Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа юного предпринимателя»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Аверьянова Елена Николаевна

В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx93.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр Развития Ребенка - детский сад №2 «Счастливое детство»

Рассмотрена на заседании                                                                  Утверждаю:

Педагогического совета № ___                     Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 2

Протокол № ___                                                      ______________ Е.Н. Ткачева

От «___» ____________ 20___г.                                «___» ___________ 20___г.

Дополнительная общеразвивающая  программа 

социально-педагогической направленности 

«Школа юного предпринимателя»

Возраст детей, на которых рассчитана программа, 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Разработчик программы:

Аверьянова Елена Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Советск

2017 г.

Пояснительная записка к программе дополнительного образования «Школа юного предпринимателя»

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.

Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Данная        программа        базируется        на        основе        авторской программы А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по        экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой и видеоматериалов из серии «Уроки тетушки Совы».

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального         изучения.        Решение        проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Актуальность        данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной         ориентации его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Педагогическая        целесообразность        заключается        в        том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Анализ содержания работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также результаты анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной программы и поиска наиболее эффективных методов и средств воспитания экономической грамотности у детей дошкольного возраста.

Так как        у дошкольников основной вид деятельности – игра и преобладает наглядно-образное мышление,        то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 4-7 лет.

Целью программы является формирование начал экономической культуры в процессе развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.

Задачи:

развивать экономическое сознание и экономическую грамотность;

развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;

познакомить детей с теоретической основой экономических наук:

  • ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями;
  • знакомство с современными рыночными отношениями;

формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;

способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;

воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

Отличительной   особенностью данной программы является

отсутствие специально-организованной деятельности детей. Многие игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением увлекательных компьютерных игр, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности.

Основными формами реализации программных задач являются:

  • игра;
  • наблюдение;
  • экспериментирование;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • проектная деятельность.

По данным психологов, именно в дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года.

Ожидаемые результаты

 В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

необходимый минимум экономических знаний:

  • о рациональном использовании времени,
  • о трудовой деятельности,
  • о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда;

экономические умения и навыки:

  • умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
  • умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
  • умение правильно употреблять в речи экономические понятия;
  • научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;

экономически значимые качества:

  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • аккуратность;

стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.

          Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как:

  • блиц-опрос;
  • беседы с детьми;
  • анкетирование родителей.

Содержание программы

В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и экономика».

Принципы реализации программы

Системность: 

  • педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.

Преемственность: 

  • каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

Возрастное соответствие:        

  • предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

Наглядность: 

  • использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

Деятельностный принцип: 

  • задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической.

Здоровьесберегающий принцип: 

  • обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Реализация задач формирования экономической культуры дошкольника предполагает следующие направления работы:

  • проведение анализа уровня экономических представлений        у детей дошкольного возраста;
  • обогащение        предметной        среды        способствующей развитию деятельности детей игровым и дидактическим материалом;
  • создание картотеки игр, тренингов;
  • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
  •  накопление информационной базы по теме;
  • составление плана работы;
  • взаимодействие с родителями.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:

  • от простого к сложному;
  • от известного к известному;
  • от занимательного к новому.

Игры сгруппированы пошагово в шесть блоков и представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение игр по блокам.

Блок

Задачи

Игры

Мир денег

Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже.

«Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты» и пр.

Моя семья

Семейный бюджет, овладение понятиями, из каких источников он складывается, на оплату каких услуг распределяется в первую очередь доход семьи, что такое карманные деньги.

 

«Семья», «Магазин», «Детский сад», «Школа», «Автозаправка», «Кафе» и пр.

Мой город

Сведения о градообразующих предприятиях, хозяйстве города, о производстве полезных товаров, профессиях людей.

«Заводы и их продукция», «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод» и пр.

Мир товаров

Знакомство с разными  формами сбыта  продукции.

«Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея», «Ярмарка талантливых поделок»

Моя страна

Знакомство с символикой края, страны, ресурсами своего края, страны.

«Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта» и пр.

Основными условиями экономического развития у дошкольников является:

взаимосвязь        экономического        воспитания        с        другими сторонами воспитания:

  • умственным,
  • трудовым,
  • нравственным;

использование разных видов продуктивной и игровой деятельности; определение содержания формирования экономической грамотности у детей дошкольного возраста;

использование эффективных средств диагностики;

деловое сотрудничество семьи и дошкольного учреждения; создание развивающей среды:

  • подбор соответствующей литературы;
  • компьютерных программ;
  • дидактических игр;
  • наглядных пособий;

проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников и с детьми микрорайона, не посещающих детский сад;

деловое сотрудничество с социальными партнерами.

