Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Вашему вниманию представлен конспект непрерывной  образовательной  деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек» Образовательная деятельность  организована в виде игровых проблемных ситуаций. Применение современных образовательных технологий позволит достичь ожидаемого результата, дети в ходе НОД научатся  решать  проблемные ситуации и с интересом поиграют в экономику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное учреждение

  Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

       Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023»

Конспект непрерывной  образовательной  деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы

                                 «Город игрушек»

Подготовила: воспитатель                                                                                                                                                                    первой квалификационной категории

Елена Валентиновна Девяткова

2023 г.

 «Город  игрушек»

Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умениедетей экономнорасходовать деньги;

- подводить к пониманию того, что у человека много важных жизненно необходимых затрат;

- формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

- закреплять с детьми счет монет в пределах 10, сравнивать количество монет;

- уточнять и расширять представления детей о профессиях;

- закреплять экономические понятия: монеты, деньги, бумажные купюры, бюджет семьи, экономить.

Развивающие:

- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

-  развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключение;

- развивать познавательный интерес,  внимание, память, воображение, стимулировать активность детей.

Воспитательные:

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Методы и приемы:

Наглядный метод: демонстрация;

Словесный метод: голосовое сопровождение, вопросы к детям, проблемные ситуации, напоминание, поощрение, приветствие, объяснение;

Практический метод: показ слайдов, игра «Бюджет семьи», сюрпризный момент, игровые ситуации с кошельками.

Работа над словарем: монеты, деньги, бумажные купюры, бюджет семьи, экономить.

Предварительная работа: дети получили необходимый объем знаний по финансовой грамотности: в играх, беседах, НОД и т. д.

Материалы и оборудование: фоновая музыка; голосовая запись куклы, слайды (кукла, девочка с игрушками, детский сад, банк, игра: «Бюджет семьи»), проектор, компьютер, интерактивная доска, колонки, экран, кошельки с монетами (большой и малый), монеты, бумажные купюры, копилки; ЛЭПБУК «Финансовая грамотность», флажкик игре: «Что можно купить за деньги?»

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят и встают в круг

Воспитатель: Поприветствуем гостей!

А сейчас поздороваемся и подружимся:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: пройдемте на стульчики

Воспитатель: Представьте, что мы попали в город Игрушек. Многие дети думают, что жители города Игрушек, самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно! Послушаем историю одной куклы!

Дети сидят на стульчиках

Показ куклы СЛАЙД №3

Голос куклы: «Меня подарили на день рожденье одной девочке. Сначала  она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом меня положили в большую – большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и большие, старые и новые. Они рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек,и каждый раз ей ПОКУПАЮТ новые!»

Кукла заплакала: «Может быть, она не будет со мной никогда играть? И мне будет очень скучно. Что же мне теперь делать?

Показ иллюстрации «Девочка с игрушками» СЛАЙД №4

Воспитатель: Посмотрите, ребята, почему у девочки накопилось столько много лишних   игрушек?

Дети:потому что просит родителей каждый разкупить новую игрушку и не успевает играть, а игрушки копятся.

Воспитатель: правильно, ребята.

Воспитатель: Как вы думаете, девочка экономно относиться к деньгам  родителей? (предполагаемыеответы детей).

Воспитатель: Думаю, ее надо научить, бережно и экономно расходовать деньги, заработанные родителями.

Воспитатель: Почему не стоит  покупать каждый день игрушки? (предполагаемы ответы детей) 

Воспитатель: потому что кроме игрушек, есть еще другие более важные покупки: продукты, одежда, лекарства, посуда, мебель, бытовая техника, оплата за детский сад, за свет, за воду и другие необходимые для жизни вещи.

                                                Дети встали в круг

ЛЭПБУК «Финансовая грамотность»

Игра: «Что можно купить за деньги?» (с флажками)

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то поднимите зеленый  флажок, если нет – поднимите синий флажок.

(Воспитатель называет  слова: куртка, ветер, кукла, радуга, молоко, друг, телефон, ум, книга, солнце, лекарство, ваза, время  и т. д.)

                                                    Дети стоят

Воспитатель обращается к СЛАЙДУ №6

Воспитатель: Внимание на экран! Посмотрите, ребята, все ИГРУШКИ ГРУСТНЫЕ! Почему игрушки заскучали у девочки?

Дети: никто с игрушками   не играет. Игрушки хотят, чтобы с ними поиграли. Их  на  столько много, что девочка не успевает ими играть.

Воспитатель: Ребята! Я думаю, нужно помочь девочке и игрушкам! Посмотрите, она уже напугана, таким количеством игрушек!

Предлагаю, срочно построить детский сад и раздать лишние игрушки детям!

Воспитатель звенит монетами в маленьком  кошельке «Звон монет»

Воспитатель: Чтобы построить детский сад, нужны деньги. Кажется, у меня в кошельке есть деньги (звон монет)

Воспитатель:Что это звенит?Как называются деньги, которые  звенят?

Дети: монеты.

Воспитатель: правильно, монеты.

Воспитатель: Посмотрю, сколько в кошельке накопилось денег? Маловато будет, чтобы построить детский сад.

Воспитатель:Что надо сделать, чтобы денег стало больше?

Дети: начать копить деньги.

Воспитатель: Вот сегодня мы и будем копить деньги.

Ребята, подойдите к столам.

