Семинар- практикум для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Гончарова Жанна Юрьевна

Методическая разработка для педагогов старших групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

 Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Сейчас предлагаю вам немного побыть детьми и поиграть. Предлагаю вам угадать тему нашего семинара, сложив в правильном порядке буквы (Педагоги собирают слово «Экономика»).

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

Под экономическим образованием  понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания. А организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание – это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в экономическом воспитании была всегда, но его значимость очень увеличилась в последние годы. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности и лучше адаптируются к ней.

Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

С 1 сентября 2019 года детские сады, и наш сад не является исключением,  используют в своей работе с детьми образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России. Программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получают представление о важности труда в мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы  – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций каждый педагог может  разрабатывать занятия самостоятельно.

Основные задачи программы:

-Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

-Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

-Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

-Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

-Признавать авторитетные качества человека – хозяина;

-Научиться  бережливости, рациональности, экономности, трудолюбию и вместе с тем – щедрости, благородству, честности, отзывчивости, сочувствию;

-Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;

-Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.

Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите, кто из участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности? (Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог - воспитанник, воспитанники – родители).

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Для организации изучения основ финансовой грамотности, прежде всего, должны быть созданы условия  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.  Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Вопрос участникам: Уважаемые педагоги, у слов ЭКОНОМИКА и ЭКОНОМИТЬ одинаковый корень. Скажите, как вы понимаете  значение слова  экономить? (Это значит расходовать что-либо экономно, бережно, давать возможность сберегать что-либо).

Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Сегодня я вам предлагаю, отправиться в увлекательное путешествие.

В «Игровой мир экономики».

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег (Бартер)

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности? (Чтобы став взрослым человеком, он смог уверенно ориентироваться в финансовых вопросах и не испытывать страх и стресс  перед деньгами).

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами, чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым. Чтобы он имел возможность жить с комфортом. Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно. Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Предлагаю поиграть. Я буду называть пословицы, которые так или иначе связаны с  деньгами, а вы постараетесь объяснить смысл этих пословиц.

«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети думают, что можно купить всё, что хочешь!  Иметь всё, что захочешь! Как вы думаете, так ли это? Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.

 Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках» (предлагаю назвать сказку, о которой идет речь).

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? («Три поросенка»).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (РНС «Колосок»).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? («Колобок»).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? («Лисичка со скалочкой»).

7. Герои,  какой сказки, благодаря рациональному разделению труда,  имели выгоду в совместном сосуществовании? («Теремок»)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Вершки и корешки»).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить награду? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка»).

Итак, уважаемые педагоги,  знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят). А что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Предлагаю поиграть в  игру «Услуги и товары» (педагоги по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу).

Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в  которых  дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их. Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Какие сюжетно-ролевые игры, по вашему мнению, учат детей азам финансовой грамотности? (Магазин, Кафе, Банк, Парикмахерская, Почта).

Послушайте стихотворение и скажите, пожалуйста, о чём оно.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Ведущий: Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.

 Скажите, пожалуйста, для чего нужна реклама?

(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламных  агентов.

Игра «Рекламный агент».

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого, но не забывайте, что для хорошей рекламы характерны: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ. (Живое мороженное из живого молока!  220 грамм шоколадного удовольствия! Всё в шоколаде! Особенное молочное  удовольствие! По- настоящему молочный вкус детства! Мой самый любимый. Прокачено шоколадом!)

Итак, мы пришли к выводу, что  учить своих детей финансовой грамотности нужно начинать как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Надеюсь, что практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью с  детьми  в современных рыночных условиях просто необходимо. Не стоит пренебрегать финансовым обучением детей, так как это может определить их  будущее.

Спасибо за внимание.

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

Семинар-практикум для педагогов

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Подготовила:

Воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

Г.о. Подольск  - 2021 г

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в

игровой деятельности»

Подготовила:

воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

Г.о.Подольск

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....