Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Семейный бюджет» для детей среднего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Светлана Михайловна Жижина

Автором представлен проект по финансовой грамотности «Семейный бюджет» для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynyy_byudzhet.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Проект

по формированию финансовой грамотности дошкольников

«Семейный бюджет»

для детей среднего дошкольного возраста

Автор:

Жижина Светлана Михайловна

п.г.т. Стройкерамика,2021г.

Пояснительная записка

      Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Актуальность проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Социальный заказ общества на экономически грамотную личность обусловлен взятием курса на развитие современных рыночных условий, которые основаны на свободном предпринимательстве, выборе вида экономической деятельности и т.д. Учитывая создавшуюся экономическую обстановку, все чаще и чаще стал возникать вопрос о формировании и развитии экономического воспитания детей. По определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять». Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.  Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.

Проблема

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Создание   необходимых психолого-педагогических условий будет способствовать формированию финансовой грамотности в различных видах деятельности. Исходя из этого, избранная нами тема проекта является актуальной. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать данный проект.

Цель проекта:

Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное  развитие»,  «Художественно  - эстетическое развитие», «Речевое  развитие», «Физическое  развитие».

Реализация  проекта

1 этап - «Погружение в проект» – 1.03 – 5.03.2021 года.

2 этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы» – 9.03 – 6.04. 2021 года.

3 этап - «Презентация результатов» – 7.04. 2021 года.

4 этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности» - 7.04.  2021 года.

Паспорт проекта

Название проекта

«Семейный бюджет»

Тип проекта

Образовательный проект совместной деятельности, обучающий, познавательно – практико - ориентированный.

Участники  

Дети, педагоги, родители средней группы.

Сроки реализации

Краткосрочный с 1.03 - 7.04.2021года.

Цель проекта

Создание условий для формирования понятие  «семейный бюджет» у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета - «доходы» и «расходы».
  2. Формировать  представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
  3. Способствовать развитию детской познавательной инициативы.
  4. Развивать интерес детей к экономике.
  5. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы.
  6. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
  7. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
  8. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности.
  9. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
  10. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

Принципы  реализации проекта        

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Планируемые образовательные результаты

У воспитанников:

Сформировано умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Сформировано умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Сформировано представление о том, что зарплата – это оплата за труд, пенсии за прошлый труд.

Сформировано понимание того, что расходы семьи не должны быть расточительными.

У педагогов:

Используют инновационные технологии и новые формы работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Пополнена предметно - развивающая среда.

Составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

Обобщение педагогического опыта.

У родителей:

Сформирована активная, компетентная позиция в процессе экономического воспитания детей.

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

I этап – «Погружение в проект»

  • определение цели и задач проекта «Семейный бюджет»;
  • подбор информации, методической, художественной литературы, Интернет-ресурсов, опыта работы коллег по теме;
  • подобраны дидактические, развивающие, настольно – печатные игры, игровые задания;
  • подбор иллюстративного   материала;
  • анкетирование семей воспитанников среднего дошкольного возраста;

II этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы»  

  1. Обогащение предметно-развивающей среды:
  • создание дидактических игр, игровых заданий, атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
  • создание «банковского» уголка.
  1. Совместная и самостоятельная  деятельность детей по теме проекта:

Беседы:

«Что такое деньги?»,

«Денежкина история»,

«Бумажные и металлические деньги»,

«Что такое бюджет семьи?»,

«Где используются деньги?»,

«Чего нельзя купить за деньги?».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов:

«Профессии»,

«Посуда»,

«Мебель»,

«Одежда и обувь».

Чтение  художественной литературы:

К.Чуковский «Муха – цокотуха»,

С. Михалков «Как мужик корову продавал»,

Б. Минина «Доверчивый Зайчик»,

Т.Грекова «Клад», «Копейка рубль бережёт».

Заучивание пословиц и поговорок.

Продуктивная деятельность:

«Кошелёк с монетками»,

«Что купили в магазине».

Конструирование:

«Дом»,

использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Дидактические игры и упражнения: 

«Бюджет семьи»,

«Кому, что нужно для работы?»,

«Важные расходы»,

«Математический супермаркет»,

«Реклама»,

«Кладоискатели»,

«Доход - расход»,

«Знакомство с банковским терминалом».

Словесные игры:

«Пошла лиса за покупками»,

«Один – три - пять»,

«Скажи наоборот».

Пальчиковые гимнастики и физкультминутки:

«Будем денежки считать»,

«Моя семья»,

«Покупки»,

«Посуда».

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»,

«Поездка на маршрутном такси»,

«Автомастерская»,

«Магазин красоты»,

«Продуктовый магазин»,

«Программист»,

«Кафе».

Просмотр обучающих мультсериалов «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

  1. Работа с родителями:
  • консультации для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста», «Азы финансовой грамотности»,
  • акция «Покупатель – это я!»,
  • фотоколлаж «Лишнюю копеечку положу в копилочку»,
  • ЭОР для домашнего использования «Юные финансисты».

III этап - «Презентация результатов»

Проведение открытого показа НОД «Бюджет семьи».

IV этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности»

Совместная и самостоятельная деятельность детей привела к оптимизации детско-родительских отношений, значительно пополнилась РППС группы. Дети в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет знакомятся со сложными финансовыми понятиями, делятся информацией друг с другом,  педагогами, родителями.

Продукт

Проведён открытый показ НОД, создан «банковский» уголок.

Возможные риски

Недостаточные условия (материала, наглядности, мероприятий) для работы по теме.

Пассивная позиция родителей в экономическом воспитании детей.

Способы их преодоления

Использование дополнительных источников, информации.

Привлечение родительской общественности к участию в экономическом воспитании дошкольников.

Ресурсы и методические материалы, необходимые для проекта

Методическая литература и Интернет - источники:

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

http://www.edu.yar.ru/safety

Материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

мультимедиа, использование видео - аудиоматериалов.

Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, муляжи).

Детская художественная литература.

Практическая значимость проекта

Данная работа может быть широко использована в практике педагогов дошкольного образования.

Работа над проектом показала важность этой темы. Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное. Таким образом, проект «Семейный бюджет» сформировал у детей предпосылки финансовой грамотности, умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории. Участие в проекте повысило уровень информированности родителей. Значительно  пополнилась РППС группы.

Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов в воспитательно – образовательном процессе, позволяет сделать вывод о том, что формирование  финансовой грамотности при создании определённых условий  у детей среднего дошкольного возраста в рамках проектной  деятельности эффективно и результативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Интерактивная игра по финансовой грамотности "Заполни копилки монетками" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи игры: закрепить знания детей о названии, достоинстве монет нашей страны, повторить состав чисел 3, 5, 10, при помощи денежных комбинаций....

Статья «Формирование финансовой грамотностью как средство успешной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Конспект образовательной деятельности: Квест – игра по финансовой грамотности по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (средний дошкольный возраст)

Конспект образовательной деятельности  в форме квест – игры по финансовой грамотности по мотивам  сказки «Гуси-лебеди» для детей среднего дошкольного возраста....