Мастер-класс "По ступенькам финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Холмовая Елена Александровна

мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_finansy.docx61.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

                                                                  Холмовая Е.А., воспитатель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                                     МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

                                                            Новоселицкого муниципального

                                                       округа Ставропольского края

                                                        356356, Ставропольский край,

                                                                  Новоселицкий район, с. Китаевское,

                                   Ул. Гагарина, 119

                                     eholmovaya@list.ru

2023 год

Мастер – класс  для педагогов

«По ступенькам финансовой грамотности»

  

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников  в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.

Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы

- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.

Ход мастер-класса

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Александровна, я очень рада встрече с вами.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.

Сегодня я вас приглашаю принять участие в  мастер – классе «По ступенькам финансовой грамотности», где мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду,  используя игровые приемы и методы. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Начинаем с разминки «Кто по профессии?», на экране вы увидите героев мультфильмов, вам нужно угадать кто они по профессии, вслух и хором можете мне отвечать.

  1. Игорь Иванович Печкин (почтальон)
  2. Айболит (доктор)
  3. Винтик и Шпунтик (механики)
  4. Старик (рыбак)
  5. Карабас Барабас (директор кукольного театра)
  6. Дядя Степа (милиционер)
  7. Папа Свин (кондитер)
  8. Фрекен Бок (домоуправительница, няня)
  9. Три поросенка (строители)
  10. Дядюшка Мокус (фокусник)
  11. Скруч Макдак (бизнесмен)
  12.  Белка и Стрелка (космонавты)

- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы(бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Вывод по разминке:  Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

 Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

Работать будем не просто так, а зарабатывать фишки, за правильный ответ выполненного задания.

Задание №1

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.   Задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.

Я буду задавать вопросы, а вы мне давать ответ и краткое пояснение.

1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

5. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)

6. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? («Курочка Ряба»)

Вывод: Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Задание №2

Задание называется «Лови выгоду». Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить и заработать фишки.

https://files.1urok.ru/images/d771f8d192037c7c2f6d67d8e41973d89d3a8e31.jpg

Тема «Мульти-пульти» - отгадайте из какого мультфильма эти слова.

(участники выбирают тему и номер вопроса)

1 задание. Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

2 задание- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая? - Это жизня такая. («Приключения домовенка Кузи»)

3 задание. Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

4 задания. Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино»)

5 задание. За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать! («Чиполлино» — мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари).

 

Тема «Валюта» - вам надо отгадать валюту страны.

1задание. Назовите валюту России. (рубль)

2задание. Назовите валюту Китая. (китайский юань)

3.задание. Назовите валюту Америки. (доллар США)

4.задание. Назовите валюту Европы.(Евро)

5задание. Назовите валюту Великобритании. (Фунт)

 

Тема «Пословицы» - вам нужно продолжить пословицу.

1 задание. Скупой платит …   дважды

2 задание. Хороший товар сам себя …  хвалит

3 задание. Считай деньги, не отходя от … кассы

4 задание. Будешь крутиться – будут и денежки …  Водиться

5 задание. Денег куры… не клюют

В течение всего образовательного процесса мы можем применять физкультминутки. И мы с вами тоже поиграем

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Задание №3

 Скажите мне, пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей? (ответы: игра). Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк)

Назовите мне два финансовых действия, с которыми мы знакомим в  играх - магазин, театр, заправка? Ответы(это покупка и продажа)

А  в игре «Банк»(обмен).

 Коллеги задание называется «Выполни действие». Вам нужно разыграть игру «Магазин».

 Вывод по 3-му заданию:

Предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя развивающую среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что даже через с\ригру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности.

 

Задание №4

Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, конечно, догадались, что это реклама, «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент». Внимание задание.

«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К масленичной неделе они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Предлагаю выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу» и презентовать ее

Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши. Вам дается 2 минуты, чтобы придумать текст и нарисовать картинку к продукту, и разрекламировать свой товар.

Вывод по 4-му заданию:

Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.

        

Воспитатель: В своей работе также мы можем использовать сюрпризные моменты, для положительного и эмоционального фона. В качестве такого сюрприза может быть черный ящик. Итак, уважаемые игроки, то что лежит в черном ящике каждому из нас нужно, и чем больше, тем лучше, на это можно купить фабрики, заводы, если их будет много, что здесь, как Вы думаете? (деньги)

Рефлексия

- В течение нашего мастер класса вы зарабатывали фишки, с помощью которых можно произвести какое финансовое действие? (обмен).

Я бы хотела подвести итог нашего мероприятия.

Мы сегодня поиграли с вами в игры, применили игровые приемы, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в  детском саду.

Каждое предложенное задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее. Дошкольник и финансовая грамотность, я бы сравнила эти два понятия с морем, чем дальше от берега, тем оно глубже.


Если вам было интересно – похлопайте, а если нет - потопайте.

Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

педагогический совет "По ступенькам финансовой грамотности" 2021г

Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...