Деловая игра по формированию основ финансовой грамотности для дошкольников "Путешествие в страну финансов".
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Власюк Марина Павловна

Деловая игра  по формированию основ финансовой грамотности для дошкольников "Путешествие в страну финансов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_finansov.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра по формированию основ финансовой грамотности для детей 5- 7 лет. «Путешествие в страну Финансов»

Подготовила воспитатель:

Власюк М.П.

Цель: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста (5-7 лет), создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: 

-закрепить представление детей о деньгах;

-закрепить представление о том, что такое доходрасход цена, товар.

 -продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег;

-продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы;

-обогащать активный словарный запас.


Развивающие: 

- формировать экономическое мышление; 

-способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

-способствовать формированию коммуникативных отношений; навыков сотрудничества, взаимопомощи.

- стимулировать активность детей.

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: 

-способствовать воспитанию правильного отношения к деньгам и разумному их использованию;

 -воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Материал и оборудование: Настольные  игры: «Шаги к успеху, «Профессии»  (картинки с профессиями и атрибутами (инструментами) профессии), игрушечные российские деньги, монеты для сюжетно-ролевой игры, кошелёчки в технике оригами на каждого ребёнка, листы с напечатанными заданиями, спортивный инвентарь для создания портала, мультфильм «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» (отрывок), Серия мультфильмов про мальчика Петю, мультимедийное оборудование, оборудование для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Примечание: В ходе проведения занятия были использованы материалы, взятые на сайте https://fincult.info/. Занятие разработано для участия в Краевом семейном финансовом фестивале 2022г.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

Ты – мой друг и я – твой друг!

Как прекрасен мир вокруг,

Мы друг другу улыбнёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

Стоя в кругу – ребята, вы любите путешествовать?

Я сегодня хочу предложить вам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)

На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».

(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)

Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое? – (ответы детей) Деньги.

Совершенно верно - «деньги». Это потому, что мы оказались в волшебной стране «Финансов».

Воспитатель: Сегодня нас ждет необычное путешествие, вы готовы? А поможет нам в этом? – показывает (ответы детей: Цветик-семицветик). Каждый лепесток цветка таит в себе интересное задание, выполнив которые вас ждёт сюрприз.

Давайте мы присядем.  (полукругом)

Итак, начнём. Первый лепесток!

Игра «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопросы, а вы по очереди отвечайте. За правильный ответ вы получите монетку. Для монеток у вас есть кошёлечки, которые вы сделали заранее!

Кто из вас знает?:

Что использовали в качестве денег раньше?

А как называются деньги в нашей стране?

Почему рубль называют рублём, а копейку копейкой?

Для чего нужны деньги? (ответы: чтобы ходить в магазин и покупать продукты, одежду, бытовую технику, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, транспорт, лекарства и т.д.).

Как появляются деньги в вашей семье?

Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

За что они получают зарплату?

Все ли одинаково зарабатывают?

От чего зависит размер заработка?

Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? И для чего это необходимо? (получить профессию)

Молодцы! Вы отлично справились!

Второй лепесток. А вот вам и следующее задание!

Для чего людям нужна профессия?

Люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Сейчас вам, ребята, нужно правильно соотнести картинки «Профессии - инструменты». Предлагаю пройти к столу игра: «Профессии».

Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).

Теперь третий лепесток. Представители разных профессий производят различные товары. Следующее задание «Назови, товар или не товар».

Бабушка испекла пироги для внуков (не товар).

В типографии напечатали журналы (товар).

Пекарь испёк хлеб (товар).

Фермер привез на рынок яйца (товар).

Папа отремонтировал игрушки (не товар).

Мама закрутила на зиму компот (не товар).

Кондитер приготовил торт (товар).

На фабрике сделали цветные карандаши (товар).

ФИЗМИНУТКА

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

теперь проходим на стулья перед экраном

Четвертый лепесток.

Финансы нужно планировать.

