Картотека дидактических игр по финансовой грамотности, подготовительная группа
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Екатерина Михайловна Шефер

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx451.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических и сюжетно - ролевых игр

для детей старшего дошкольного

возраста

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_1.jpeg


«Давай положим в корзинку».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

«Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

«Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

«Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

«Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Игра «Мы банкиры»

Цель: закреплять умения соотносить цифру

и количество.

Ход игры: на столе лежат купюры разного

достоинства: 1,3,5,10.

Задание №1: разложить в один ряд все

Купюры достоинством в 3 рубля, в другой

ряд – 5 рублей, в третий – 1 рубль.

Задание №2: на столе оставить только

4 рубля (3+1 или 1+1+1+1)

Задание №3: оставить на столе 5 рублей,

не одной купюрой, а разными (3+1+1 или

1+1+1+1+1).

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_2.jpeg

«Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
  2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
  3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
  4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

  1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
  2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
  3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

Игра «Размен»

Цель: научить детей считать деньги.

Ход игры: выдать детям мелкие монеты.

Педагог оставляет несколько банкнот разного

номинала.

Задание: кто из игроков быстрее разменяет

Выложенную педагогом банкноту мелочью,

Кто первым разменяет, тот и получает банкноту.

В конце игры считаем суммы выигрышей.

«Потребность – возможность».

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи:

  1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
  2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
  3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

«Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
  2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

Игра «Кому, что нужно».

Цель: закрепить знания детей о предметах

труда людей разных профессий.

Ход игры: на столе карточки с изображением

профессии и орудия труда. Разложить карточки в соответствии с профессией человека.

«Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

  1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

  1. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
  2. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

«Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
  2. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
  3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Игра «Груша-яблоко»

Цель: формировать умения считать деньги

и ресурсы.

Ход игры: предложить ребёнку нарисовать

на одной стороне бумаги грушу, на другой

стороне – яблоко. Дать ребенку ножницы и

попросить вырезать яблоко и грушу.

Увидев у ребенка замешательство,

объяснить, что это невозможно. Потому что

лист один и если изначально планировали

вырезать два рисунка, необходимо было

заранее планировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно заранее

планировать.

« Кто кем работает?»

Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход  игры.

Покажите  детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.                                                                                                               Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.                                                                                                                                      Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Что продается в супермаркете»

Цель: формирование у детей

представления о товаре.

Ход игры: раздать детям купюры разного

достоинства. Разложить перед детьми

карточки «товар». Спросить, чтобы они

хотели бы купить и хватит ли у них денег на

покупку товара.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_11.jpeg

«Угадай, где продаются»

 

Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д

Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

 

«Что быстрее купят?»

Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Игра «Дорого - дешево»

Цель: познакомить детей с понятиями

«дороже, дешевле».

Ход игры: предлагаются ребенку пара

карточек.

Задание №1: определить какой

товар дешевле, а какой дороже.

Задание№2: выбрать карточки с самыми

дешевыми товарами, с самыми дорогими

товарами.

Задание№3: выложить ряд товаров по

возрастанию стоимости, от самого

дешёвого до самого дорогого.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_12.jpeg

Игра «Выбор товара»

Цель: формирование умения приобретать

товар согласно желанию, потребностям и

возможностям.

Ход игры: каждый ребенок выбирает 3-4

карточки товаров, которые бы он хотел

купить. Затем наугад берет одну купюру.

На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги,

Придумать свой список покупок (товары,

которые необходимо купить) и предложить

на оставшуюся сумму купить то, что ему

хочется.

Игра «Бюджет»

Цель: познакомить с понятием «бюджет».

Ход игры: каждому ребенку выдается

сумма денег, которую ему нужно потратить

на определенную цель (продукты для

завтрака, фрукты, подарок другу и т.д)

Игра «Какой товар лишний?»

Цель: закрепление у детей понятия «товар».

Ход игры: детям раздаются карточки

«деньги». Разложить перед детьми

карточки «товар». Каждый играющий

выбирает то, что хотел бы купить.

 Предложить каждому ребенку выбрать товар, без

которого он может обойтись. Почему?

Игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять умения определять

«лишний» предмет, выделяя общий

признак других.

Ход игры: ребенку предлагаются четыре

Картинки с изображением на них опреде-

ленных картинок ( магазин, ларек, палатка

(рыночкая), жилой дом; 3 монеты, 1 бумажная

банкнота; платье, туча, машина, кукла и т.д.)

Чтобы найти лишний предмет, ребенок объе-

диняет три предмета по какому-либо признаку.

Назвав лишний предмет, ребенок объясняет

свой выбор.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_18.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_20.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_21.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_22.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/02/01/k_6017b1cd0a39f/572018_19.jpeg

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки,

действий покупателя.

Задачи: 

Образовательные:

  • продолжать учить решать проблемные

ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания,

логического мышления, связной речи;

способствовать формированию

коммуникативных отношений.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств,

правильному отношению к деньгам и разумному

их использованию. 

Предварительная работа.  Беседы о

труде людей работающих в магазине, наблюдение за

их трудом. Чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста

хлебных изделий, ручной труд: изготовление кошельков, де–

нег,  коробок и т.д.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно -

ролевой игры «Супермаркет»; набор карточек

для распределения ролей (с изображением покупателя,

кассира -2 шт., продавца -3), 5 карточек

изображением набора продуктов и товаров, 4

банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.
Ход игры:

Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям

предлагается выбрать карточку и определить, какую

роль он будет выполнять в игре.

Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал,

проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры

приглашаются пройти в кассы. Покупателям, предлагается

выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к

покупке и определить способ оплаты

(наличные средства или безналичные).

