий

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

Решение проблемных ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

Решение арифметических задач, кроссвордов.

Чтение художественной литературы.

Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму

Игровые упражнения для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Методы, повышающие познавательную активность:

- элементарный и казуальный анализ;

- сравнение;

- метод вопросов;

- метод повторения;

- решение логических проблем;

- экспериментирование и опыты.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

- игровые;

- сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

-индивидуальная беседа,

- сравнительный анализ,

- оценка,

- разъяснение,

- воображаемая ситуация,

- совместный поиск выхода из ситуации,

- проигрывание положительных ситуаций,

- обсуждение способа действия,

- прием опосредованного воздействия.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Партнерские отношения образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д.. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.

Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей - игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя - регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста         5-7 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме НОД, длительность – 25 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие в творческих конкурсах рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития

Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;

- приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания;

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

- открытость ДОО для родителей;

- сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию основ экономической грамотности в семье и ДОО.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы:

- открытые занятия;

- совместная проектная деятельность;

- консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому воспитанию дошкольников;

- мастер-классы, семинары-практикумы.

Использование данных форм работы дают родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса в ДОО.

План взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п.3.2.5 ФГОС ДО)

Месяц

Тема

Сентябрь

Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота» (Приложение 2)

Родительское собрание "Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности"

Октябрь

Консультация  "Зачем ребенку нужна финансовая грамотность

Ноябрь

Познавательный квест «Путешествие в страну профессий»

Декабрь

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы"

Январь

Памятка  "Советы родителям по финансовому воспитанию детей"

Февраль

Консультация

"Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к Деньгам"

Март

Мастер-класс для детей и родителей

«Изготовление поделок для ярмарки"

Апрель

Встреча с интересными людьми

"Где и кем работают наши родители" Ответственный: родители

Май

Экономический квест

«Страна Экономика» Ответственный: родители, педагоги

Анкетирование

«Мой ребенок и финансовая грамота» (Приложение 3)

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Состояние материально-технической базы ДОУ позволяет реализовать Программу, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует направлениям деятельности.

Оборудование соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

3.2. Учебно-тематический план 

Тематика

Всего часов

1

Входная диагностика

2

2.

Тема: «Понятие об экономике»

2

 3

Тема: «Потребности»

4

4

Тема: «Труд и продукт труда (товар)»

5

5

Тема: «Деньги и цена (стоимость)»

5

6

Тема: «Семейный бюджет»

4

7

Тема: «Реклама»

4

8

Тема: «Полезные экономические навыки»

4

9

Диагностика

2

ИТОГО

32 часа

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая зона, которая способствует погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, углубление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через разные формы его организации. Использование многообразных форм даёт воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном. Сделать это занятие понятным, помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение образовательно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Что быстрее купят?», «Обмен», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Монополия», «Весёлый бизнесмен», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

3.4.Список литературы:

1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.

2. "Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы ДО в части экономического воспитания  дошкольников»  /Москва, 2019

3. «Беседы об экономике»/Шорыгина

4. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.

5. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.

6. Сборник методических материалов

Мониторинг

определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.

Группа детского сада        воспитатели:

Дата проведения мониторинга

Фамилия,

имя

ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

«Труд и продукт труда (товар)

«Деньги и цена (стоимость)»

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Итоговый результат

Владеет основными понятиями: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Имеет представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий.

Умение применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.)

Умеет устанавливать взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются

Владеет основными понятиями: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Зачем нужна реклама, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша

- бережное обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;

- разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г

К.г.

Ср.

балл

уровень

Ср.

балл

уровень

Балл

%

Приложение 1

Общая система оценки детской деятельности по 4-балльной шкале.

4 балла – деятельность соответствует уровню нормы.

3 балла – незначительное отклонение от уровня нормы.

2 балла – существенное отклонение от уровня нормы.

1 балл – практическое несоответствие уровню нормы

Качественные показатели (уровни).

4 балла – 3,5 балла – деятельность находится на оптимальном уровне (ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный        бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.)

3,4 балла – 2,4 балла – деятельность высокого уровня (ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный        бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей.)

2,3 балла – 1,3 балла – деятельность среднего уровня (ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах)

Ниже 1,2 балла – деятельность низкого уровня (ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.)

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Уважаемые родители, результаты данного исследования помогут нам оценить степень Вашей заинтересованности в обучении детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

Оцените, пожалуйста, каждую из позиций, по 3х-бальной шкале, поставив «+» или другой знак, в соответствующей графе.

  1. Полностью не согласен
  2. Скорее согласен, чем не согласен
  3. Полностью согласен

        Критерий оценки

баллы

1

2

3

Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка

положительно

отрицательно

не готов оценить значимость курса

Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

до 3-х лет

в старшем дошкольном возрасте

в школе

не вижу необходимости в таком обучении

Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

да, он проявляет живой интерес

да, но курс является сложным для его восприятия

нет

затрудняюсь ответить

Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы: профессии родителей, планирования предстоящих покупок, откуда берутся деньги?

да

нет

иногда

Мой ребенок….

задаёт вопросы, связанные с экономикой и финансами

владеет основными понятиями: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

с удовольствием выполняет трудовые поручения, в его рисунках присутствуют сюжеты, связанные с экономикой и финансами

ребенок бережно относится к вещам и предметам

проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета

Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

готовы

не готовы

возможно

Большое спасибо за Вашу оценку!

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Уважаемые родители, результаты данного исследования помогут нам оценить степень Вашей удовлетворенности в обучении детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

Оцените, пожалуйста, каждую из позиций, по 3х-бальной шкале, поставив «+» или другой знак, в соответствующей графе.

  1. Полностью не согласен
  2. Скорее согласен, чем не согласен
  3. Полностью согласен

        Критерий оценки

баллы

1

2

3

Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка

положительно

отрицательно

не готов оценить значимость курса

Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

до 3-х лет

в старшем дошкольном возрасте

в школе

не вижу необходимости в таком обучении

Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

да, он проявляет живой интерес

да, но курс является сложным для его восприятия

нет

затрудняюсь ответить

Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

да

нет

иногда

Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

 ничего не изменилось в поведении ребенка

ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами

ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам

ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами

ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам

ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета

Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

готовы

не готовы

возможно

Большое спасибо за Вашу оценку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Бизнесленд"

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Бизнесленд"...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...