Формы работы с родителями

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:

анкетирование:

  • определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств и умений;

информационные брошюры:

  • памятки, советы, мини-консультации;

участие в конкурсах, социальных проектах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;

активное участие в детско-родительских конференциях.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы 

работа в минигруппах;

создание условий для развития навыков сотрудничества у детей; включение игровых упражнений;

активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий;

решение проблемных ситуаций;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; ведение дневника юного предпринимателя;

пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Тематическое планирование работы

по формированию основ финансовой грамотности 

у детей среднего дошкольного возраста

№ п/п

Название темы

Кол - во занятий

1.

Знакомство с Гномом Экономом

 

1

2.

Беседа о труде родителей

1

3.

 «Кто трудится, кто играет?».

1

4.

«Нас окружают разные люди». (На примере героев сказок).

1

5.

«Меня зовут…» (зачем людям нужно имя).

1

6.

Знакомство детей с их правами и обязанностями на примере сказки «О маленьком человечке».

1

7.

«Семья – дружная команда». Родственные связи в семье.

1

8.

«Кто такие настоящие мужчины?».

1

9.

«Кто такие настоящие женщины?».

1

10.

«Мое настроение».

1

11.

«Добрые поступки».

1

12.

«Какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки».

1

13.

«Откуда приходят игрушки?».

1

14.

«Где делают игрушки».

1

15.

«Бережное отношение к игрушкам».

1

16.

«Елочка, елочка, колкая иголочка!».

1

17.

«Традиции семьи – что это?».

1

18.

«Зачем мама и папа ходят на работу?».

1

19.

«Откуда берутся деньги в семье?».

1

20.

«Зачем нужны деньги людям?».

1

21.

«Зачем дети должны ходить в детский сад?».

1

22.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

1

23.

Чтение и обсуждение сказки «Жадная старуха».

1

24.

«Делать добро спеши…».

1

25.

«К кому можно обратиться за помощью, если…».

1

26.

«Что такое потребности?».

1

27.

«Когда-то давно в древнем мире…».

1

28.

«Потребности человека».

1

29.

«Потребности животных, растений».

1

30.

«Капризы».

1

31.

«Привычки полезные и вредные».

1

32.

«Что такое хорошо и что такое плохо?».

1

Содержание дополнительной образовательной программы

по формированию основ финансовой грамотности

                   у детей среднего дошкольного возраста

                                        1 год обучения, 4-5 лет

                               Сентябрь

Задачи:

- воспитывать бережное отношение и желание экономно относиться к природным ресурсам;

- формировать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

 - закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности.

Виды

Деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

   IV неделя

Беседы

Знакомство с Гномом Экономом

Беседа о труде родителей

«Кто трудится, кто играет?»

Просмотр мультфильма, презентаций.

Презентации

«В гостях у гнома Эконома», «Как Эконом Экономыч Федоре помог»

Презентации «От купца до продавца», «Мир профессий»

Просмотр мультфильмов по данной теме

Взаимодействие с родителями

Показать детям, где в доме находятся приборы учета расходования электроэнергии и воды

Рассказать детям о своей профессии

Октябрь

Задачи:

- формировать представления детей о том, что нас окружают разные люди по характеру, по поступкам;

- формировать представления о себе, о своем имени;

- познакомить детей с их правами и обязанностями на примере сказки

«О маленьком человечке»;

- формировать представления о родственных связях в семье.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

   IV неделя

Беседы

«Нас окружают разные люди» (на примере героев сказок)

«Меня зовут…»

(зачем людям нужно имя)

«Мои права»

«Семья – дружная команда»

Дидактические игры

Д/и «Определи по силуэту героя сказки»

«Изобрази фигуру»

Лото

«Права человека»

Д/и «Моя семья»

Сюжетно-ролевые игры

«Театр»

«Мой день рождения»

«Магазин»

«Семья», «Поликлиника»

«День рождения бабушки».

Взаимодействие с родителями

Изготовление генеалогического древа.

