Конспект занятия по теме: «Деньги. Их применение» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Федорченко Валентина Николаевна

Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Образовательная: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить названия основных потребностей человека и их разумной реализации, закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивающая: развивать познавательную активность, логическое мышление, память, внимание, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать социально- личностные качества и ценностные ориентиры для рационального поведения в сфере экономики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Конспект занятия по теме: «Деньги. Их применение»

по формированию основ финансовой грамотности детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

группа «Подсолнушек»

                                                                                              Воспитатель:

                                                                            Федорченко

   Валентина Николаевна

г. Белая Калитва

2022 г

Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Образовательная: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить названия основных потребностей человека и их разумной реализации, закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивающая: развивать познавательную активность, логическое мышление, память, внимание, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать социально- личностные качества и ценностные ориентиры для рационального поведения в сфере экономики.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Материал и оборудование: деньги, монеты, банкноты, пластиковые карты.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Давайте с вами познакомимся: Меня зовут Валентина Николаевна.  А ваша группа как называется? Сегодня я пришла к вам, чтобы передать очень важное послание от Бобренка. Включают мультфильм.

Дети, мне богатый бобренок, который с детства принимал правильные решения, передал кейс с заданиями. Он хочет, чтобы и вы выросли богатыми, успешными и для этого нужно научиться находить выход из различных ситуаций. Посмотрим, что же в этом кейсе? Бобренок попросил, чтобы мы прислали ему видеоотчет. Помашите оператору.

  Кейс 1 «Что такое деньги? Нужны ли нам все виды денег: купюры и монеты и карты?»

Что это такое? (Деньги) Деньги – это мера стоимости результатов труда.

Ваши родители ходят на работу, там производят различные товары и услуги, которые оплачиваются в зависимости от их качества.

Обследование, рассматривание денег.

- Это что такое? (Монеты) Какие вы знаете монеты?

- Как можно назвать эти деньги (Купюра) Какие купюры вы знаете?

Давайте рассмотрим деньги (монеты и купюры) и назовем их признаки.

Пусть каждый в одну руку возьмет купюру, а в другую монету. Воспитатель тоже берёт в одну купюру, а в другую - монету

Монета по форме какая? (Круглая), а купюра?

Монета металлическая, а купюра…

Купюра шуршит, а монета…

Попробуем смять. Купюра мнется, рвется; монета нет.

А давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Положим на одну чашу весов бумажные купюры, на другую чашу – металлические монеты. Какой вывод сделаем? Что легче? (Купюра)

Теперь опустим в воду.

Кладем купюру в форму с водой. Что происходит? (Она намокает)

Если она намокает, что произойдет? (Купюра испортится)

Теперь проверим монету. Что произойдет?

Делаем вывод: металлические монеты прочнее, с купюрами надо обращаться бережнее, они могут испортиться, порваться.

Делаем вывод: То есть нам нужны и монеты и купюры! А карты?

Монеты и купюры имеем в наличии. Мы их видим, можем потрогать. Они называются наличные деньги. Где их хранят? (В кошельке, копилке)

Когда за товары и услуги расплачиваемся пластиковой картой, надо только вставить в банкомат или приложить к терминалу, когда нужно расплатиться. Деньги, которыми мы расплачиваемся через карту называются «безналичными», то есть мы их не видим и не можем потрогать. Они тоже нам нужны: ими удобно расплачиваться там, где есть терминалы.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

- Если мы едим на автобусе.

- Если нам нужно что-то купить   в магазине.

Воспитатель: Давайте расскажем Бобренку, все можно купить в одном магазине? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, магазины бывают разные.

Кейс 2 «Семейный бюджет»

Картинка с дырявыми штанами.

История. Однажды мальчик Миша гулял и ему захотелось посмотреть, что находится за высоким забором. Когда он полез через забор, то зацепился за гвоздь и порвал свои новые штаны. Что делать Мише? А как бы вы поступили на его месте?

Чтобы пойти и купить штаны нужны деньги. А откуда в семье берутся деньги? Я думаю, что нам поможет разобраться с этим вопросом пособие «Семейный бюджет». Воспитатель показывает пособие – держит его в руках.

Как вы думаете, что такое семейный бюджет? Это все деньги, которые получает ваша семья. Кто есть у вас в семье?

