Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №40 Озерова Виктория Павловна

Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности и профориентации на доступном уровне с помощью игры.

Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Игра «Нужные покупки»

Цель: закрепить представление детей о деньгах.

Содержание: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Игра « Кто это делает?»

Цель: упражнять ребят в умении определять название профессии по названию действий.

Содержание: Подстригает, укладывает, моет, причёсывает, сушит – (парикмахер); Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит – (прачка); Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает – (продавец); Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует, кормит – (повар) и т.п.

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Содержание: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1: Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2: Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

Игра « Кто кем работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

Материал: Карточки с изображением людей той или иной профессии.

Содержание:  Воспитатель – в детском саду;  учитель – в школе;  врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;  повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

Игра «Овощи-фрукты»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

 Материал: бумага, карандаши, ножницы.

Содержание: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги любой овощь. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа фрукт. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и овощ, и фрукт. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Содержание: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1: Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2: Составить короткий рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

Игра:  «Много - мало»

Цель: познакомить детей с понятием «спрос».

Материал: карточки с разнообразным товаром.

Содержание: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

Игра: «Дорого – дешево»

Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Материал: карточки с разнообразным товаром.

Содержание: Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

Игра: «Потребность – возможность»

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Материал: карточки с товаром, игрушечные деньги, ценники.

Содержание: 1. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги.

2. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра: «Запланированная покупка»

Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».

Материал: Список покупок, корзина, игрушки.

Содержание: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

Игра «Умелые ручки»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Содержание: Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

Игра «Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Содержание: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1: Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2: Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3: Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

Игра: «Что откуда берется?»

Цель: дать детям представление о производстве товаров.

Содержание: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

Игра: «Бюджет»

Цель: познакомить с понятием «бюджет».

Содержание: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

Игра: «Сдача»

Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Содержание: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

Игра «Надо» и «хочу»

Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Содержание: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Игра: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Содержание: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

Игра «Товарный поезд»

Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например: мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д.  Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.

Игра «Какие бывают доходы»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Профориентация - это неотъемлемая часть общекультурной среды....

Дидактическая игра бродилка по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет.

Дидактическая игра бродилка по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет....

Картотека дидактических игр по формированию у дошкольников финансовой грамотности

Картотека сформирована из карточек, в каждой отдельной карточке описана игра....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет. ...

Дидактическая игра«Ознакомление детей с финансовой грамотностью»

Аннотация к игре:Методическое пособие создано для ознакомления и обучения старших дошкольников основам финансовой грамотности. В альбоме представлен большой наглядный, иллюстративный материал, благода...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью на тему «Открытие торгового центра «Апельсин»

Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью   на тему «Открытие торгового центра «Апельсин»  Актуальность сюжетно-ролевой ...