                            Ноябрь

Задачи:

- формирование умения сопереживать, сочувствовать, радоваться успехам другого человека;

- формировать умение давать оценку поступкам других людей, героев сказки;

- формировать умение устанавливать взаимосвязь между поступками людей и последствиями этих поступков.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

   IV неделя

Беседы

«Кто такие настоящие мужчины?»

«Кто такие настоящие женщины?»

«Мое настроение»

«Добрые поступки»

Дидактические игры.

Просмотр мультфильмов

«Кому что принадлежит? »

«Кому что принадлежит? »

«Помоги себе сам»

«Что делать,  если твой друг долго болеет?»

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие на автобусе»

«Салон красоты»

«Поликлиника»

«Служба  добрых дел»

Работа в дневниках

Нарисовать настоящего мужчину

Нарисовать настоящую женщину

Рисуем хорошее настроение

Нарисуем доброе дело для своей семьи

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «В семье растет мальчик»

Консультация для родителей «В семье растет девочка»

                                Декабрь

Задачи:

- формирование представления детей об истории игрушек в древности;

- формирование бережного отношения к результатам своего и чужого труда;

- развитие познавательной активности детей в области индустрии игрушек.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки»

«Откуда приходят игрушки? »

«Где делают игрушки?»

«Бережное отношение к игрушкам»

Дидактические игры

Просмотр мультфильма

Видеоролик

«Какие игрушки были раньше»

Словесная игра «Данет-ка»

Изготовление игрушек для детей младших групп для украшения елок в группе

Сюжетно – ролевые игры

С/р игра

«Магазин игрушек»

Работа в дневниках (тетрадях)

Нарисовать «Моя любимая игрушка»

Как я ухаживаю за своими  игрушками дома

Взаимодействие с родителями

Презентация «Откуда приходят к нам игрушки?»

Выставка-презентация «Моя любимая игрушка»

                               Январь

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к елке;

- учить заботиться о своих родственниках;

- учить бережному отношению к труду других людей.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Елочка, елочка, колкая иголочка!»

«Традиции семьи – что это?»

Дидактические игры

Просмотр мультфильма

Просмотр мультфильма  

«Жила была елочка»

Подготовить инсценировку сказки «На лесной полянке»

Сюжетно-ролевые игры

«Новый год в семье»

«Готовим подарки для родных людей»

Работа в дневниках

(тетрадях)

Нарисовать с детьми плакаты как можно сберечь елки в праздник Нового года

Взаимодействие

с родителями

Буклет – рекомендация «Как организовать праздник для ребенка дома»

                               Февраль

Задачи:

- расширять представления детей о профессиях и их значимости в жизни человека;

- расширять представления детей о градообразующих предприятиях города;

- расширять представления детей о родном городе, его названии, символике;

- в процессе игр формировать умение вежливо вести диалог.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Зачем мама и папа ходят на работу?»

«Откуда берутся деньги в семье?»

«Зачем нужны деньги людям?»

«Зачем дети должны ходить в детский сад?»

Дидактические игры.

Просмотр мультфильма, презентаций.

Презентация

«На каких предприятиях города работают наши  родители»

Д/и

«Кому что нужно?» «Наведем порядок»

Словесная игра

«Я загадаю профессию, а ты отгадай по вопросам»

Просмотр мультфильма «Федорино горе»

Д/и «Наведем порядок»

Сюжетно-ролевые игры. Тренинг

«Магазин продуктов»

Тренинг

«Мы пришли в магазин»

«Больница», «Детский сад»

«Магазин игрушек»

Работа в дневниках

(тетрадях)

Отметить в дневниках,  как я берегу свои вещи

 «Наведем   порядок»

«Кому что принадлежит»,

по профессиям

 Взаимодействие                 с родителями

Консультация для родителей «Береги кафтан смолоду»

                             Март

Задачи:

- расширять представления детей о значимости труда в жизни человека;

- показать на примере сказочных героев, что труд – стимул к жизни, что работу необходимо выполнять с удовольствием;

- учить детей получать удовольствие от результатов своего труда.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

(О труде и его результатах)

Чтение и обсуждение сказки «Жадная старуха»

«Делать добро спеши…»

«К кому можно обратиться за помощью, если…»

Дидактические игры.

Просмотр мультфильма, презентаций.

Д/и «Разложи по порядку…»

Словесная игра

«Я загадаю, а ты отгадай»

Д/и  «Хорошо - плохо»

(оценка поступков других людей по проблемным ситуациям)

«Ленивое платье» (мультфильм), обсуждение.

