Конспект Образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему «Что такое экономика?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Увлекательное путешествие в мир экономики для ребят старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ekonomika.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 общеразвивающего   вида с приоритетным осуществлением   деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития воспитанников»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему

«Что такое экономика?»

Воспитатель: Михеева Ирина Васильевна

г. Гусь-Хрустальный

2021 год

Цель: формировать финансовую грамотность у детей.

Задачи.

Воспитывать уважение к труду взрослых, умение различать понятия «хочу» и «надо»;

 Развивать  интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; вызвать желание экспериментировать, выделяя качественные характеристики предметов;

Познакомить детей  с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы»;

 с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;  формировать первичные навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей; упражнять детей работать с таблицами.

Материалы:  мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино» , карточки-схемы, карандаши, таблички с  синего и красного цвета на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;

модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, образцы денег: монеты, купюры, пластиковые карты, емкости с водой, салфетки, фломастеры, таблицы для записи результатов экспериментов, мяч.

Предварительная работа (взаимодействие с семьей):

-родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости;

-сюжетно/ролевая игра «Магазин»;

-поход в магазин и совершение покупок (дети и родители).

Предполагаемый результат: получение детьми первоначальных экономических знаний

Этапы

Содержание

Время проведения

1.Процесс вовлечения

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Ш.Галлиева «Три копейки» (читает ребенок)

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Вопросы воспитателя  к детям:

-Что просит купить мальчик? ( ответы детей)

-Сколько денег он даёт? (ответы детей)

-Это много или мало? (ответы детей)

-Можно ли купить на 3 копейки столько игрушек (ответы детей)

-Почему же мальчик просит маму об этом?

Дети: Не знает сколько стоят игрушки,

не умеет распоряжаться деньгами.

2-3 мин

2.Процесс целеполагания

и планирования

Воспитатель: А вам хотелось, чтобы на всё хватало?

Дети: Да.

Воспитатель: Как же это сделать? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: Нужно научиться правильно распоряжаться деньгами. Попробуем?

2 минуты

3.Процесс осуществления действий

На экране фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду.

Я экономить буду….»

Воспитатель:- Что значит «экономить?»  (беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)

- Вы слышали от своих родителей такие слова?

- В каких случаях? (ответы детей)

Сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).        

- Назовём членов семьи (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).

- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

( Папа – военный, мама – врач, бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).

 Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

- Кто получает зарплату? (Папа, мама)

- За что они получают зарплату? (За свой труд)

Дети кладу деньги в кошелек-копилку

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет (кладут деньги в копилку)

-Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги (пополняют копилку)

- Брат ходит в детский сад, он не получает денег.

(копилка  постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)

- В гости приехала тётя семьи и добавила в доход свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).

- Доходы увеличились или уменьшились?

- Сестра в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).

- Денег стало больше или меньше?

-За хорошую работу папе дали премию. Как изменился бюджет семьи?

- В кошелке-копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают  члены семьи.

- Вот как складывается семейный бюджет.

Воспитатель:- Ребята, а зачем нужны деньги?

- А какой доход в вашей семье?

-  Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей: мама, папа, родители, взрослые).

-По нашей просьбе  ваши родители приготовили карточки-схемы вашего семейного бюджета.

- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Детям раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда,  развлечения, игрушки ).

- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. У вас есть десять монет разложите их по расходам .

- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой  бюджет и отстаивают свою точку зрения).

 - Как  думаете, вы экономно распорядились деньгами?

- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

 Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли у людей были деньги?

(рассказ воспитателя, слайд – шоу)

Давным-давно, когда люди жили в пещерах ,  каждое племя занималось своим делом: одни ловили рыбу — и у них было много рыбы; другие собирали мёд — и у них было очень много мёда; третьи выращивали зерно и собирали плоды — и поэтому у них этого всегда было вдоволь.

— Подумайте, что нужно было сделать племенам, чтобы попробовать продукты других племён? (поменяться)

— Правильно, поменяться. Это называется обмен.

— Так люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Так появились первые деньги. Это были драгоценные камни, золото, серебро, красивые меха, украшения. Их можно было обменять на что угодно. Вот и сейчас на деньги можно купить, что угодно.

– Подумайте и скажите, из чего делают современные деньги? (Бумага, металл)

— Как называются деньги из бумаги? (Купюры)

— А как называются металлические деньги? (Монеты). Они тоже бывают разного номинала и разного размера.

А еще есть пластиковые карты, с их помощью можно расплатиться за покупки и другие услуги, они тоже заменяют деньги (беседа с детьми сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, какими деньгами удобнее  пользоваться? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим..

Дети подходят к столам, где приготовлены образцы денег: монеты, купюры, карточки и устраивают испытания: мнут, опускают в воду, рисуют на них фломастером. Результаты фиксируют в таблице. Делают выводы.

Физминутка «Муха Цокотуха»

- А для чего хотел экономить Матроскин? (ответы детей)

 - Кто помнит? (смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)

- Предлагаю поиграть. Игра  называется «Экономические загадки».

Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч, и загадывать загадку, а вы возвращать его и называть отгадку.

Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар)

На товаре быть должна обязательно... (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, продажи нету без... (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (Доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (Вклад)

Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них ... (договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ... (банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир)

Воспитатель: - Я очень рада, что вы отгадали все загадки. И для вас у меня есть ещё игра, она называется «Хочу и надо».Скажите, что необходимо человеку для жизни?

Дети :- Пища, одежда, жилье.

Воспитатель обобщает : - Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем. Эти вещи обозначим словом «надо».

Словом «хочу» люди обозначают те предметы или вещи, которые им хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. В наше время люди часто посещают интернет-магазины и делают там покупки.Я тоже приглашаю вас в такой магазин.

 Расплачиваться будем с помощью карточек.

Сейчас на экране будет представлен товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки красного и синего цвета, красная обозначает слово «хочу», а зеленая «надо»). Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.

Воспитатель: Ребята,  правильно сделать  выбор я думаю вам помогли русские пословицы о бережливости и экономии, которые вы знаете.

( Дети рассказывают пословицы и поясняют их смысл)

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

Рубль трудовой, потому и дорогой.

Из крошек - кучка, из капелек- море.

Бережливость – богатству сестра.

Есть еще одна  пословица - БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

 

1 ребенок: С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

2 ребенок: Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3 ребенок: Будем знания получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

20  минут

5.Рефлексия

 Ребята, а какой предмет помогает нам сэкономить и накопить на покупку чего-либо?

Дети: Копилка.

Воспитатель: У меня тоже есть копилка и веселые монетки - смайлики. Если вы сегодня узнали что-то новое, если вам было интересно, опустите монетку в копилку и тогда у нас в группе всегда будет хорошее настроение.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Права ребенка»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка — детский сад №345»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Прав...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в сказку «Золушка»"

Цель:  формировать элементарно-математические  представления.Задачи:Образовательные:Формирование умений  упражнять  в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке; совершен...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Сказочный, загадочный подводный мир…»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группе на тему: «Сказочный, загадочный подводный мир…»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Права ребенка»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;Дать знания о детских правах и детских обязанностях;Познакомить с правами: право на равенство, право...