Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anahina_t._a._statya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анахина Татьяна Александровна

Современные условия жизни общества диктуют самые разнообразные требования к знаниям, умениям и навыкам личности гармонично развитого человека. Среди них все большее значение приобретают знания в области подготовки к реалиям современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как именно в это время закладываются основы экономического мышления. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, овладением правильной ориентацией ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. [1]

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. [2]

Основной целью реализации образования по финансовой грамотности в детском саду является формирование финансовой культуры и азов экономических знаний у старших дошкольников.

  В старшем дошкольном возрасте в процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные формы работы с детьми (игры, беседы, экскурсии, наблюдения), так и современные инновационные методы, и приемы (проектная деятельность, творческие мастерские, викторины, театрализованные постановки, ситуационные задачи). Все перечисленные формы взаимодействия с дошкольниками позволяют повысить мотивацию познавательной активности детей и реализовать самые разнообразные виды детской деятельности: творческую, продуктивную, двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую. [3]

Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте является наиболее предпочтительной для формирования основ финансовой грамотности. Тематика игр может быть самой разнообразной. Так, сюжетная игра «Лишние покупки» помогает дошкольникам убедиться в важности разумного подхода к покупкам, прийти к пониманию того, что есть покупки, которые не являются важными в настоящий момент для семьи, или наносят вред здоровью всех членов семьи.

Цель игры: формировать умение разумно планировать покупки в магазине с учетом потребностей семьи.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарь: супермаркет, цена товара, ассортимент, упаковка, кассир.

Оборудование: вывеска «супермаркет Находка», карточки-символы семейных событий, карточки – эмблемы товаров, упаковки товаров, сумочки и кошельки, условные деньги (монеты).

Ход игры:

Все дети по желанию объединяются в микрогруппы – условные семьи, распределяют роли членов семьи между собой. Воспитатель предлагает каждой семье посетить «супермаркет» и сделать необходимые покупки в соответствии с предстоящим событием в семье. Предварительно один из членов каждой семьи выбирает карточку-символ с красочным изображением того или иного события в семье. Например, День рождения мамы; поездка к бабушке в деревню; поступление в школу сына или дочки. Каждая семья получает одинаковое количество условных денег (монет) для совершения покупок. Попав в «супермаркет», покупатели должны увидеть большой ассортимент предлагаемых товаров (ярко и красочно оформленные эмблемы товаров или упаковки, среди которых есть «вредные» и «лишние» продукты: жвачки, чипсы, бургеры, кастрюля, кукла, и другие). Члены семьи могут совместно обсуждать необходимость того или иного товара для предстоящего события в семье. Ловушка для детей состоит в том, что маленькие покупатели зачастую ориентируются на яркие и красочные эмблемы и упаковки, не вникая в их содержимое. Потратив все деньги, купив все необходимое, семьи возвращаются домой. Каждая семья показывает, что и для чего они приобрели: вскрывают упаковки или переворачивают эмблемы. В результате очевиден вывод – не всегда за красивой оберткой скрывается нужная и полезная вещь. В магазинах очень много красивых современных товаров, которые мы видим в рекламе по телевизору или у своих друзей. Но все купить мы не можем, да и не нужно. Деньги зарабатываются кропотливым трудом, а потратить их можно очень быстро. Всегда надо думать, что именно необходимо в первую очередь в семье, а без чего легко обойтись.

В старшем дошкольном возрасте, реализуя творческий проект «Открываем свое дело», создаем игровую ситуацию, когда в гости к ребятам приходит Кот Матроскин, вместе с мультипликационным героем обсуждаем проблему «Для чего нужны деньги?». Матроскин «рассказывает» ребятам о том, куда он с друзьями вкладывает свои сбережения, продавая молоко в деревне Простоквашино (закупка товаров; аренда помещения; затраты на рекламу продукции). Таким образом, происходит не только знакомство детей с новыми для них понятиями, но и осознание вывода о необходимости затрат для получения прибыли при организации своего дела, бизнеса. В ходе данной ситуации общения дети в свою очередь также предлагают различные версии Матроскину о значении денег для любой семьи (деньги нужны для покупки товаров, для оплаты квартиры, для поездок и путешествий, для подарков).

Технология ситуационных задач способствует развитию умения у дошкольников решать данную конкретную проблему, исходя из ситуации, анализируя условия и применяя свой опыт и знания.   Так, решая задачу: «Что удобнее монеты или бумажные банкноты?», используем сначала речевую игру «Я скажу, а ты дополни!» Например, монета круглая, а банкнота – (прямоугольная). Монета звенит, а банкнота – (шуршит). Монета металлическая, а банкнота – (бумажная), монета тяжелее, а банкнота – (легче). Далее обыгрываем практические ситуации «Идем за покупками», «Откроем копилку», «На ярмарке», «Кассир и покупатель».

Процесс организации различных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста по освоению основ финансовой грамотности обеспечивает необходимые условия для получения новых результатов, создания продуктов творческой, исследовательской деятельности, в которую включены дети, родители и педагоги. Так, технология творческих мастерских позволяет старшим дошкольникам с интересом выполнять такие задания, как «Создадим плакат, который убеждает не тратить деньги на вредные покупки», «Помоги медвежонку придумать яркую этикетку на баночку «Липовый мед», «Деньги будущего», «Реклама нашего детского сада».

Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном возрасте активно включается в современную систему образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни семьи, общества, тем активнее будут формироваться полезные финансовые привычки, а позднее финансовая самостоятельность и безопасность. Финансовую культуры и финансовые навыки следует прививать так же, как и этическую культуру, нравственные нормы и правила, следовать которым необходимо на протяжении всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
  2. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  3. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov _02.pdf 
  4. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64 с.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Формирование звуковой культуры речи детей в процессе организации учебной деятельности

Формирование звуковой культуры речи в процессе организации учебной деятельности...

"Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ"(из опыта работы).

Данная работа представляет собой подбор материала по реализации темы самообразования и включает в себя два основных направления носящих позновательный  и двигательный характер....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...

Тестирование на тему "Формирование у старших дошкольников знаний по основам безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ"

Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности; формировать основы безопасности у старших дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу "Нельзя!"...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...