Модель (план ) по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6-го года
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Талипова Альбина Биктимеровна

Ознакомление детей с основами экономической грамотности  через все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Модель (план) по формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 6-го года

(апробация 2019-2020гг.)

Ознакомление детей с основами экономической грамотности проводится через все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, конструктивная, музыкальная

Тема

Задачи

Описание содержания

Формы организации детских видов деятельности

Работа с родителями

Методическое обеспечение

Оборудование

Результат

Сентябрь

 Труд-основа жизни

  1. Формировать понимание, что труд - основа жизни.
  2. Воспитывать уважение к своему и чужому труду, к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями.

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться.

- Беседа «Почему надо трудиться», (Сборник...стр.8)

- Игра-соревнование «Мои домашние

обязанности»,

- Слушание и обсуждение сказки «Два плуга» К.Д. Ушинского- Привлечение детей к наведению порядка в группе,

Обсуждение и понимание пословиц о труде;

- дежурство по группе;

- защита проекта «Наша

семья трудится»

изобразительная «Мое любимое занятие» или «Как я помогаю маме/папе»

Анкетирование «Трудовое воспитание дошкольнико» http://10 chita.detkin-club/ru/custom_7?189200  

( МР стр.27)

Совместное выполнение проекта

 «Наша

семья трудится»

   Презентация "Труд людей осенью". - YouTube пословицы и поговорки : «Каков мастер, такова и работа», «Труд кормит, а лень портит, загадки о труде и профессиях (Сборник стр.10)

сказка К.Д. Ушинского «Два плуга» (1.стр.6)

Телевизор, телефон, фотоаппарат, видео-камера, компьютер, атрибуты для  игр, графические средства для изобразительной д-ти

Понимают значение слов:

труд, работа, взаимопомощь

Октябрь

Работать и зарабатывать

  1. Формировать понимание, что за хорошо выполненную работу можно получать вознаграждение
  2. Воспитывать трудолюбие.

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

- Просмотр мультфильм «Так сойдет» -союзмультфильм с последующим обсуждением; - Д/и «Ошибки художника»,

 - конкурс м/у ребятами в группе «Трудиться полезно и почётно»,

- самостоятельная деятельность детей: помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи, застилание кровати после сна

Консультация «Вознаграждение за трудолюбие и наказание за лень», тематическая памятка «Похвала тоже награда!», создание странички на сайте ДОУ «Финансовая грамотность дошкольников»

Союзмультфильм «Так сойдет», д/игра «Ошибки художника» (Сборник стр.11)

Телевизор, видеокамера, фотоаппарат, компьютер или планшет, орудие труда для самостоятельной деятельности детей

Понимают значение слов : вознаграждение за труд, плата за работу

Ноябрь

Труд и продукт труда.

1.Формировать понимание что продукт труда — это товар или услуга, используется человеком для себя и для продажи.

2.Воспитывать уважение к результатам чужого труда.

Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

- Ситуационные задачи: «Что будет, если люди перестанут трудиться?», «Как продукт

труда в товар

превращается»,

-  чтение стихов о труде;

- заучивание и выразительное чтение стихотворения «Труд – основа нашей жизни»;

-самостоятельная деятельность детей: помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи, застилание кровати после сна;

Пополнение информации на сайте: фотоотчет с заметкой по результатам конкурса «Трудиться полезно и почетно», тематический стенд «Мы идем за покупками»

Стихи: «Труд – основа нашей жизни» Е.Шаламонова (Сборник стр.6),

Атрибуты для сервировки стола и дежурства по группе

понимают значение слов: продукт труда. товар, услуга

Декабрь

Все работы хороши,

выбирай на вкус

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода 

Профессии. Продукты труда:

товары и услуги. Продукты

труда используются

человеком для себя или для продажи (товар)

- Игры: «Что создаётся

трудом

- викторины «Угадай

профессию», «Услуга

или товар?»,

- загадки «Все профессии

важны, все профессии

нужны», угадай

профессию по

продукту труда

Совместное выполнение проекта

 «Кем работают мои родители»

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)

понимают значение слов: профессия, продукт труда. товар, услуга

январь

Откуда пришли деньги?

Формировать элементарные экономические представления. Познакомить с историей денег.

