План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (экономическое воспитание) на конкурс "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2023"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять представления у детей о понятиях «доход» и «расход», о назначении денег, умения сопоставлять и сравнивать профессии человека с его трудовыми действиями и необходимыми предметами.

Развивающие:

Развивать

-логическое мышление при работе с карточками-пазлами «Профессии»;

-конструктивные способности при сборе и выкладывании заключительной картинки-пазла «Сундучок»;

-познавательную активность и сообразительность при ответах на вопросы экономического характера, самостоятельрном выборе сказочного героя гна станцими «Сказки» и професси на станции «Профессия – труд».

Воспитательные:

Воспитывать

-интерес к экономической деятельности, доброжелательность в общении друг с другом,

-желание играть в игры с экономическим содрежанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь, в ходе коллективного решения познавательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

(экономическое воспитание)

Квест-игра по финансовой грамотности

«Найди клад»

Старшая группа (5-6 лет)

                                                            Воспитатель: Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №456 «По щучьему велению»

Сормовского района

Лебедева Анна Александровна

Нижний Новгород

2023г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять представления у детей о понятиях «доход» и «расход», о назначении денег, умения сопоставлять и сравнивать профессии человека с его трудовыми действиями и необходимыми предметами.

Развивающие:

Развивать

-логическое мышление при работе с карточками-пазлами «Профессии»;

-конструктивные способности при сборе и выкладывании заключительной картинки-пазла «Сундучок»;

-познавательную активность и сообразительность при ответах на вопросы экономического характера, самостоятельрном выборе сказочного героя гна станцими «Сказки» и професси на станции «Профессия – труд».

Воспитательные:

Воспитывать

-интерес к экономической деятельности, доброжелательность в общении друг с другом,

-желание играть в игры с экономическим содрежанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь, в ходе коллективного решения познавательных задач.

Материал: ноутбук, запись голоса Феи, копеечки; шкатулка, конверты с заданиями, мяч, пазл, разрезанный на 5 частей, дидактическая игра «Профессии», карточки с изображением: знака Вопрос, монетки, сказочных персонажей (лиса Алиса и кот Базилио, Буратино, петушок и бобовое зернышко, лиса со скалочкой, золотая антилопа, курочка ряба, золотая рыбка, репка), ребус, макет Банкомат, игрушка копилка – свинка, сундучок с монетами.

Методические приемы:

Словесные: вопросы (прямые, косвенные, проблемного характера), пояснение выполнения задания, указания, оценка деятельности детей, индивидуальные и хоровые ответы детей.

Наглядные: использование схем для игры с профессиями, решением проблемных ситуаций «Доход-расход».

Игровые: сюрпризный момент (шкатулка с конвертами - заданиями, голос Феи, голос Копеечки), игра с мячом.

Практические: составление пазлов «Профессии».

Предварительная работа: беседа о деньгах (монетах и купюрах), о профессиях, которые получают зарплату за продажу товаров или оказание услуг, сравнение денег разных стран,.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Малоактивным детям задаются прямые вопросы с личным обращением; дети которые затрудняются с ответами, повторяют правильные ответы; активные дети делают логические выводы после выполнения задания, исправляют ошибки сверстников, решают ребус.

Ход занятия.

Вводная часть. Дети с воспитателем входят в группу под песню «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка», здороваются:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Воспитатель с детьми находят волшебную шкатулку.

Воспитатель интересуется, не знают ли дети, чья эта коробочка и кто ее потерял?

 Звучит голос феи…

Фея: «Здравствуйте, ребята! Я – фея страны Финансов, это моя шкатулка! Спасибо, что вы её нашли! Шкатулка не простая – она волшебная, помогает любознательным детям, узнать много интересного о моей стране Финансов. Вы хотите совершить путешествие в страну Финансов?

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в страну Финансов.

Дети соглашаются отправиться в путешествие.

Звучит голос Феи, который объясняет правила выполнения заданий, чтобы найти волшебный сундучок.

Фея: Моя волшебная шкатулка поможет вам. Вас сегодня ждет сюрприз. Он находится в сундуке. Добраться до него будет не просто, нужно выполнить все задания, за каждое выполненное задание, вы будете находить часть пазла. В шкатулке вы найдёте конверты, это подсказки для заданий. Ну, а теперь- в путь!

II. Основная часть.

Воспитатель с детьми открывают из шкатулки первый конверт и достают карточку с изображением знака Вопрос..

 Воспитатель спрашивает детей:

- Что изображено на карточке?

Дети: Знак вопроса- Первое задание нас ждет.

(достает карточки с загадками)

Фея Финансов просит ответить на следующие вопросы:

Станция №1 «Загадки»

1. На товаре быть должна

Обязательно (цена)

2. Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

3. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. (весы)

5. Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в (банке)

Молодцы, выполнили первое задание.

Воспитатель обращает внимание детей, что за выполненное задание им достается часть картинки-загадки.

Воспитатель предлагает отправиться дальше и открывает следующий конверт.

Дети находят в конверте ребус, решают его.

Воспитатель: Волшебная шкатулка, приготовила нам следующую подсказку

(Достаёт подсказку из шкатулки, ребус: картинка стул, зачеркнута буква У, вместо нее буква О).

- Что изображено на карточке?