Ваши родители работают и за свою работу, результат труда получают зарплату. Деньги на зарплату берут из сбербанка. (Даю коробку Банк ребенку), он кладет на картинку родителей деньги, наша страна платит деньги у кого есть дети – это называется пособие. Другой берет монетки. Если у кого брат или сестра учатся в училище или университете – платят стипендию. Ребенок кладет монетки. А если с вами живут дедушка и бабушка, то им наше государство платит пенсию. Берем монетки и кладем на бабушку и дедушку.

Вот эти все деньги называются семейный бюджет. Складываю в мешочек.

Распределяем по секторам: мы живем в доме или квартире, там есть вода и свет, газ - за них надо платит. Берет ребенок из мешочка деньги и кладет на сектор коммунальные платежи, всем нам нужны продукты и т. д… А сюда будем класть деньги, здесь нет картиночки, на что можно потратить здесь деньги?.. Вдруг кто-то заболеет и на лекарства нам понадобится деньги или сломается машина. А если не понадобятся на непредвиденные расходы, то с семьей поедем отдыхать летом на море.

С семейным бюджетом разобрались, посмотрим, что в следующем кейсе.

Кейс 3 «Хочу – надо!»

      Картинка «Поход в магазин». Послушайте историю. Мама пошла с Машей в магазин, чтобы купить игрушку. Девочка не смогла выбрать одну игрушку и взяла очень много. А у мамы нет столько денег, чтобы оплатить все. Что делать?

       «В магазине продается все, а хватит ли у нас на все денег. У каждого человека есть потребности – это то, без чего обойтись нельзя, это то, что нам НАДО. Что нам НАДО? У нас есть потребность в еде, доме, свете, воде. И у каждого человека есть желания – это то, что нам хочется, но без чего можно обойтись или купить потом, это наше ХОЧУ. Что нам хочется – шоколад, игрушки.

      Предлагаю провести соревнование. Бобренок передал 2 поля и карточки Карточки будут лежать на столе вот здесь. На одно поле нужно разместить все карточки, где нарисовано то, что нам необходимо, то, без чего мы не можем жить. На ней написано НАДО! А на второе поле разместить карточки, где нарисовано то, что мы хотим, но без чего обойтись можем – это наши желания. На ней написано – Хочу!  Давайте разделимся на две команды.

Одна команда будет стоять слева от стола, а вторая справа из стола. Напоминаю вам правила эстафеты: команды строятся у линии старта, первый начинает двигаться по сигналу, выбирает нужную ему карточку и прикрепляет на поле своей команды, возвращается и передает эстафету, хлопнув по ладони следующего, и становится в конец колонны. Играем, пока не закончатся все карточки. На старт, внимание, марш.

Давайте проверим, все ли карточки правильно попали на свое поле. На поле со словом ХОЧУ, какие карточки? Все правильно!

 Кейс 5. «Ролевое проектирование».

А теперь я предлагаю нам поиграть в «Магазин».

Вам родители дали 2 монеты и попросили сходить в магазин, дали список покупок.

Чур, я буду продавцом.

 Подходите, уважаемые покупатели. Что вы хотите купить? Хлеб и молоко? Очень хорошо, но сегодня в нашем магазине супер-акция!!!! 2 шоколадки всего за 2 монетки. Я предлагаю вам купить шоколад! Что выбираете?

Я думаю, что вы все сделали правильный выбор… купили то, что попросили вас родители. А Маша и Вова выбрали шоколад, но это неверное решение, родителям НУЖНЫ продукты по списку, а они выбрали, то, что захотели. Но следующий раз они примут правильное решение.

 Уважаемый оператор, вы все засняли, мы отправим видео-отчет о проделанной работе Бобренку. Спасибо Вам.

А вам, уважаемые дети, я хочу на память подарить копилку? Зачем нужна копилка? А зачем деньги нужны? Вы все правильно поняли и запомнили! Спасибо вам за труд и старания и кинешь монетку в копилку! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Картотека конспектов по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ Конспект НОД. Тема: «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)Конспект НОД. Тема: «Почему взрослые работают?»Конспект НОД. Тема: «Путеше...

Конспект занятия для детей 6–7 лет по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Что такое деньги?»

Конспект занятия для детей 6–7 лет по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Что такое деньги?»...

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспекты занятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...