Понимание ребенком что, заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

- Беседа «В общем о деньгах» (сборник стр.27);

- «История денег», просмотр познавательного мультфильма с последующим обсуждением; - закрепление материала при реализации технологии «Река времени» - история появления денег;

- обсуждение смысла и понимания пословицы «Денежки труд любят»

Тематический буклет «Монеты разных стран», консультационная информация на страничке сайта

Что такое деньги ? Мультик со смыслом. - YouTube 

С/р игры «Магазин», «Кинотеатр», «Общественный транспорт»

Телевизор, ватман, клей, иллюстрации, графические средства для изобразительной деятельности, атрибуты для с/р игр

Понимают значение слов: натуральный обмен, монеты, банкноты, печать, чеканка, покупатель, продавец

Февраль

Деньги.  Сбережения (копилка)

 Формировать знания детей о внешнем виде денег. Научить различать монеты разного достоинства

 Понимание ребенком зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

- Рисование на темы: «Наша монета», «Деньги разных стран»;

- конструирование «Копилка для монет»;

- просмотр познавательного фильма; с

- слушание и обсуждение сказки «Приключение монетки» -(сборник стр.15)

Викторина «О какой сказке идет речь?» (сборник стр.13)

Демонстрационный альбом "Деньги разных стран" (infourok.ru)

Альбом нумизмата, графические средства для изобразительной д-ти, бросовый материал для изготовления копилки

 Понимают значение слов: валюта, сбережения, купюра, монета, откладывать, копить, сберегать

Март

Семейный бюджет.

Формировать первичные представления о семейном бюджете. Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства

Понимание ребенком важности ведения домашнего хозяйства, разницы между личным и семейным бюджетом.

- Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», (Сборник стр.30);

- Лепка – интеллект-карта «Семейный бюджет,

- С/р игра «Распределяем  семейный бюджет»,

- Решение проблемной ситуации «Что важнее…?»;

-  квест – игра «Вперед к победе!»

Информация родителям по квесту на страничке сайта

Д/и «Доходы и расходы», С/р игры «Магазин», «Банк», Пословицы и поговорки, иллюстрационный материал, Викторина экономическая (прим. Ход занятия №11), Квест – игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы «Вперед к победе!» | План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Атрибуты для с/р игр,

ватман, пластилин, бросовый материал

Понимают значение слов: семейный бюджет, личный бюджет, карманные деньги, зарплата, вклад, кредит, коммунальные платежи, пенсия, расход, кошелек

апрель

Что важнее денег?

Формировать представление об истинных ценностях. Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Понимание ребенком, что не все продается и покупается, что есть ценности, которые за деньги не купишь

- Беседа, ситуационные задачи «Что нельзя купить?» - Слушание и обсуждение сказки

- изготовление иллюстраций к сказке,

- создание и оформление книги по сказке

Сказка о бедном и богатом брате — читает Павел Беседин - YouTube

 графический материал для изобразительной д-ти, сканер, компьютер, принтер

Понимают значение слов: щедрость, жадность, корысть, нравственные ценности (мир, друзья, здоровье и др)

май

Бережливость

Формировать представление о смысле бережливости и рациональной траты денег

Понимание ребенком смысла бережливости и о последствиях бездумной траты денег

- Подготовка к театрализованной постановке «Как зайчика бережливости учили» (сборник стр.24-26)

- показ спектакля

Совместная подготовка к выступлению:распределение ролей, заучивание сценария, подбор костюмов

Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» - спектакль «Как зайчика бережливости учили» (сборник стр.24-26)

Атрибуты для спектакля, видеоаппаратура, аудиоподборка музыкального сопровождения постановки, костюмы

Понимают значение слов: бережливость, честность


№ п/п

Методическое обеспечение

1

Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

эл.в

2

Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников

эл.в

3

Презентации , познавательные фильмы и мультфильмы

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

Формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике....

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 4-5 лет»

методическая разработка социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей пятого года жизни

Базовой формой и оптимальным методом внедрения в практику основ финансовой грамотности является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для д...

Проект «Мы играем в магазин» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-го года жизни посредством обогащения знаний детей о профессиях работников торговли группа для детей от 3 до 4 лет «Весёлые гномики »

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в ...