Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Озерова Ирина Сергеевна

 

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.

Актуальным взглядом политики образования становится необходимость организации педагогической деятельности, введение новых подходов к педагогической практике дошкольного образования, которая тесно связана с повседневной жизнью дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности. Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех видах его деятельности; потребностью активной личности дошкольника для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 «Исток» города Смоленска 

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

Подготовила

Озерова И.С.,

                                                                                                старший воспитатель

г. Смоленск, 2020 г.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.

Актуальным взглядом политики образования становится необходимость организации педагогической деятельности, введение новых подходов к педагогической практике дошкольного образования, которая тесно связана с повседневной жизнью дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности. Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех видах его деятельности; потребностью активной личности дошкольника для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Показатели функциональной грамотности (по Н.Ф. Виноградовой):

- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности);

- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

Таким образом, дошкольное образование рассматривается как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на формирование финансовой и математической грамотности, формирование речевой активности дошкольников, формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников, формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Российские и международные исследования показывают, что многие российские школьники, обладая значительным объёмом знаний грамотно пользоваться этими знаниями не умеют. И до недавнего времени понятию функциональная грамотность в российском образовании уделялось недостаточное внимание. Педагогический процесс, осуществляемый в традиционной форме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод сейчас не эффективен и это доказывает практика. Этот метод требует от детей воспроизведения услышанного, прочитанного, активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому и абстрактному. Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев)

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. (А.А. Леонтьев)

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания

- применять знания и умения

- оценивать знания и умения

- осуществлять саморазвитие

Международные стандарты направлены на 3 основные ключевые грамотности: математическая, естественнонаучная, читательская.

- Читательская грамотность

  • Способность человека понимать и использовать письменные тексты;
  • Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
  • Расширять свои знания и возможности
  • Участвовать в социальной жизни

- Естественно-научная грамотность

  • Способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений

- Математическая грамотность

  • Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и используют математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Из этого вытекают глобальные компетенции

  • Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия
  • Осознавать как культурные, религиозные политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие суждения и взгляды – наши собственные и др. людей;
  • Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
  • Способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций и умением работать в команде.

Инструментарий педагога должен быть направлен на управление поведением, на разрешение конфликтов, на умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной конфессиональной, социальной.

Структура функциональной грамотности: познавательная база, образовательное пространство, методы решения функциональных проблем.

Опыт современной практики научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется собой осознание ребёнком значимости решаемой проблемы для себя лично. Л.С. Выготский неоднократно подчёркивал, что ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходит изменение психологических особенностей личности на данной стадии её развития.

Становление и развитие предпосылок функциональной грамотности ребёнка дошкольника проявляются в игровой деятельности. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Они будут успешными только при соблюдении соответствующих педагогических условий:

  1. Интегративная система образовательного процесса
  2. Безопасная информационная образовательная среда
  3. Применение современных интерактивных технологий, которые направлены на деятельность и взаимодействие с родителями.

Актуальность данной проблемы стимулирует педагогов на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность современным ребёнком. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.

Формирование ФГ – это сложный многосторонний и длительный процесс и достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные технологии. Л. Давинчи говорил: «Разнообразь как можешь». Для этого могут быть использованы наблюдения, эксперименты, решения УПЗ, творческие ситуации, практические работы, развивающие игры, эвристические беседы.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

- квест-технология, обладающая огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

По природе своего происхождения человек является социальным существом и поэтому в его жизни коммуникативная деятельность играет важную роль. Коммуникативная деятельность – взаимодействие 2-х и более людей, направленная на согласование, объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата (М.И. Лисина).

Индикаторы ФГ

- владение навыками речевой активности

- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми

- адекватное восприятие устной и письменной речи

- точное, правильное логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме

- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.

Таким образом, в современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе формирования функциональной грамотности следует развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наше ДОУ открыто для сотрудничества по вопросам ФГ, как основы развития гармоничной личности в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

А. А. ЛеонтьевВ современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...