Финансовая грамотность
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx135.87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 (познавательное развитие)

Подготовила воспитатель Бодрина А.В.

Вид деятельности детей

Игровая,  коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа,  дидактические игры  «Что можно купить за деньги?»  «Хочу и надо»,  проблемная ситуация (введение в тему и постановка цели), продуктивные  (рисование денег будущего для игры в группе), творческие (самостоятельный выбор композиции), осознание собственной значимости детей, слайд-шоу

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания)

- речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи);

- физическое развитие (становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере)

-художественно-эстетическое развитие   (реализация самостоятельной творческой деятельности детей)

Цель:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы. Финансовая грамотность»

Беседа: «Зачем людям деньги»

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Педагог напоминает детям,  что в ноябре в нашей стране отмечается замечательный праздник «День Матери», уточняет, как можно поздравить маму. Делает акцент на том, что подарок можно купить в магазине и предлагает детям пройти в импровизированный магазин «Подарки».

В магазине продавец отказывает детям в приобретении товара, т.к. у них нет денег.

Воспитатель  спрашивает у детей, где можно взять деньги, и  для чего людям нужны деньги? И все ли можно купить за деньги?  (Ответы детей).

Педагог предлагает при помощи дидактической игры определить, что можно купить за деньги» 

Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Задачи:

Формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношениях и др.

Развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.    

Воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным ценностям, природе и природных ресурсах.

Правила игры: взрослый раскладывает перед ребенком на столе  разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала  изображения, предмет на которых можно купить.

Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил.

-Педагог резюмирует, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

-Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Слайд  Профессии)

Мотивация деятельности детей

Педагог акцентирует внимание детей на том, кто зарабатывает деньги в вашей семье

-Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

(Слайд Бюджет семьи)

Сегодня нам с вами предстоит узнать,  на что же тратятся деньги в  вашей семье. Педагог предлагает представить весь бюджет семьи в форме круга и определить потребности человека, на которые тратятся семейные  деньги (с каждой потребность дети отрезают часть денег семейного бюджета)

Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». С каждой названной потребностью дети отрезают часть  денег на ленте.

Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи другим людям.

Физ. Минутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)                              

 Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)        

Дом, в котором мы живём.                                                              

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)  

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)    Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)                                  

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы). 

Педагог раздаёт детям   игрушечные  деньги

просит детей представить, что они стали взрослыми и им нужно правильно распределить семейный бюджет.

Дидактическая игра «Нужно для семьи и я хочу»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и положить монету на необходимую первоочередную потребность.

В конце игры педагог делает анализ, предлагает представить что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое-то количество денег?

- Что можно с ними сделать? (Ответы детей).

-Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).

В кармане можно? (Ответы детей).

-А у кого есть копилка? (Ответы детей).

-Педагог сообщает детям. (Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находится ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты).

 

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Педагог предлагает детям  придумать и нарисовать деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Педагог объявляет детям, что первый день обучения в школе юных финансистов закончен. 

Педагог благодарит детей за работу и оплачивает труд  детей монетами  и предлагает снова отправиться в магазин и  на заработанные деньги купить подарок для мамы.

https://i0.wp.com/images.myshared.ru/10/985102/slide_29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....