Конспект ООД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории» (с использованием квест - технологии)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Манина Надежда Михайловна

Ззнятие по финансовой граммотности  для старших дошкольников с использованием квест-технологии и мультипликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по финансовой грамотности дошкольника

в подготовительной группе

на тему «Денежные истории»

(с использованием квест - технологии)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

-научить понимать назначение денег;

-дать детям представление о денежной единице;

-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 и 10 рублей более мелкими монетами;

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», карта-схема, карточки с буквами, (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, сундучок с сокровищами, монетки – шоколадки по количеству детей.

Ход образовательной деятельности:

Организационная игра

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Ребята, электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.

(Деньги)

-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей). Сами узнаем историю происхождения денег, запишем её на диктофон и отправим жителям Денежной страны.

- Тогда я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, где вас ожидают различные задания – вы узнаете об истории денег и узнаете великую тайну. За выполненные задания вы будете получать букву подсказку.

В: У меня есть карта-схема, которая поможет нам всё всё узнать про деньги. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройдя через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к своей цели.

II. Основная часть.

В: Итак, начинаем.

В: Первая станция: «Сказки»

В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе (подобрать нужную картинку).

  1. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
  2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
  3. Герои каких сказок менялись на что-то? «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».
  4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
  5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
  6. Героиня, какой сказки нашла  монету и купила самовар? (Муха-Цокотуха)
  7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
  8. Какой сказочный герой закопал монеты в ямку, полил водой,  сказал волшебные слова и стал ждать чуда. (Буратино) (слайд 1)

- Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). Слайд 2.

В: Молодцы! Получите букву Д.

-Посмотрим на карту, какая следующая станция  «Деньги»

- Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать? (заплатить).

- Чем мы оплачиваем товар? (деньгами)

- А вы как думаете, откуда у людей деньги? (выслушать ответы детей).

Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд 3).

-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. (Высказывания детей).

-А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.

Динамическая пауза (слайд 4);

«Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец и безымянный),

-Дом, в котором мы живём.

-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)

На донышко кошелька отложить! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).

-Вот мы с вами немного разобрались, откуда у людей берутся деньги и на что тратятся (слайд 5)

- А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.

-Закрывайте глаза – отправляемся! (музыка движения машины времени).

Открываем глаза. Смотрим на экран) (слайд 6).

Рассказ воспитателя.

Давным-давно, миллионы лет назад, когда мужчины ходили охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было, они в них не нуждались, а все что им надо было, давала природа.

Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, ловить рыбу, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но ни как не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла в голову людям мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались , а обменивались (натуральный обмен).

Раз мы с вами попали в прошлое, и у нас нет денег, чтоб что-то купить, но мы можем поменяться друг с другом. Давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Я каждому дам по одному виду продуктов или вещей и вы попробуйте обменять их у другого на то, что вам хочется.

( Игра-упражнение «Обмен». Подвести итоги «Обмена»). - Получаете букву Р.

- Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается (слайд 7)

В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.

- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.

Первые деньги –домашний скот: быки, коровы, овцы, свиньи. К примеру, чем больше у человека быков, тем он богаче.

-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).

-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки, перья, чай, соль… (8 слайд)

На Руси первые деньги – это шкурки животных (9слайд).

Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (10, 11 слайды)

На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем (12 слайд)

- От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в первые в Китае

(13 слайд).

В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки» (14 слайд)

На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (15слайд).

Давайте вернемся на машине времени в наше время . (звук машины времени)

Закрываем глаза «РАЗ, ДВА, ТРИ в детский сад нас верни»

Так следующая Станция «Банк» . – Что такое банк? (ответы детей)

- Давайте поговорим о современных деньгах   (16 слайд).

- Какими деньгами пользуются современные люди?

-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.

А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете?(17 слайд)

- Подойдите к столу и давайте рассмотрим настоящие деньги.

Дети рассматривают, трогают деньги.

-Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)

-Посмотрите на купюры. Одна из банкнот, достоинством 10 рублей, другая 50, 100.

К примеру, монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.

-Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами, (10 руб).

- Молодцы всё у вас получается! Получите букву У.

Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?

-Пройдемте к экрану и выясним это (слайд 18).

- Печатают деньги на фабрике Гознак в Перми. А монеты изготавливают на заводах - монетный двор в Москве и Петербурге.

А чтобы узнать еще больше - нужно продолжить путь. Посмотрите на карту куда же мы отправимся дальше? В страну где живут фиксики, они нам расскажут «Как делают деньги»

(Просмотр мультфильма).

Все запомнили? Хорошо? – Получите  букву Ж.

В: Дальше отправляемся на  станцию: «Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

6. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

7. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

8. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно …(Весы)

9. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт …(Кассир)

Молодцы! Получаете букву Б.

Посмотрите на карту - какая следующая станция? Мы отправляемся на стацию «Покупки» и сейчас поиграем в игру  «Что нельзя купить за деньги»

я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

-книга                        -конфеты                        -ум                        -машина

-планшет                -вежливость                -компьютер        -семья

-здоровье                -дружба

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но то, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь. Повторите пожалуйста, что невозможно купить за деньги.? (ответы детей). Молодцы! Получайте букву А.

Рефлексия:

Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на диктофон, и затем отправим им. Расскажите все подробно, что вы узнали про деньги?

(Были ли деньги раньше? Как расплачивались? Первые деньги?) Высказывания детей.

-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.

Ребята с каждым выполненным заданием вы получали по букве. Давайте сложим и прочтем это слово (дети читают слово «Дружба»). Как вы думаете, в чем заключается тайна этого слова? (ответы детей). Вы работали очень дружно, как настоящие друзья. А можно купить дружбу? – Конечно же нет! Дружба – это наше с вами богатство и вы должны её беречь. Посмотрите в центре  карты нарисован сундук. вы  заслужили сюрприз. Давайте найдем в группе такой сундук.

- Вам понравилось занятие?

А теперь мы улыбнемся

Дружно за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье

- Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Невыдуманная история Феечки Копеечки»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Денежные истории»

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&r...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Копим и сберегаем".

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Копим и сберегаем"....

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Деньги. Невыдуманная история" с использованием ЭОР.

Целью данного материала с использованием ЭОР является проведение  занятия  в подготовительной группе по ознакомлению детей с историей возникновения денег, их предназначением. Включние творче...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе Тема «Мы -творцы добра»

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группеТема «Мы -творцы добра»...