Информационные технологии в процессе обучения финансовой грамотности в МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»
статья по основам финансовой грамотности

Лободенко Наталья Леонидовна

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в   процессе обучения финансовой грамотности

 в МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»

Лободенко Наталья Леонидовна

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Основной целью проведения мероприятий по обучению дошкольников финансовой грамотности является формирование основных экономических навыков: бережливости, рачительности, смекалки, трудолюбия, умения планировать дела, осуждение жадности и расточительности. В нашем детском саду разработана система обучения финансовой грамотности, которая рассматривается как составная часть трудового воспитания дошкольников. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников, и данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год.

Работа по финансовой грамотности в ДОО ведется в нескольких направлениях:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями;

- с социумом.

Организация работы с педагогами заключается в повышении уровня профессиональной компетентности по данному направлению, проводятся семинары, консультации, просмотр открытых мероприятий, презентаций передового опыта работы ДОО. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей финансовой грамотности.  

При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитателями групп разработаны тематические перспективные планы в старших и подготовительных группах по планированию занятий по финансовой грамотности в течение года и летнего периода.  Наша работа охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни. Календарно-тематический план воспитатели преподносят в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются на комплексных занятиях по развитию речи. Обучая детей основам финансовой грамотности, педагоги используют все доступные формы и методы работы: беседы, занятия, видеоэкскурсии, презентации, сюжетно-ролевые игры, обучающие фильмы.

Методические разработки по финансовой грамотности отдельных педагогов

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Название мероприятий

1

Федорова Ю.О., Точисская М.С., воспитатели

Сказка на новый лад по финансовой грамотности «Репка»

2

Быкова Л.А., Гаукс К.И, воспитатели

«Игры для дошкольников по финансовой грамотности» (авторские разработки)

3

Бегельдиева А.А.,

воспитатель

Проект «Бизнесмен с пеленок»

4

Кусенко О.В., Гоголева О.В., воспитатель Морозова К.А., учитель-логопед

«Диагностика финансовой грамотности дошкольников»

Работа с воспитанниками в ДОО ведется с использованием различных форм организации детской деятельности, разнообразных методов и приемов:

- практические занятия в группе с использованием соответствующего оборудования;

- мероприятия по изучению финансовой грамотности: конкурсы, викторины, соревнования, акции по данной теме.

Воспитатели отходят от привычной структуры, обычное занятие превращают в путешествие, а группу – в чудесную мастерскую, дети становятся художниками, следопытами, путешественниками. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Все пособия доступны для детей, открыты для организации различных сюжетно-ролевых игр, привлекательны, разнообразны. Дети с удовольствием организовываются в подгруппы, при этом прослеживается и выявляется степень развития способностей детей.

Важную роль в ознакомлении детей с финансовой грамотностью играет тесная взаимосвязь нашего ДОО с родителями.

Работа с родителями включает в себя: анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний.  Проведение совместных праздников, акций и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

 В старших группах, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды на данную тематику. Родители становятся активными участниками нетрадиционных родительских собраний и конкурсов по данной тематике. На сайте ДОО систематически обновляется информация в рубрике «Финансовая грамотность для дошкольников» (http://www.raduga-62.ru).

Одним из ведущих условий формирования у дошкольников основ финансовой грамотности является взаимодействие ДОО с социальными партнерами. Наша дошкольная образовательная организация, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования по вопросам обучения финансовой грамотности мы видим в установлении прочных связей с социумом, являющегося   главным направлением дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольной образовательной организации с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для интеллектуального развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Сотрудники Сбербанка и детской библиотеки принимают участие в различных мероприятиях. Их приход в ДОО, игровые программы, беседы с детьми делают работу по ознакомлению с основами финансовой грамотности действенной.  Дошкольники с большим удовольствием отправляются в необыкновенные путешествия в заколдованную страну к Гному Эконому и путешествуют вместе с Рубликом и его друзьями.

Роль ДОО в формировании основ финансовой грамотности у дошкольников   велика, так как систематическая, целенаправленная, воспитательная работа создает прочный навык поведения детей в социуме.  В ДОО уже собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей финансовой грамотности, но наши педагоги постоянно ищут новые современные формы работы с детьми и в настоящее время педагогический коллектив ДОО интенсивно внедряет в работу инновационные технологии по данной теме.

  • поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с основами финансовой грамотности;
  • совершенствование методического обеспечения;
  • поиск и использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению уровня знаний по финансовой грамотности.

1.Технология «ТРИЗ»

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. 

2.Игровые технологии

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т.к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей финансовой грамотности педагоги широко используют самые разнообразные игры:

• ролевые игры;

• театрализованные и игры-драматизации;

• дидактические;

• с использованием макетов;

• компьютерные;

• интеллектуально-познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. 

3.Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

4.Информационно – коммуникативные технологии

При организации работы по обучению дошкольников финансовой грамотности огромное внимание уделяем использованию информационно – коммуникативным технологиям. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Занятия с использованием презентаций являются одним из важных и интересных результатов работы.

5.Мультипликация

Мультипликация – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Наши старшие дошкольники на занятиях в кружке «Мульти-пульти» сами создают тематические мультфильмы, что способствует более глубокому понятию материала и его запоминания.

6.Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Такая инновационная технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 

7.Технология проблемного обучения

Данная технология помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. 

8.Исследовательская деятельность

Среди возможных средств формирования у дошкольников финансовых знаний особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает дошкольник. 

9.Театразизованные мини-постановки

        Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, планировать. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Своими достижениями мы считаем:

  • Мониторинг знаний по финансовой грамотности у обучающихся нашего ДОО показал положительную динамику.  Повысился интерес у детей к данной теме.
  • Более 70% родителей наших дошкольников активно и осознанно участвуют в совместной работе по финансовой грамотности, по собственной инициативе предлагают разнообразную помощь в реализации поставленных задач, участвуют в творческих конкурсах.
  • Банк педагогической информации пополнился тематическими папками, картотеками, методическими рекомендациями по данной проблеме.
  • Наши педагоги, дети – постоянные участники игр и акций по финансовой грамотности, проводимых в ДОО и городе.


Изучение понятий «деньги», спрос, предложения  с помощью мнемотехники с воспитанниками подготовительной группы № 8

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\НЕДЕЛЯ ФГ 2020\IMG-20201026-WA0019.jpg

Занятие «Для чего нужны деньги?»  с использованием презентации в старшей логопедической группе № 9

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\НЕДЕЛЯ ФГ 2020\IMG-20201027-WA0041.jpg

Использование технологий «ТРИЗ» при решении проблемных ситуаций в магазине с обучающимися подготовительной логопедической группы № 6

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\НЕДЕЛЯ ФГ 2020\IMG-20201027-WA0010.jpg

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\СТАТЬЯ\IMG-20200312-WA0003.jpg

Обучение детей старшей группы основам финансовой грамотности с использованием ролевых игр.

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\НЕДЕЛЯ ФГ 2020\IMG-20201026-WA0017.jpg

Просмотр обучающих мультфильмов по финансовой грамотности  в старшей группе № 5

F:\ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ\ФГ ЗАНЯТИЯ 7 ГР\IMG-20200305-WA0002.jpg

Работа по финансовой грамотности в летний период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.

                       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики челове...

Опыт применения инновационной технологии «Лэпбукинг» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.

Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самост...