Что такое бюджет? (ответ: Бюджет – это план расходов и доходов, семьи, организации или государства)

Семейный бюджет? Из чего он складывается? (кто работает, получает – зарплату, пенсионеры – пенсию, студенты – стипендию и расходы на нужды семьи).

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Смешарики. Финансовая грамотность» отрывок «Золотое яблоко».

Про что был мультфильм?

Как совершал покупки Бараш?

Как поступила Нюша?

Кто делал правильно, а кто нет и почему?

Всегда ли надо покупать, то что хочется?

Как планировать семейный бюджет? (ответы детей: составлять список покупок, в первую очередь тратить сначала на необходимое и важное, разумные траты)

Молодцы, ребята! Деньги нужно тратить разумно!

Следующий лепесток: Пятый лепесток: Игра  «Шаги к успеху». Вас ждёт путешествие по ступеням финансовой жизни взрослого человека. Проверим, как вы усвоили полученные ранее знания, сможете ли вы понять, почему приобрели, или потеряли монеты.

Ссылка на игру:

https://fincult.info/upload/iblock/f20/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf.

Тянем шестой лепесток и следующее задание:

Деньги любят счет.

Предлагаю вам посмотреть серию мультфильмов про мальчика Петю.

(Ссылка на мультфильмы:

https://fincult.info/upload/iblock/f20/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf).

  А теперь пройдёмте за столы, для выполнения задания.

 Работа по картинке (простые карандаши и листки с заданиями)

Вспомните, пожалуйста, сколько монет осталось у Пети после покупки продуктов. Мама разрешила ему купить на эти деньги мороженное.       Вспомните, пожалуйста, и нарисуйте количество монет, на которые Петя может купить мороженное.

Воспитатель: - (оценивает результат.)

Воспитательный момент: Не все покупается.

Воспитатель: главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно!

А вам, понравилось наше путешествие, ребята? (ответы детей).

Седьмой лепесток.

Воспитатель: В завершении занятия, предлагаю пойти всем за покупками в супермаркет.

Посчитайте монетки, которые вы заработали (дети считают монетки в своих кошельках).

 Сюжетно-ролевая игра по экономике  «Супермаркет доброй Феи». Сначала зарабатываем – потом тратим.

Цель: дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку в соответствии с количеством денег, которое они заработали в ходе занятия, придумывая необходимость покупки для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с потребностями и финансовыми возможностями; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.

Оборудование: монеты для покупки товара, товар в виде игрушек, персонаж - продавец  Фея Финансея.

Ход сюжетно-ролевой игры:

Воспитатель: Ребята, Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.

Воспитатель и Фея ведут детей к месту, где расположен магазин Феи. Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)

Воспитатель: Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за волшебные монеты, которые вы заработали.

Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. Считайте монеты и правильно тратьте их на покупки. Теперь подумайте, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз. Но имейте ввиду, магазин у нас с самообслуживанием, рядом с товаром коробочка для денег.

Воспитатель с Феей становится у столика, где производится покупка товаров. Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.

В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.

После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки.

Покупки сделаны, цветок собран  и у феи есть для вас в подарок раскраски по финансовой грамотности.

Ссылка на раскраску: https://fincult.info/upload/iblock/543/5438fd8c98ad3a44f00c7fad7d35adf7.pdf.

Настало время вернуться через портал обратно в группу.

Дети с воспитателем проходят обратно через портал.

Рефлексия: Дети садятся полукругом.

Воспитатель: Дети вам понравилось путешествие? Возникли ли у вас трудности при выполнении какого-нибудь задания?

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...

"Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности"

Я хочу предложить  вашему вниманию игры, которые  могут быть использованы на занятиях с дошкольниками; то, что  поможет научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как р...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей «Знакомимся с финансами»

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...

ВИКТОРИНА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ «ЗНАКОМИМСЯ С ФИНАНСАМИ»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности, развивать у дошкольников слуховое внимание и логичес...