Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Толмачева

Актуальность программы по формированию финансовой культуры

дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_finansy.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным

отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в

семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие

понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить

и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры

дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям

обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной

из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала:

чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки,

которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного

периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое

применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются

не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию

на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это

будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой

культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми

и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.

Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального

мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и

общественно полезного труда человека.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования (далее - ФГОС Д О ), утверждённым приказом Минобрнауки

России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных

организациях».

Цели программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных

групп детских садов.

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,

правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,

управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться

карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля -

качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой

культуры ребёнка.

Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое

развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО

Личностные результаты

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых

понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки

труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение

конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и

отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему,

делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть

преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что

тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку,

бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой

использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,

канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,

уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

                                           Тематический план

1. Без труда нет жизни на земле

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2 Работать и зарабатывать

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,

конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»

3 Все работы хороши, выбирай на вкус

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»,

викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда

4 Творческое занятие

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем

5 Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивный мини-спектакль «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

6 Как придумали деньги

Беседа, чтение, рассказ

7 Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.).

Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»,

 тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

8 Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

9 Где живут деньги.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк»

10 Мини-спектакль «Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги. Интерактивный мини-спектакль «Покупаем, продаём и обмениваем»

11 Потребности и желания

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое

важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

12 Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»

Интерактивный мини-спектакль

13 Где покупают и продают разные товары

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками»

14 Наша мастерская. Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Творческо-трудовая деятельность

15 Стоимость и цена товара

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара»,

обсуждение

16 Выгодно-невыгодно

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик

корову продавал» - что может реклама, обсуждение

17 Русская ярмарка.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои

поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые

соглашения.

Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»

18 Тратим разумно, экономим

Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил»,

викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто

это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

19 Мини-спектакль «Хочу и могу»

Интерактивный мини-спектакль «Копим и сберегаем»

20 Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

21 Мини-спектакль «Мишкина копилка»

22 Творческое занятие «Наша мастерская»

23 Мини-спектакль «День рождения»

24 Занимаем и одалживаем

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

25 Долги. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой

«Долги к земле придавили». Чтение, обсуждение, читаем рассказ

«Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

26 Заплатить долг

скорее, так будет

веселее

27 Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Интерактивный мини-спектакль

Учимся планировать

28 Всё по плану!

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

29 Ставим цели.

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

30 Сделал дело - гуляй смело

Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,

обсуждение

31 Мини-спектакль «Всё по плану!»

Интерактивный мини-спектакль «Богатство и бедность»

32 Хочу купить всё!

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и

обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

33 Наше богатство.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

34 Жадность.

Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,

ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.- Сам потонет, а воды не даст.- Щедрый бедности не знает.- Щедрому весь мир родня.

Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»

35 Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность:

«Жадина» Аким Яков,«Жадина» Татьяна Казыриыа, «Жадина» Эмма Мошковская

36 Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Интерактивный мини-спектакль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Парциальная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников"

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многокра...

Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »

    Консультация для воспитателей  «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »Формирование финансовой культ...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"...

Анкетирование для родителей "Азы для дошкольников" Занимательные финансы

         Эффективным методом сбора информации о проведении и результатах освоения Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» является анкетировани...