Дети и воспитатель подходят к копилкам (задание за столами)

У воспитателя в руках большой кошелек.

Игра «Копилка»

Воспитатель: У вас на столе лежат копилки и монеты достоинством в 1 р.

Слушаем задание: «Нужно в копилку «сложить», столько монет, сколько обозначено цифрой… 3, 4,5,6,7,8,9,10». Берем монеты, считаем и складываем на копилку.

Воспитатель: Сейчас посмотрим, кому удалось накопить денег больше всех? (10 монет); Сколько монет накопил? (10 монет) У кого меньше всех монет получилось? (3 монеты)

Воспитатель: Ваши монеты мы добавим в кошелек, посмотрите, даже кошелек взяла  большой, чтобы накопить больше денег.

Воспитатель: пройдемте к нашей красивой книге.

Дети и воспитатель подходят к ЛЭПБУКУ «Финансовая грамотность»

Воспитатель: Ребята, предлагаю потрудиться и заработать деньги, ответив на вопросы.Ваши монеты мы добавим в кошелек.

 «Экономические задачи» (проблемные ситуации)

Из ЛЭПБУКА «Финансовая грамотность»

  1. Лена пригласила к себе в гости друзей. Саша подарил Лене – цветы; Оля – книгу; Катя – конфеты. В каких магазинах друзья купили свои подарки? (ответы детей: цветочный магазин, книжный магазин, продуктовый магазин).
  2. Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-пуха и Умного кролика письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок, печет булочки и хлеб, Вини – пух строит дома, а кролик – сочиняет сказки для детей. Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?(ответы детей: пекарь, строитель, детский  писатель).

Дети добавляют монеты в кошелек.

Воспитатель: вы хорошо потрудились, заработали деньги, настало время отдохнуть и поиграть.

Физминутка

«Покупка туфель»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (топать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеимируками одновременно)

Один (рубль), 2, 3, 4 (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью облевую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку, топравую, то левую ножку).

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать БЮДЖЕТ. Продолжаем пополнять наш БЮДЖЕТ деньгами (показ БОЛЬШОГО кошелька).

Воспитатель: Вы не забыли, для чего мы пополняем наш БЮДЖЕТ?

Дети: Чтобы построить детский сад.

Воспитатель: Да, чтобы построить детский сад,  нужно много денег.

Игра «Бюджет семьи» СЛАЙД №7,8

А разобраться в том, что такое БЮДЖЕТ нам поможет  игра  «Бюджет семьи». Внимание, на экран!

Воспитатель: Бюджет семьи состоит, из зарплаты мамы, зарплаты папы; из пенсии  бабушки; из пенсии дедушки, из стипендии сестры. А мальчик может  пополнить общий кошелек семьи? (предполагаемые ответы детей: дети не работают и деньги не зарабатывают)

КОШЕЛЕК ПОТЯЖЕЛЕЛ! (положить в кошелек мешочек с монетами)

Воспитатель: Сколько мы денег заработали! Ой, какой он стал ТЯЖЕЛЫЙ! Помогите мне поднять кошелек. Тяжелый? Помогите мне поднять кошелек.

Воспитатель: Когда денег много куда мы понесем эти тяжелые монеты?

Дети: в банк.

Показ банка СЛАЙД №9

Воспитатель: для чего деньги относят в банк?

Дети: Дети высказывают свои предположения (для хранения, чтобы накопить, чтобы детский сад построить…)

Воспитатель: В банке мы обменяем тяжелые монеты на бумажные  купюры. Показ бумажных купюр.

Воспитатель:  Замечательно! Теперь мы накопили много денег и построили …ДЕТСКИЙ САД.

ДЕТСКИЙ САД СЛАЙД №10

Релаксация:

Итог: Ребята, чему мы сегодня научили девочку? (научили экономить,  бережно относиться к деньгам, не тратить деньги на лишние игрушки)

Как будете экономить? (складывать, сохранять деньги, копить)

Из чего складывается бюджет семьи?

Дети: бюджет семьи состоит, из зарплаты мамы, зарплаты папы; из пенсии  бабушки; из пенсии дедушки, из стипендии сестры.

Воспитатель: Ребята! Вы молодцы, научили девочку бережно относиться к деньгам – экономить! Она будет ходить в детский сад, найдет друзей,  подарит им свои игрушки,  и игрушкам  больше не придется  скучать!

Ребята,так как я ваш гость, а в гости ходят с подарками, хочу подарить вам разноцветные кошельки для хранения денег. Эти кошельки вам передали мои воспитанники из детского сада «Березка», группы «Ручеек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» Непрерывная образовательная деятельность по финансовой грамотности для подготовительной группы на тему: «ГОРОД ИГРУШЕК» Воспитатель: Елена Валентиновна Девяткова

Слайд 8

Молодец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы

Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Как продукт труда превращается в товар»

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и акк...

МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...

Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023» «Мой успешный проект» ПО ФГ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста  актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективн...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы " Обмен и деньги"

Познакомить детей с понятиями " обмен", "деньги". "купюра", "номинал", "монета". Расмотреть особенности создания денег, их разновидности. Способствова...

Обобщение и закрепление основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы посредством проекта «Путешествие по городу Рублёвск»

Актуальность проекта  обусловлена тем, что ФГОС ДО ставит главной целью и результатом образования формирование общей культуры личности детей. Формирование финансовой грамотности приближает дошкол...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...