Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Как появились деньги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мамзонова Ирина Альбертовна

Задачи: формировать представления об истории возникновения денег, о понятиях: деньги, купюры, монеты, натуральный обмен, рубль; навыки взаимодействия со сверстниками;  развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; воспитывать разумное отношение к расходованию денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dengi_.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательно-речевому  развитию

для детей подготовительной группы .

Тема: «Как появились деньги7?»

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления об истории возникновения денег, о понятиях: деньги, купюры, монеты, натуральный обмен, рубль, электронные деньги

- Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками  (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) 

- Закрепить представления  о внешнем виде современных банкнот и монет;

Развивающие: 

- развивать познавательную активность,

- развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;

- развивать внимание, логическое мышление, связную речь; творческие способности.

Воспитательные:

- Воспитывать разумное отношение к расходованию денег.

Методы и приёмы:

Сюрпризный момент: появление тетушки Совы

Словесный: беседа, рассказ тетушки Совы, вопросы, поощрение.

Игровой: игры «Обмен», «Покупки»

Здоровьесберегающие физминутка,

Практический:  наглядная демонстрация денежных средств.

Словарная работа: натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта, рубль, рубить,  бумажная купюра, монета, гривна, банк.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание денежных купюр, монет, сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».

Материал: мультимедийное оборудование,  презентация «Как люди деньги придумали», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна,  денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, иллюстрации к «Ленте времени». 

Ход занятия.

Организационный момент.

«Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Тетушка Сова приглашает  нас в клуб «Ученых -исследователей».

Вы хотите стать учёными-исследователями?

Воспитатель:  Что мы будем исследовать, вы узнаете, когда отгадаете  загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги)

 Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги. Тогда отправляемся в путь. Звучит музыка и дети, поворачиваясь кругом, проговаривают: «Раз, два, три нас в историю неси…».

Тетушка Сова: Здравствуйте ребята, пригласила я вас сегодня, чтобы поведать вам удивительную историю появления денег. Как вы думаете, всегда ли деньги были такими как сейчас?

 Дети высказываются.

Тетушка Сова: Правильно, у денег тоже есть своя история.  А   основные события появления денег, предлагаю вам отмечать на этой «Ленте времени».  Временные отрезки обозначены на «Ленте времени» как «Древность», «Прошлое» и  «Настоящее». Для каждого временного отрезка мы с вами будем подбирать соответствующие иллюстрации. Согласны?

Ход занятия.

Слайд Древние люди.

Тетушка Сова:: Много- много лет назад, в древности, люди не знали, что такое деньги. Деньги у первобытных людей не существовали. Люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных и питались тем, что давала им природа. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Земледельцы предлагали  зерно для изготовления хлеба и других продуктов, скотоводы – овец, шерсть, кожу для изготовления одежды и обуви; охотники  расплачивались  шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками. раковинами, которые добывали в южных морях и они служили для изготовления украшений.

Как вы думаете, почему это было делать не удобно? (Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.)

Тетушка Сова: предлагаю вам попробовать произвести обмен, поменяться товарами. (дети берут на столе предметные картинки с зерном, шкурами зверей, домашними животными, раковинами, овощами и фруктами, одеждой, обувью и др. и пробуют обменять свои товары на одежду, продукты, обувь, украшения)

 Все ли сумели поменять свои товары так, чтобы у вас была и одежда, и обувь, и продукты. Не у всех получилось? И людям в те, древние времена, было очень нелегко производить обмен, так чтобы не остаться без одежды,  или без продуктов.

Воспитатель: как вы думаете, какие картинки мы разместим на ленте времени»?

( На «Ленте времени» дети размещают предметные картинки   с   ракушками, животными, зерном, домашними животными).

Физкультурная минутка «Мы нашли огромный  клад»

Воспитатель: давайте обратимся к тетушке Сове и послушаем дальше ее рассказ об истории денег.

2 Слайд «Прошлое. Металлические деньги.»

