ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Жучкова Валентина Сергеевна

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost_v_dou_21-23.docx89.17 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31»08  2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с  №1

_______________Г.В. Моргоева Приказ № 96 а  от «31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

«АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 2 года (63 часа)

Возрастная категория: 5-7 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: дополнительная авторская

Программа реализуется: на бюджетной основе

ID –номер программы в Навигаторе:

Составил:

ст. воспитатель

МБДОУ д/с №1

В.С. Жучкова

г. Кропоткин, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Стр.

Аннотация

3

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Принципы и подходы, положенные в основу данной рабочей Программы

9

1.3.

Критерии отбора материала Программы

10

1.4.

Взаимодействие с родителями

11

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

11

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание программы

14

2.2.

Формы, методы и средства реализации Программы

14

2.3.

Варианты взаимодействия с семьями воспитанников

15

2.4.

Объем и сроки освоения Программы

16

2.5.

Примерный тематический план и игровые технологии к Программе «Азбука экономики для дошколят»

17

2.6.

Формы подведения итогов  реализации Программы

28

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация занятий по Программе

30

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

30

3.3.

Методическое обеспечение Программы

31

4.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЙ, РОДИТЕЛЕЙ

4.1

Список литературы, рекомендуемой воспитателям. Учебно-методические пособия

33

 

Аннотация

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
  • Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №1,

с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28);
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2019 г.№170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
  • Приказ министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. №534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор-составитель Рыбалёва И.А., канд. пед. наук, руководитель РМЦ Краснодарского края, 2020г.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;
  • Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников (г. Москва, 2019г.)

                                     

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                         

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Дополнительная образовательная программа формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации; образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская (2-ое изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019) с учетом требований ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №1; финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.- сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва – изд.2-е, испр.-Волгоград: Учитель.

Программа направлена на формирование у детей:

первоначальных экономических представлений и экономического сознания; представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;

полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в общую систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Основы финансовой грамотности формируются у дошкольников в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков в процессе игровой деятельности. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Цель, задачи Программы

Цель реализации Программы – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп МБДОУ д/с №1

Основные задачи реализации Программы:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить основы (азы) ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
  1. Принципы и подходы, положенные в основу данной рабочей Программы
  • принцип психологической комфортности;
  • введение нового знания вводится не в готовом виде, через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечение возможности разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • раскрытие взаимосвязь нового задания с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) при его введении;
  • формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  •  ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
  • Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.

Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.

         Программа предполагает тесную связь эстетического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте, что соответствует ФГОС ДО.

Изложенные выше принципы не только обеспечивают решение задач основ финансовой грамотности, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

  1. Критерии отбора материала Программы

- финансово-экономическая направленность;

- доступность, наглядность, занимательность;

- воспитательная и нравственная ценность;

- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

  1. Взаимодействие с родителями

Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу (семейные проекты, обмен опытом, участие в играх и пр.)

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат (5 – 6 лет):

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

 - Видят красоту человеческого творения;

- Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; - Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ожидаемый результат (6 – 7 лет):

- Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;

- Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;

- Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;

- Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;

 - Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

- Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты.

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

-  знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические  результаты.

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознавать необходимость грамотно и бережно относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить нужно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать управлению личными финансами.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание Программы

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:

 «Труд и продукт (товар)»,

 «Деньги и цена (стоимость)»,

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,

 «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

  1. Формы, методы и средства реализации Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей.

        Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснения, рассуждение, рассказ воспитателя, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника:  осуществляется в начале и конце года; используются такие формы обследования, как диагностика, блицопрос, беседа, анкетирование родителей.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстрированный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материал для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивные средства (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического процесса.

  1. Варианты взаимодействия с семьями воспитанников

МБДОУ д/с №1 представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры. Семья – это реальная экономическая среда, в которой живёт ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

Единое образовательное пространство

Педагогическая поддержка, мероприятия в рамках проектной деятельности

В течение года

Широкое информационное поле

Консультации «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?», «Зачем ребёнку экономика»; тематические памятки для родителей Памятка 1 (Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Принять все убытки заранее. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким способом. Четко соблюдать договоренность. Обязательно определять систему финансирования ребёнка).

Памятка 2 «Учим правильно тратить». Памятка 3 «Учим зарабатывать».

Памятка 4 «Платные поручения»

Памятка 5 «Как не вырастить жадину?»

Рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье. Создание странички на сайте МБДОУ д/с №1

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании предметно-развивающей среды

По мере необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учет интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта

В течение года

  1. Объем и сроки освоения Программы:

Срок реализации Программы - 2 года.

Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня по расписанию МБДОУ д/с №1.

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий старшей группы (5-6 лет) –   25 минут, в подготовительной группе (6-7 лет) –    30 минут.

Работа по реализации Программы  проводится с зафиксированной регулярностью на протяжении всех девяти месяцев учебного года. Первый месяц является подготовительным, дальнейший курс занятий рассчитывается на восемь месяцев, с началом в октябре и завершением в мае. Занятия проходят еженедельно во второй половине дня, то есть с периодичностью четыре раза в месяц. 31 занятие в первый  год обучения, 32 занятия во второй год  обучения, 63 занятия за весь период обучения.

Для занятий используется помещение группы.

Форма обучения очная (групповые занятия). Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

2.5. Тематический план и игровые технологии к Программе «Азбука экономики для дошколят»

Календарно – тематическое планирование 

Примерный тематический план обучения представлен в следующей последовательности:

Первый год обучения:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Второй год обучения: 

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность. 

 

Первый год обучения. Старшая группа. 31 час

Занятие

Содержание образовательного мероприятия

Формы и методы проведения

СЕНТЯБРЬ

Знакомство

Выявление уровней сформированности финансово-экономических знаний у детей

Мониторинг

Г.П. Повариницина, Ю.А. Киселёва.

«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 33

(в соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой).

ОКТЯБРЬ-МАЙ

Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»

октябрь

1

«Труд -  основа жизни»

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа «Как правильно браться за дело», Д/и «Что сделано руками человека?»

2  

«Мои домашние обязанности»

Формируем у дошкольников представление о том, что трудиться – значить что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.; любой труд – это хорошо.

Игровое занятие-соревнование

3

«Работать и зарабатывать»

 Вводим в активный словарь дошкольников слово заработать, формируем умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развиваем у детей смекалку, обогащаем их жизненный опыт

Игровое занятие-обсуждение,

4

«Труд – важное условие в жизни человека»

Уточнить знания о труде, трудолюбии. Вспомнить пословицы о труде. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и детей.

Игровое занятие-обсуждение, рассматривание иллюстраций.

ноябрь

5

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Формируем у детей представление о том, что в результате труда создаются продукты труда, которые могут быть использованы как для собственных нужд, так и для продажи другим людям.

Игровое занятие-викторина

6

«Почему взрослые работают»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Игровое занятие

7

«Заводы нашего города»

Сформировать у детей первичное представление о заводах, фабриках родного города: местонахождение, выпускаемая ими продукция, товарный знак.

д/и «Назови профессии»

Рассматриваем иллюстраций, фотографий

8

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем.

декабрь

9

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: труд, трудиться, работать, зарабатывать. Дети должны понять, что слово трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Мини- спектакль

10

«Труд во благо»

Закрепление материала

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

11

«Деньги»

Понятие, что такое деньги. Формировать представления о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счета. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах.

12

«Как придумали деньги»

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, рассказ.

январь

13

«Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся»

Виды денег – (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). изготовление денег: печать, чеканка.

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем деньги для группы.

14

«Как деньги попадают к нам в дом»

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь».

15

«Трудовая денежка всегда крепка»

Дети должны понять, что доходы семьи складываются из вознаграждения за честный труд, заработной платы родителей, пенсии дедушек и бабушек.

Чтение, обсуждение ситуационной задачи.

февраль

16

«Где живут деньги»

Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Чтение, обсуждение. Игры.

17

«Хранители бюджета»

Продолжаем формировать представление о том, где могут храниться деньги.

Игра-развлечение.

18

«Путешествие с  Монеточкой по стране Экономике»

Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Организованная образовательная деятельность.

март

19

«Открываем супермаркет»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Организованная образовательная деятельность.

20

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный мини-спектакль

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

21

«Разнообразие потребностей современного человека»

Формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается.

Работа со схемой, рассматривание иллюстраций. Схема «Потребности человека»

22

«Потребности в пище, воде, воздухе, тепле»

Формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет. Правило: ничего не трогать зря. Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены.

д/и «Одежда людей».

23

«Рождение новых вещей»

Закреплять у детей умение правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умение продлевать жизнь вещам, которыми дети пользуются.

Ремонт книг. д/и «Где лечат старые вещи»

апрель

24

«Где покупают и продают разные товары»

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

Игра «Где что купить?», обсуждение.