Игра «Правильно - неправильно»

«Приглашаем доктора»,

Ситуация: если кому- то необходима медицинская помощь, как вызвать ее.

Сюжетно-ролевые игры, тренинги

Проигрывание тренинга «Несет меня лиса…»

Тренинг «Поделись улыбкой»

«Семья»

(что делать, если из крана течет вода и не останавливается) Решение  проблемной ситуации.

Работа в дневниках

Отметить в дневниках к кому,  и по какому номеру телефона надо обращаться за помощью, если: кому то стало плохо, если кто-то из друзей поранился...

Нарисовать символами свое отношение к героям сказки «Жадная старуха»

«Раскрась, кто правильно ведет себя в магазине, кто правильно ведет себя в театре, кто правильно ведет себя в транспорте… »

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей

«Как воспитать у детей бережное отношение к вещам»

                             Апрель

Задачи:

-формирование у детей представления о понятии слова «потребности»;

- научить детей правильному отношению и разумному использованию денежных средств;

- показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Что такое потребности?»

«Когда то давно в древнем мире…»

«Потребности человека»

«Потребности животных, растений»

Дидактические игры.

Просмотр мультфильма, презентаций

Д/и «Больница»

Игра-путешествие в прошлое: «Жизнь современных и первобытных людей»

Д/и

«Живое не живое…»

Путешествие по миру.

Просмотр видеоролика «Во что играют дети других стран»

Сюжетно – ролевые игры, тренинги

С/р игра «Распределение зарплаты в семье»

Работа в дневниках

(тетрадях)

Изготовление кукольных персонажей для знакомства с основами экономики

Отметить в дневниках, что я могу попросить у родителей в магазине

Изготовление с детьми временной ленты развитие человеческого труда

Взаимодействие

с родителями

Консультация для родителей «Как не надо ходить в магазин с детьми»

                                Май

Задачи:

- формировать у детей представления о понятии слов «хочу» и «надо»;  

- формировать нравственные  качества, уважительное отношение к деньгам;

-формировать у детей представления о контроле своих желаний и умении считаться с желанием

других членов семьи.

Виды

деятельности

I неделя

II неделя

III  неделя

  IV неделя

Беседы

«Капризы»

«Привычки полезные и вредные»

«Что такое хорошо и что такое плохо?

Дидактические игры.

Просмотр мультфильма, презентаций

Д/и «Больница»

Д/и

«Что хочет мама, что хочет папа?»

Просмотр мультфильма по теме

Сюжетно-ролевые игры, тренинги

«Распределение зарплаты в семье»

Тренинг

«Идем в супермаркет»

Решение проблемной ситуации

«Если кончилось масло, а надо пожарить блинчики»

Работа в дневниках

(тетрадях)

Изготовление кукольных персонажей для знакомства с основами экономики

Отметить в дневниках, что я могу попросить у родителей в магазине

Взаимодействие с родителями

Буклет-памятка «Несколько советов, как без проблем с ребенком сходить за покупками »

                Методическое обеспечение

Основными        формами        организации        деятельности        детей по формированию экономической культуры являются:

просмотры видео и фотоматериалов;

размышления на темы:

  • «Что такое экономика?»,
  • «История экономики»,
  • «Что мы знаем об экономике?»,
  • «Что хотим узнать?»,
  • «Как мы будем это узнавать?»;

проведение        бесед,        создание        проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;

создание обогащённой развивающей среды в группе;

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; привлечение родителей воспитанников к участию в совместных познавательно-игровых мероприятиях, социальных проектах;

включение детей в социоигровые ситуации;

включение детей в процесс организации рекламного агентства;

дидактические игры;

организация и проведение сюжетно-ролевых игр;

сюжетно-дидактические игры, тренинги, моделирующие жизненные ситуации:

  • операции купли-продажи,
  • производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?»;

создание глоссария;

подборка пословиц и поговорок.

       Список литературы

1. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-180.

2. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

3. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15. – с.2.

4. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.

5. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. – №10. – с. 22-24.

6. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6. – с. 14-19.

8. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.91. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000. – 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ...

Дополнительная образовательная программа физкультурно – оздоровительной направленности «Школа мяча»

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, р...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Программа дополнительного кружка спортивной направленности "Школа мяча"

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в сус...