Методическая разработка "Комплексно- тематическое планирование экономического воспитания детей 5-7 лет по теме "Торг и торговля"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Гильманова Екатерина Евгеньевна

В данной разработке представлен примерный перечень совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников, а также предполагаемой работы с родителями и законными представителями дошкольников по теме "Торг и торговля" в рамках воспитания экономической грамотности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpt_torg_i_torgovlya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по экономическому воспитанию детей 5-7 лет

Тема  «Торг и торговля»

(разработала воспитатель группы 8 ГБДОУ д/с 69 Калининского района г.Санкт-Петербурга Гильманова Екатерина Евгеньевна)

                                                                                                                                     

Цель: способствовать формированию у детей первоначальных представлений о торговле как о виде экономической деятельности, направленной на осуществление купли-продажи, обмена товаров.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с понятиями  «торг» , «торговля» и «товар».
  2. Закрепить представления детей о том, что товар-это результат труда человека.
  3. Сформировать представления детей о том, что такое торг и что такое торговля, чем эти понятия схожи и чем отличаются.
  4. Закрепить представление о том, что неотъемлемыми составляющими торговли, помимо непосредственного обслуживания покупателя, также являются доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
  5. Развивать логическое мышление.
  6. Помочь детям осознать роль торговли  в жизни людей, сформировать представление о профессиях, необходимых для осуществления торговых процессов на всех этапах.
  7. Способствовать формированию коммуникативных навыков и экономической грамотности, развивать экономическое мышление.

Описание:

-История возникновения торговли (для чего возникла, понятия «потребность» и «излишек», бартер, краткое освещение первых денежных эквивалентов, ярмарки, базары,);

- виды и формы современной торговли (товарами, услугами, ресурсами, оптом и в розницу, в магазине или по Интернету и т.п.)

- интересы продавца и покупателя, добросовестность (этические аспекты торговли).

Совместная партнерская деятельность

Самостоятельная

деятельность

Итоговый

продукт

Работа с родителями

Игровое занятие с детьми «Бартер: с чего начиналась торговля»

Сформировать у детей представления о том, как в первобытном обществе начинала зарождаться торговля.

Познакомить детей с понятиями «потребность» и «излишек».

Сформировать представления о том, что такое «бартер».

Упражнять детей в бартере, совместно сформулировать плюсы  и минусы данного вида «торговли».

Игровое занятие  с детьми «Как в торговлю входили деньги»

Закрепить представления, сформированные на занятии «Бартер:с чего начиналась торговля»

Подвести детей к пониманию, почему люди стали вводить эквиваленты денег.

Осветить некоторые примеры ранних денежных эквивалентов.

Дать детям возможность на практике поучаствовать в торговле с помощью бартера и с использованием «денег».

Игровое занятие «На ярмарке»

Сформировать представления о ярмарке, как о месте торговли.

Познакомить со  словом «торг» как с многозначным.

Сформировать интерес к торговой деятельности.

Игровое занятие «Профессии: кто что делает»

 Сформировать у детей представление о том, что производят товары и предоставляют услуги люди разных профессий.

Способствовать формированию желания зарабатывать честным трудом.

Игровое занятие по мотивам сказки «Почему взрослые работают»

Сформировать представления у детей, что без зарабатывания денег не приобрести необходимые товары и услуги.

Воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают честным трудом.

Беседа «Как можно оплатить товары и услуги»

Сформировать и закрепить у детей представления о разных способах оплаты (наличные, банковские карты).

Заложить основы безопасности обращения с наличными деньгами и банковскими картами.

Беседа «Особенности покупок в сети Интернет»

Сформировать представления о том, что товары и услуги можно заказывать и оплачивать, в том числе в сети Интернет.

Заложить основы безопасности обращения с банковскими картами, виртуальными картами и личными данными.

Брэйн-ринг «Что я знаю о торговле»

Закрепить полученные знания

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыты

«Печатный станок»

Материалы: монетки, листы белой бумаги, восковые мелки.

Цель: Закреплять знания детей  о печатании денег.

Учить детей создавать реквизит для игр самостоятельно.

Способствовать формированию познавательного интереса и желания экспериментировать.

«Груша-яблоко»

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, ножницы

Цель: формировать представление, что для грамотного совершения покупок необходимо рассчитать свой бюджет.

Решение арифметических задач

1.»Выбор подарка»

2. «Мяч»

3. «В магазин за продуктами»

Цель: Научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность, выработать у детей желание покупать полезные для здоровья продукты.

Решение проблемных ситуаций

Продавец ошибся и выдал вам сдачи больше, чем положено.Как вы поступите?

Цель:

Продолжать учить детей  рассуждать, высказывать свое мнение, суждения. Формировать представления о  последствиях того или иного поступка. Воспитывать добросовестное отношение к другим людям и их труду.

 Дидактические игры

Игра «Что можно купить за деньги» 

Цель: сформировать представление, что не все в этом мире можно купить и продать.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Игра «Упрямый Антошка»

 Цель: закрепить экономический словарь

Медиа-материалы для закрепления темы

https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#ist

 История торговли и профессии ПРОДАВЕЦ
- Продавец. Профессиограмма
- Учебные заведения
- Литература. Статьи
- Памятники продавцам
- Загадки о продавцах
- Стихотворения о продавцах
- Ребус
- Пословицы и поговорки про продажу
- Сказка «Хитрый продавец»
- Анекдоты о продавцах
- Приметы
- Интересный факт
- Дидактические игры

Чтение и обсуждение сказок:

Р.Киплинг «Кошка,которая гуляла  сама  по себе»

Цель: закреплять представления  о том, что не только товары,но и услуги имеют свою стоимость .

 Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», «Муравьи и старый горшочек»

Цель: сформировать представления о добросовестной торговле. Приобщение к художественному слову.

Чтение и обсуждение стихов о деньгах

По гипер-ссылке https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#ist

Цель: закрепление представлений о торговле и профессии продавца. Расширение активного словарного запаса детей. Приобщение к художественному слову.

Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением:

Правила поведения в торговом центре

https://www.youtube.com/watch?v=vw2IWh4-SP0

Азбука финансовой грамотности «Смешарики»

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s

Цель: закрепление полученных знаний

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о торговле

https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#posl

Цель:Познакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством по теме «торговля»,
формировать умение отличать пословицы от поговорок;
развивать познавательную и речевую активность детей;
побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы

Работа с  загадками (отгадывание и придумывание загадок)

https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#zagad

Цель: Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки(представленные по ссылке), а затем и придумывать их самостоятельно.

Продуктивная деятельность

Рисование 

«Что я хочу купить»

Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельность. Закреплять представления  о том, что покупки должны быть обдуманными. Способствовать развитию речи и логического мышления (обоснование необходимости покупки).

«Если бы я был продавцом…»

Цель: Развивать творческое воображение детей, фантазию. Поощрять творчество и инициативу. Закреплять представления о честной торговле.

Ручной труд (оригами)

«Мороженое» 

Цель:Развивать мелкую моторику и навыки работы в технике оригами;
прививать интерес к изготовлению фигур из бумаги;
развивать творческие способности. Побуждать детей создавать материалы для сюжетно-ролевой игры.

https://www.youtube.com/watch?v=2pmeQJN7Nl8

Лепка «Товар на ярмарку»

Цель: Развивать творческие способности, поощрять детскую инициативу. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания по теме .Воспитывать у детей самостоятельность и умение создавать  материалы для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Вызывать интерес к предстоящей игре.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин»

 Цель: учить детей рационально использовать денежные средства при приобретении товара; закреплять представления о различных способах оплаты.

Способствовать самостоятельности при  распределении между собой роли покупателей и продавцов; закреплять навыки количественного счёта.

Склад

Цель: формировать у детей представление о подготовке товаров к продаже

Театрализованная игра «Ярмарка»

Цель: закрепить знания об истории торговли, развивать творческие способности детей, социально-коммуникативные навыки, учить использовать самостоятельно созданные атрибуты для игр и инсценировок. Поддерживать интересы и инициативу детей.

Настольно- печатные игры

«Денежка без сдачи», «Играем в магазин», «Купи слона», «Монополия»

«Домино»

 Цель: закрепить знания по теме; развивать внимание, память.

Работа в книжном уголке:

Просмотр альбомов, иллюстраций по данной теме.

ХЭР

Рисование

«Нарисуй витрину магазина»

Цель:способствовать развитию творческих способностей детей, поддерживать их инициативу.

Творческий конкурс рисунков

«Мой магазин»

Цель: поддержка творческой инициативы

Раскраски по данной  теме

Подвижная игра

«Покупка», «Замок», «Товары в магазине»

Цель: способствовать укреплению здоровья воспитанников, закреплять материал по теме

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizminutki-formirovanie-osnov-finansovoi-gramotnosti.html

Квест-игра  «Приключение девочки Танечки»

Цель: закрепить знания по теме (для чего нужна торговля, ее виды и формы, способы оплаты, безопасность в отношении денежных средств, обдуманность покупок, этичность в отношении покупателя и продавца). Формировать познавательный интерес. Поддерживать детскую инициативу.

Викторина по экономическому воспитанию «Знатоки торговли»

 Цель: уточнить и обобщить знания по данной теме, закрепить полученные элементарные экономические навыки.

Анкетирование родителей

«Что знают ваши дети о торговле»

Цель: выявить объем знаний, получаемых по данной теме детьми дома.

Квест для родителей «История торговли»

Цель:

Побудить родителей больше общаться со своими детьми,находить общие интересы,создавать благоприятный психологический климат в группе.Расширять представления родителей по данной теме.

Совместная презентация родителей и детей «Чем я могу быть полезен: мой товар (моя услуга) на рынке»

Цель: повышать уровень экономической грамотности родителей, побуждать к совместному с детьми времяпрепровождению,учить поддерживать детскую инициативу.

Консультации родителей индивидуально (по необходимости) по подготовке презентации "Мой товар(моя услуга)», а также по теме экономического воспитания детей и поддержания их инициативы вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры, направленные на экономическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, а так же родителей воспитанников. Игры предназначены для детей среднего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей старшей и подготовительной группы

Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей старшей и подготовительной  группы...

Методическая разработка игры по экономическому воспитанию "Труд-продукт"

Цель игры- закрепление изученного материла: заводы и продукты, на которых они изготовляются....

Методическая разработка «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В   материалах представлена разработка технологий экономического воспитания...

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в детях чувство ответ...