Сообщение из опыта работы на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шамсутдинова Светлана Гиндулловна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_temu.docx25.34 КБ
Файл skazka.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Сл.1.  Сообщение из опыта работы на тему:  «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».

Сл. 2.

Цель: распространение и передача педагогического опыта

Задачи:

- актуализировать знания педагогов об экономическом воспитании дошкольников;

- научить применять сказки в работе с детьми в процессе формирования экономического мышления;

- представить педагогам картотеку сказок с экономическим содержанием.

Сл. 3. Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть

через сказку. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сл.4.   У сказок множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Сл. 5.   Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сл. 6.  Сказки о потребностях и возможностях  -  английская сказка                 «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила», В. Г Сутеев «Мешок яблок»,   К. И.Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей - материальные, духовные, социальные.  Дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.

Сл.7.  Сказки, отражающие труд людей - «Терем – Теремок»,                                  К. Д.Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», Р. Н. С. «Колобок», «Ховрошечка».

В процессе работы с данными сказками  дети:

-  уточняют и расширяют знания о видах труда  (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний).

- выделяют цепочку трудовых действий.

- устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда.

Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Сл. 8.     Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство -  К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» , В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Приключения Буратино».

У папы Карло, к сожалению, мало денег. Если бы папа Карло стал снова молодым, что можно было бы ему посоветовать? Советы следующие: вести семейный бюджет, контролировать расходы, откладывать деньги на непредвиденные ситуации, откладывать деньги на пенсию, когда он не сможет много трудиться.

Буратино не унывал даже в опасных, трудных ситуациях, всегда искал выход и был вознаграждён. Благодаря своей предприимчивости, он придумал идею для нового бизнеса — создать театр, который будет дарить людям радость и сделает папу Карло и Буратино обеспеченными и счастливыми. Можно обсудить с ребёнком тему предпринимательства, какие качества характера важно иметь предпринимателю, какие риски могут возникнуть на этом пути. Можно вместе порассуждать и помечтать на тему будущего: если бы появилась такая возможность, то каким именно бизнесом хотел бы заниматься ребенок, когда подрастет.

Обсудив эти темы вместе с ребенком, можем заложить важный кирпичик в его финансовую грамотность.

Сл. 9.  Сказки,  помогающие понять значение таких «Экономических» качеств личности, как экономичность,   предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.                             А. С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Н.С.«По щучьему велению», Г.Х.Андерсен «Огниво».

Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег,

воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность,

предприимчивость.

Сл. 10Сказки, которые знакомят с понятием реклама («Как старик корову продавал», «Новое платье короля») 

Сл. 11. Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства - «Морозко», «Трое из простоквашино».

Сл. 12. Заключение:

 Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности,  первоначальных экономических представлений.

 Дети учатся: различать виды потребности - Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий,  определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.                                                                                               

А сейчас я предлагаю  ответить на вопросы по сказкам.

 1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка). 

 

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах). 

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем?                             (Как старик корову продавал) 

5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок). 

                                                                                                                                                  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой). 

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок) 

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки). 

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка – Хаврошечка,  Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).

10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию, и только волшебная вещь помогла достичь цели?                                          ( Огниво).

В заключении  хотелось бы отметить:  знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку». Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №4 « Лейсан » С. Г. Шамсутдинова

Слайд 2

Цель : распространение и передача педагогического опыта Задачи: - актуализировать знания педагогов об экономическом воспитании дошкольников; - научить применять сказки в работе с детьми в процессе формирования экономического мышления; - представить педагогам картотеку сказок с экономическим содержанием. Цель и задачи.

Слайд 3

Проблема экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку . Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Актуальность.

Слайд 4

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей; пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми; помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности. У сказок множество функций:

Слайд 5

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Слайд 6

английская сказка «Три поросенка» «Как коза избушку построила» В. Г Сутеев «Мешок яблок» К.И.Чуковский «Телефон» Сказки о потребностях и возможностях.

Слайд 7

«Терем теремок» « Хаврошечка » «Морозко» «Петушок и бобовое зернышко» Р. Н. С. «Мужик и медведь» Р. Н. С. «Колобок» Сказки отражающие труд людей.

Слайд 8

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство

Слайд 9

А С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Р.Н.С.«По щучьему велению» Г.Х.Андерсен «Огниво » Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость

Слайд 10

Г.Х.Андерсен « Новое платье короля» С.Михайлов «Как старик корову продавал» Сказки о рекламе.

Слайд 11

« Морозко » Э . Успенский, «Трое из Простоквашино » Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства

Слайд 12

Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических представлений. Дети учатся: различать виды потребности - Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность. В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно. Заключение:

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет в ДОУ "Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку"

Сценарий педагогического совета в детском саду по формированию элементарных экономических знаний дошкольников...

Доклад «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22596161","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в эко...

«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»

laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Джанни Родари...

Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»

laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»....