25

«Стоимость и цена товара»

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит», беседа «Как складывается стоимость товаров», обсуждение.

26

«Выгодно-невыгодно»

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка "Что за птица?"  - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение.

27

«Потребность человека и животных»

Проанализировать потребности человека. Развивать представления детей о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются?

Рисование потребностей животных, растений. д/и «Кому что нужно»

май

28

«Предметы, необходимые для жизни»

Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Рисование с детьми вещей, необходимых на острове.

29

«Что такое ресурсы»

Дать детям понятие ресурсы. Формировать у детей бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему.

Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые»; рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений.

3130

Выявление уровней сформированности финансово-экономических знаний у детей

Мониторинг

Г.П. Повариницина, Ю.А. Киселёва.

«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 33

(в соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой).

Второй год обучения.  Подготовительная группа – 32 часа

Занятие

Содержание образовательного мероприятия

Формы и методы проведения

Материалы и пособия

СЕНТЯБРЬ

Промежуточный мониторинг

Выявление уровней сформированности финансово-экономических знаний у детей

Мониторинг

Г.П. Повариницина, Ю.А. Киселёва.

«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 33

(в соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой).

ОКТЯБРЬ-МАЙ

Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

октябрь

1

«Тратим разумно, экономим»

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережливое отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?»

2

«На благо человека»

Закрепить знания детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу.

Работа со схемой «Экономические ресурсы»;

игра «Доскажи словечко»;

 д/и «Из чего сделано»; рассматривание альбома «Правила поведения в лесу».

3

«Вода – природный ресурс»

Уточнить знания детей, для чего нужна вода. Учить бережно относиться к природным ресурсам. Воспитывать любовь к родному краю.

Рисование с детьми на тему «Для чего нужна вода»

4

«Трудовые ресурсы»

Дать детям понятие «трудовые ресурсы»; уточнить знания детей о природных ресурсах.

Схема «Трудовые ресурсы» - работа со схемой. Рассматривание альбома «Наш город»

ноябрь

5

«Копим и сберегаем»

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить не просто, но полезно, ответственно и важно.

Ситуационные задачи, обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

6

«Полезные привычки в быту»

Беседа с детьми об экономии воды, света и тепла. Для чего нужно беречь и как беречь? Значимость полезных привычек – бережливость, экономия.

Придумывание своих символов, рисование.

7

«Забота человека о природе и польза природы для человека».

Показать детям через сказки пользу природы для человека, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Рассматривание иллюстраций. Прослушивание сказки «Дудочка и кувшинчик», «Золотая рыбка» и др.  Рисование на тему «Природа для человека»

8

Творческое занятие.

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин.

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

9

«Занимаем и одалживаем»

Знакомимся с понятиями одалживать, занимать. Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседы, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить».

декабрь

10

«Долги»

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку.

11

«Заплатить долг скорее, так будет веселее»

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

12

«Семейный бюджет»

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Рисование на тему «Моя семья».

13

«Бюджет – источник дохода и расхода»

Дать понять детям, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности.

С/р игра «Супермаркет».

Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Д/и «Семейный бюджет».

январь

14

«Сбережения (Накопления)»

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»).

Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильма «Три медведя», «Лиса и заяц».

15

«Денежная прибыль и долг»

Раскрыть детям понятия: «прибыль», «долг»; рассказать детям о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже.

Поделка посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры «Магазин», «Посуда»

16

Мини-спектакль «Долг платежом красен».

Закрепляем понятия: одалживать, занимать, долг, должник.

Мини-спектакль.

Тема 6. «Учимся планировать»

февраль

17

«Все по плану!»

Знакомим с пониманием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время.

Игра «План на следующий день», беседа.

18

«Планируем свои расходы»

Учимся решать несложные экономические задачи.

 

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

19

«Творим добро»

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

20

«Сделал дело – гуляй смело»

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

март

21

«Ставлю цель и планирую»  

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца».

 

22

«Реклама»

Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио- и видео-реклама.

Рассматривание рекламы  разных товаров. д/и «К какому товару эта реклама?»

23

«Реклама – двигатель торговли».

Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов, но обязательно понятные детям.

Рисование рекламных буклетов, рассматривание их.

24

«Планируем свои дела»

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Богатство и бедность»

апрель

25

«Хочу купить все!»

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

26

«Наше богатство»

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

27

«Щедрость и жадность»

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы.

