Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кононенко Ирина Павловна

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

          Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Перемышльский детский сад «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Тема: «Приключение Буратино в школе финансовой грамотности»

Подготовила: воспитатель

Кононенко Ирина Павловна

Перемышль, 2022г.

Цели: закрепить знания детей об истории возникновения денег, о внешнем виде современных купюр Российской Федерации и других стран.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя их с новыми экономическими терминами;

- формировать умения выражать свои мысли и рассуждать;

- закрепить первичные знания по финансовой грамотности на практике;

- закреплять умение классифицировать предметы по определенным признакам;

- закреплять умение формулировать поставленную задачу;

- закреплять знания детей о деньгах своей страны

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение самостоятельно делать вывод на основе практического задания.

3. Воспитывающие:

- воспитывать социально-культурные качества личности;

- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всестороннее развитие личности;

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;

- закреплять навыки работы в команде;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Предварительная работа: просмотр презентаций на тему: «Деньги. История появления»,  «Деньги разных стран». Просмотр обучающих мультфильмов серии «Смешарики. Финансовая грамотность», «Фиксики. Финансовая грамотность».  

Чтение художественной литературы: К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»; русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Зимовье», «Три медведя», «По щучьему велению»;

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютерная презентация, копилка, кошелек, набор монет и купюр разного достоинства, цветные листы бумаги формат А4, наклейки для украшения, музыкальное сопровождение, металлофон, иллюстрации с изображение флага России, США, Франции, бумажные копилки – 2 шт., вырезанные круглые монеты (1руб, 2 руб, 5руб, 10 руб).

  1. Организационный момент

Дети и воспитатель:

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

Раздается стук в дверь! Под музыку входит Буратино (грустный, печальный)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел в гости?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.

Воспитатель: Здравствуй Буратино! А почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Буратино: Папа Карло дал мне 5 золотых монет, что  на них купить я знаю. Я куплю себе азбуку. А вот как появились деньги я не знаю. Ребята вы поможете мне узнать?

Воспитатель: Ребята, расскажем Буратино, о том, как появились деньги.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда Буратино, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу школу финансовой грамотности, и мы расскажем тебе, как появились деньги.

Ребенок (Вика К.): Презентация «Как появились деньги»

Давным – давно когда не было денег, люди обменивались товарами – этот способ обмена назывался «бартер». Но этот способ был не удобным, так как товары обмена были не равноценными, например: кочан капусты – кувшин молока. Поэтому люди стали обменивать товар за драгоценный металл – золото или серебро. Большой кусок разбивали на маленькие кусочки и затем проводили обмен. Со временем драгоценный металл стали переплавлять и делать монеты, монеты получались большие и поэтому люди были вынуждены большие монеты рубить на маленькие части. От этого и произошло название «рубль», что значит «рубленная».

Буратино: Здорово! Спасибо, ребята. Значит, мои монеты называются «рубли»?

Воспитатель: Да, правильно!

Воспитатель: Теперь пусть наши глаза отдохнут. Сделаем гимнастику.

        Гимнастика для глаз «Буратино»

Буратино потянулся

(поднять руки вверх, не поднимая головы посмотреть на кончики пальцев)

Вправо-влево потянулся

(развести по очереди руки вправо-влево, посмотреть глазами на пальцы)

Вниз-вверх посмотрел

(опустить глаза сначала вниз, потом поднять вверх)

И на место тихо сесть

(закрыть глаза)

Воспитатель: А сейчас Буратино мы поиграем в одну игру, называется она «Кошелек – Копилка»

        Стоит стол, на котором стоит копилка, лежит кошелек и лежат монеты и купюры. Детям нужно разложить монеты в копилку, а купюры в кошелек. (Буратино помогает ребятам).

Воспитатель: Молодцы ребята! И ты молодец, Буратино!

Буратино: Ой, а что это за бумажки? Я никогда раньше таких не видел.

Воспитатель: Присаживайся вместе с ребятами и послушай еще одну интересную историю о том, как появились бумажные деньги.

Ребенок (Вероника О.): Презентация «Как появились бумажные деньги» Буратино, ты уже знаешь, как появились рубли. А сейчас я расскажу, как появились бумажные деньги: купюры или банкноты. Самые первые деньги появились в Китае, и они были очень большие как большой лист. А расписывались бумажные деньги иероглифами – китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек.