Покупатели отправляются в магазин за покупками,

выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой

товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу,

оплачивают товар.

Сюжетно – ролевая игра « В банке»

ЦельФормировать у детей знания о профессии «банковский

работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о профессиях людей, работающих

в банке, с их трудовыми действиями.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки, творческие

способности детей. Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения друг

другу, уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:  Чтение художественной литературы: С.Михалков

«Кем быть» Л.М.Кларина «Уроки гнома

Эконома». Дидактические игры: «Денежное лото»,

«Банкомат–электронный кассир–робот», «Электронная

очередь», «Касса», «Копилочка»

(кошелек, банковская карточка).

Беседы с детьми: «Что такое деньги», «Оплата услуг».

Оборудование: Муляжи банковских реквизитов.

(Банкоматы, кассы, телефоны).

Кошельки, деньги, банковские карточки.

Костюмы для: кассиров, охраны, инкассаторов,

консультантов, администратора.

Ход игры:

Игровые роли: администратор, кассир, клиент, охрана. Детям

предлагается выбрать карточку и определить, какую

роль он будет выполнять в игре.

Игровые действия: администратор встречает клиентов

банка, клиенты приходят в банк для получения и оплаты

услуг (снятие денег с карточки в банкомате, оплата за детский

сад, сделать перевод, оплатить за телефон. Кассир принимает

оплату за электроэнергию, воду и т.д.

Охранник следит за порядком в банке.

Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Цель: Формирование у детей умений играть в игру « Почта».

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон.

Развивающие:

  • развивать навыки диалогической речи. Пополнять и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, разъяснить важность и полезность деятельности работников почты.

Предварительная работа: Рассматривание и чтение:

С. Маршак «Почта», Н. Григорьева "Ты опустил письмо",

Е. Мара "История одного пакета". Беседы "Если бы почты не

" было», "Моя мама работает на почте". Разгадывание загадок.

Дидактические игры «Кому письмо?», «Назови свой

адрес», экскурсия на почту, изготовление атрибутов.

Оборудование: инвентарь и оборудование сюжетно -

ролевой игры «Почта». Конверты, журналы, открытки, газеты,

картонные заготовки 3 почтовых ящиков, шапочки с

эмблемами и сумки для почтальона. Кошельки, квитанции,

деньги, банковские карточки.

Ход игры:

Игровые роли: оператор, кассир, почтальон, посетители, шофер.

Игровые действия: клиенты приходят в почтовое отделение,

покупают конверты, открытки, посылочные ящики, оплачивают

счета за свет; дети пишут письма, запечатывают в конверты,

наклеивают на конверты марки, опускают в почтовый ящик;

- дети упаковывают посылки, относят посылки в почтовое

отделение; кассир принимает оплату за свет, продает конверты,

марки, посылочные ящики; оператор принимает посылки,

взвешивает их, распределяет почту, отвечает на телефонные

звонки; шофер привозит почту в почтовое отделение,

разгружает почту, получает новый груз; почтальон получает

почту в отделении, разносит письма и журналы по адресам.

Сюжетно – ролевая игра

«Детский ресторан»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую

игру «Ресторан».

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать у детей умение выполнять

игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью, договариваться, соблюдать правила игры.

  • расширять знания детей о труде взрослых (администратора, повара, официанта, бармена, музыканта, охранник)

Развивающая:

  • развивать диалогическую речь, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Воспитательная:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, вежливость и взаимовыручку. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа: посещение детских кафе, ресторана с

родителями, экскурсия на кухню ДОУ, рассказы

воспитателя, родителей о профессиях взрослых, беседы:

о труде, повара, официанта, кассира, о правилах

этикета, сервировке стола, правилах поведения в

общественных местах, чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Федорино горе»«Муха цокотуха»,

В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?»

, рассматривание иллюстраций, картинок с

изображением различных профессий, изготовление

сувениров, атрибутов, дидактические игры  «Поход в гости»,

«Сервируем стол», «Вежливые слова», «Кем быть?»,

«Кто, что делает?»

Материал и оборудование:

Бейджики: «администратор», «официант» — 2 штуки,

«кассир»; униформа для официантов, кассира,

повара, скатерти для столиков; разносы; папки-меню с

картинками; касса; муляжи фруктов, изделия

из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, овощей и пр.; игрушечная столовая и кухонная

посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие

вазочки с цветами для декора столиков; кошельки; сумки;

деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов.

Ход игры:

Игровые ролиадминистратор, повар, бармен, официант,

охранник, музыканты, посетители.
Игровые действия: Повара на кухне готовят заготовки; бармен

натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол;

музыканты настраивают инструменты, проверяют микрофон;

охранник стоит на входе. Администратор встречает гостей,

предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает

меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа.

Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы.

Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их

повару и бармену. Музыканты начинают концерт. Пока

посетители ждут заказ, администратор предлагает всем

потанцевать. Официант приносит еду и напитки, расставляет на

столы. Гости ресторана пробуют блюда, беседуют. Официанты

приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят

персонал ресторана. Администратор провожает гостей,

приглашает приходить чаще.
«Назови монету»

Цель: Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание: Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

С помощью серии данных игр необходимо донести детям, что деньги надо зарабатывать, потом тратить; стоимость товара зависит от его качества; о том, что финансы нужно планировать и не все можно купить з...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности в младших группах.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности в младших группах....

картотека дидактических игр по финансовой грамотности дошкольника в группе раннего возраста

картотека дидактических игр по фининсовой грамотности дошкольника в группе раннего возраста...