28

Творческое занятие.

Изображаем щедрость и жадность.

Читаем о щедрости и жадности и изображаем их.

май

29

Выявление уровней сформированности финансово-экономических знаний у детей

Мониторинг

Г.П. Повариницина, Ю.А. Киселёва.

«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 33

(в соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой).

30

31

32

 

2.6. Формы подведения итогов реализации рабочей Программы:

Мониторинг усвоения детьми дополнительной программы  проводится 2 раза в год: начальный – в сентябре, итоговый – в мае; открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и на РМО воспитателей.

Целевые ориентиры:

  1. овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
  2. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  3. обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором   он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
  11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация занятий по Программе

Периодичность занятий – 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц. Продолжительность занятий в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;

- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

Способы реализации Программы:

В первый год реализации Программы  в старшей группе дошкольники знакомятся с первыми тремя темами:

- Без труда нет жизни на земле.

- Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

- Покупаем, продаем и обмениваем.

Во второй год реализации Программы  (подготовительная группа) повторяется и закрепляется информация по первым трем темам и рассматриваются оставшиеся четыре темы:

- Тратим разумно, сберегаем и экономим.

- Учимся занимать и отдавать долги.

- Учимся планировать.

- Богатство и бедность.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом.

Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей

Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

3.3. Методическое обеспечение Программы

Программа реализуется с методическим сопровождением:

- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);

- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;

- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);

 - сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;

 - сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;

 - раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;

- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям Учебно-методические пособия

1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов-ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с.

2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры-жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с.

 3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 40 с.

 4. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа-новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 64 с.

 5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с.

6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Беседы об экономике/ Т.А. Шорыгина, ТЦ «Сфера», 2009

10. Обсуждаем, рассуждаем и играем/ Ю.Антонова - Вита-Пресс, 2017

11. Финансовая грамотность дошкольника/Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева Издательство «Учитель»

12. Методический сборник занятий по финансовой грамотности

Игры, дополнительный раздаточный материал 

Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html

Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskieraskraski/raskraska-dengi

Электронные ресурсы:

1. Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс]. - https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dly-doshkolnikov

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru 

Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

 Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru

Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net 

Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// vscolu.ru

Игры и занятия 

Картотеки: дидактические игры, беседы, конспекты игр-занятий

Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fLngram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a 78. pdf

 Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef 1b .pd

Методические рекомендации к книжке- раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b 4

учебно-методические пособия, художественная литература

1. Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?»

2. С. Михалков «Сами виноваты»

3. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

 4. В. Сухомлинский «Жадный мальчик»

5. Сказка «Хранители бюджета»

6. Аким Яков «Жадина»

7. Татьяна Казырина «Жадина»

8. Эмма Мошковская «Жадина»

9. К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

11. Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

12. Л.Н. Толстой «Золотой ключик»

 13. Успенский «Бизнес Гены Крокодила»

14. Серия рассказов Е.Ульевой «Откуда берутся деньги?»

15. Рассказ В.Осеевой «Долг»

16. Сказки - «Бедные богатые», «Ум и богатство»

17. Сказка «Мужик и медведь»

18. В. Маяковский «Кем быть?»

19. Сказка «Волк и лиса»

20. А. Романов «Чудеса в кошельке»

 21. Рассказ про капризного «Артема»

22. Рассказ «Как старик корову продавал»

23. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников.  Litres,2018.

24. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей

25. Е.Красавина, Е.Бродникова «Дети и деньги. Растим миллионера»

26. Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»

27. Н. Хилл «Думай и богатей!»

28. Ш. Бодо «Мани, или Азбука денег»

29. Годфри Джолайн «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

30. И.В. Нормакова, Т.А. Протасевич «Начало экономики»

31. Ю. Сахаровская «Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом»

32. А. Руль «Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту»

33. М. Светлова «Деньги в твоей жизни»

34. Дж. Эггерт «Записки экономиста о счастье, успехе, процветании»

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги? - https: //www.youtube. com/watch?v=hpm8_ gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить. - https: //www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE

Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы - Карманные деньги. - https: //www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы - Потребности и возможности. - https: //www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы - Мои домашние питомцы. - https: //www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU

Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики - Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M- voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) Союз мультфильм: «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень» Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности  «Семейный бюджет»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Опыт работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»

Дети с большим удовольствием играют в интерактивные игры осваивая азы экономики, но все-таки самым лучшим методом становления азов финансовой грамотности у дошкольников считается сказка....