Тетушка Сова: Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди стали искать такой предмет, который бы стал единицей обмена, т.е. небольшой ценный предмет, который бы мог долго храниться и был не очень большой. Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали люди, что будут делать деньги из металла, металлические деньги, из меди- медные, из серебра-.. , из золота- … . Их  отливали в форме брусков, колец, прутиков, в виде шестиугольников со сплющенными краями и называли их гривнами.
Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором. Такую половинку называли рубль от слова «рубить. Из рубля делали мелкие монеты - деньги. Монеты были разные по стоимости: из меди  - дешевле, из серебра - дороже, а из золота самые дорогие.
Модницы стали делать из них ожерелье,  и красиво, и «кошелёк» всегда под рукой. Потом на монеты стали наносить рисунок. Исследования подтверждают, что по изображению на монете можно судить о богатстве и истории государства, о войнах, победах, поражениях, о крупнейших спортивных и культурных событиях. Подумайте и скажите, а какие недостатки были у таких денег? (У таких денег тоже был недостаток: они были очень тяжелые и занимали много места. ).

Воспитатель: А вот так выглядят монеты сегодня в нашей стране. Дети рассматривают монеты. (1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.)

Воспитатель: Обратите внимание, ребята, монета имеет две стороны. Сторона, где изображен двуглавый орел, называется аверсом, сторона с изображением номинала монеты (то есть цифр) — это реверс, или решка.

Какие иллюстрации прикрепим к отрезку «Прошлое» на «Ленте времени»?

(Дети крепят изображения монет).

Художественно- продуктивная деятельность. вырезают монеты из теста или пластилина и украшают их.

3. «Настоящее». Бумажные современные деньги.

Тетушка Сова: Ребята, мы продолжаем нашу беседу. Мы выяснили, что у металлических денег был важный недостаток - тяжелые и занимают много места, было очень неудобно носить с собой такой груз. И тогда люди решили, что рассчитываться можно и бумажными и железными деньгами, только деньги должны иметь разную стоимость. Так и появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству они равны. Первые бумажные деньги были большого размера. На бумажных деньгах прошлого, изображались портреты правителей определенного периода правления.

Воспитатель: А вот так выглядят бумажные деньги сегодня в нашей стране.

На бумажных купюрах с одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны  изображен  герб страны. (Рассматривание бумажной купюры.) 

Воспитатель: давайте обратимся к тетушке Сове и послушаем дальше ее рассказ об истории денег.

4. Слайд «Банковская карта».

Тетушка Сова: В настоящее время электронные технологии стремительно вошли в нашу жизнь и появилась новая форма денег - электронные деньги.  Для того,  чтобы  мы могли пользовать электронными деньгами,  были придуманы банковские карты, на которых хранятся электронные деньги.

 Скажите,  а какие достоинства у этих денег? (Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке и с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.                

Воспитатель: Какие иллюстрации прикрепим на «Ленту времени» во временной отрезок «Настоящее»?

 Дети размещают на «Ленте» изображения современных монет, современных бумажных денег и банковских карт)

Воспитатель: Давайте рассмотрим результат нашей работы «Ленту времени» и перечислим основные события из истории денег:

Дети:(примерные ответы)

  • В древности   денег не было, люди обменивались товаром.
  • В прошлом,  появились гривны, металлические монеты, но они были большие и тяжелые,  стали появляться бумажные деньги.
  • В настоящем люди пользуются монетами, бумажными деньгами и банковскими картами.

Тетушка Сова: Теперь вы много знаете о деньгах, как они возникли, как менялись в течение времени.  Молодцы, вы показали себя настоящими исследователями старины и оформили «Ленту времени».  А теперь  вам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

Воспитатель: Скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись». 

Воспитатель: Вот мы и в детском саду.

Получилось у вас стать исследователями?

Какое открытие вы сегодня сделали? 

Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе  «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки»Образовательная область: лепка.Интеграция с другими областями...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Радужный хоровод»

Данное занятие проводится в подготовительной группе.Во время занятия формируется умение вырезать несколько симметричных предметов из бумаги.сложенной гармошкой и пополам.Закрепляем знание цветов спект...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...