(Никита Б.): А в России бумажные деньги появились при императрице Екатерине II, их называли ассигнациями. Екатерина II приказала изготовить их из старых дворцовых скатертей и салфеток. В наше время бумажные купюры приобрели новый вид. И у каждой страны своя денежная единица: в России – это рубли, в Америке – доллары, в странах Европы - евро. На российских купюрах изображены города и главные достопримечательности этих городов. На американских купюрах – изображены президенты, а на евро – изображали величайшие памятники Европы, которые на сегодняшний день не сохранились.

Буратино: Спасибо большое, ребята. Это было действительно интересно.

Воспитатель: А сейчас, Буратино я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть еще в одну игру. Игра называется «Страна и ее купюры». Мы с вами уже играли в подобную игру. Вспомните, что нужно сделать?

Дети формулируют задание к этой игре: В этой игре нужно разложить купюры к странам, к которым они принадлежат.

Воспитатель: Правильно. Но я усложню задание, для начала предлагаю вам разбиться на команды. Флаги, каких стран изображены на доске? (ответы детей: Россия, Америка, Франция). Правильно.

Воспитатель: Ну что ребята, получилось? Дети (Да). Молодцы!

Воспитатель: Буратино, а ты любишь загадки?

Буратино: Да, очень.

Воспитатель: Ребята тоже любят загадки. А еще они любят сами их загадывать.

Дети загадывают загадки: игра «Доскажи словечко»

Ребенок 1: На товаре быть должна обязательно… (цена) (Никита Б.)

Ребенок 2: Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар) (Арсений Г.)

Ребенок 3: И врачу и акробату выдают за труд … (зарплату) (Антон С.)

Ребенок 4: Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (доход) (Ксюша М.)

Воспитатель: Буратино, понравились тебе загадки?

Буратино: Да. Спасибо ребята!

        Физминутка (Подвижная игра). Раздается звон металлофона. Воспитатель обращает внимание детей, что на полу рассыпались монеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает 1руб. и 2 руб., вторая команда 5 руб. и 10 руб. Буратино помогает собирать монеты: (1руб. и 2 руб. в одну копилку, 5 руб. и 10 руб. в другую копилку).

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь рубли будут находится в копилке – это будет их дом.

Воспитатель: Буратино, а где ты хранишь свои деньги?

Буратино: Яяяя? (Думает) …, вот в этом носке.

Воспитатель: Буратино, так носок может порваться и все твои деньги рассыпаться. Мы с ребятами предлагаем тебе сделать кошелек своими руками. И ты сможешь положить в него свои деньги и там их хранить.

Буратино: Здорово. И у меня будет свой кошелек?

Воспитатель: Да. Мы сейчас с вами будем делать кошельки, но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.

        Пальчиковая гимнастика «Страны – деньги»

Во всем мире много стран (обеими руками рисуем круг в воздухе)

Посчитаем: Казахстан, Индия, Япония, Россия и Эстония.

(загибают пальцы, начиная с мизинца)

И еще десятки разных стран больших разнообразных

(Сжимаем и разжимаем кулаки)

Назову сейчас я вам (щелкают средним и большим пальцем)

Деньги этих разных стран (сжимают и разжимают кулаки)

Рубль, доллар, франк, юань, лира, евро, лат, динар

(разжимают пальцы, начиная с указательного пальца правой руки, на обеих руках)

Проводится мастер-класс «Кошелек своими руками».

Дети делают кошелек, украшают его разными наклейками и разными яркими элементами.

Воспитатель: Буратино, вот такой теперь у тебя будет кошелек. Тебе понравилось?

Буратино: ДА, очень! Спасибо вам, друзья! Я обязательно покажу его Мальвине.

Воспитатель: Ребята, у вас получились очень хорошие кошельки. Давайте подарим их нашим гостям, а в кошелек положим по сладкой монетке. (Дети кладут в кошелек сладкую монетку и дарят гостям).

Рефлексия: (садимся на ковер)

Воспитатель:

  1. Ребята, скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? (Буратино)
  2. О чем мы ему рассказали? (мы рассказали, как появились деньги).
  3. Буратино, какое тебе задание понравилось больше всего?
  4. Ты придешь еще в нашу школу финансовой грамотности? (Да)

Буратино: Спасибо вам ребята. Ваша школа финансовой грамотности действительно очень интересная. Я узнал много нового. Теперь мне пора возвращаться  домой к папе Карло. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Страны Европы - евро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Конспект викторины по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Азбука финансов»

Цель: формирование начальных представлений о финансовой грамотности, знакомство с денежными знаками.Задачи:- раскрыть понятия « деньги», «монета», « купюра»;-формир...