Верно, стул, но в слове «стул» зачеркнута одна буква. Какая? (буква У). Вместо неё написана буква О.

Что за слово получается?

 Был стул, а получился?

Дети: Стол.

Ребус подсказывает, что следующая станция будет за столом.

Воспитатель приглашает детей к столу, поиграть в игру «Профессии»

Станция № 2 «Профессия - труд».

Детям предлагается выбрать по одной карточке - пазл с изображением профессии, подобрать пазлы с изображением предметов, которые необходимы для этой профессии и назвать трудовые действия.

«Профессия - труд».

- Человек какой профессии изображен на вашей карточке и назовите его трудовые действия.

Дети: строитель - строит дома;

швея – шьёт одежду;

 повар – готовит пищу;

 фотограф – делает фотографии;

художник – рисует картины;

 почтальон – разносит письма, газеты, журналы

 продавец – продает продукты;

 парикмахер – делает причёски;

пожарный – тушит пожар;

 учитель – учит детей;

 машинист – везёт вагоны.

Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.

Физкультминутка:

Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»)

А летчиком лучше. (бегают по кругу, руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)

Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)

«В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны).

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

Вмиг мы летчиками стали (руки в стороны)

В самолеты полетали (качаем руками)

И строителями стали (руки сложить перед собой)

Кладем ровно кирпичи (постепенно руки вверх)

Раз кирпич, и два, и три (руки вверху)

Вот закончилась игра, отдыхать уже пора.

Воспитатель спрашивает у детей.

В: Дети, вы знаете, что получают люди за труд?

Дети: за работу, за труд люди получают деньги, зарплату.

Верно, зарплата – это деньги, которые платят людям за работу.

В: Молодцы, выполнили задание, получайте необходимый нам пазл.

Воспитатель с детьми в конверте находят еще один пазл и продолжают путешествие.

Вот и новая подсказка для следующего задания

 (достает из шкатулки картинку мяча).

 Посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Дети, кто догадался, где находится следующее задание, посмотрите вокруг себя?

Дети перемещаются на станцию с мячом.

Станция №3 «Доход – расход»

На столе стоит Свинка – копилка, которая предлагает поиграть детям в игру «Доход расход»

Копилка: Здравствуйте! Я- свинка-Копилка!

Помогаю копить денежки, чтобы вы могли потом их потратить на что-то нужное!

И хочу узнать, а что вы знаете о доходах и расходах!

- Что делают люди с заработанными деньгами?

 (покупают что-то, тратят их).

- Все ли деньги нужно тратить? Почему?

(Нужно беречь деньги семьи).

- Когда мы получаем деньги, то это как называется?

 (доход)

- А когда тратим? (расход).

Воспитатель предлагает детям, поиграть в игру «Доход-расход», объясняя правила игры.

В: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Доход – расход».

 Я буду бросать вам мяч, и называть действия с деньгами, а вы определите, пожалуйста, что это «расход» или «доход» семьи.

- Папа получил зарплату (доход)

- Мама выиграла денежный приз (доход)

- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)

- Заплатили за квартиру (расход)

-  Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)

- Родители купили телевизор (расход)

- Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники (доход)

- Дочка порвала куртку (расход)

- Купили лекарство для дедушки (расход)

- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)

Свинка-Копилка оценивает как дети справились с заданием.

Свинка-Копилка: Дети, очень важно научиться планировать расходы, они не должны превышать доходы семьи!

Вы молодцы, очень хорошо во всем разбираетесь.

Выполнили мои задания, вот вам еще один фрагмент пазла.  До свидания!

Воспитатель предлагает отправиться дальше в путешествие и из конверта достает картинку с изображением Лисы Алисы и кота Базилио

В конверте вопросы, на столе размещены картинки, нужно на вопрос ответить и найти соответствующую картинку

 Станция №4: «Сказки»

1.Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2.Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

3.Герои каких сказок менялись на что – то? «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».

4.Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

5.В какой сказке сказочный персонаж нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

6.Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

7.В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

8.Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

Молодцы! Нас ждет следующая станция. На картинке Лисы Алисы и кота прикрепляет часть от пазла.

Из шкатулки достаем конверт, в нем подсказка монетка.

Станция №5 двигательная игра «Денежная».

Голос копеечки:

Здравствуйте! Я-копеечка! И хочу у вас спросить!

Знаете ли вы, для чего людям нужны деньги?

(ответы детей)

• для покупки продуктов питания; одежды;

• для оплаты бытовых услуг;

• для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

• для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

• для оплаты проезда на транспорте;

• для покупки подарков;

• на благотворительность.

Копеечка: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Что нельзя купить за деньги?»

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В: Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

В: Молодцы! Смотрите ребята, вместе с пазлом нам копеечка оставила еще одну картинку. На ней нарисован банкомат.

Как выдумаете может быть это подсказка Феи?

Дети: Да

Нужно найти банкомат.

Стоит банкомат на столе. Нужно собрать пазл. На собранном пазле. Сундук. Сундук находят за банкоматом.

В: Молодцы! Замечательно!

III. Заключительная часть.

Понравилось вам наше путешествие?

Какие задания Феи, вам запомнились и понравились?

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"

План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...

План-конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности на тему: Сказка «Три поросенка»

Ведущий:Как всегда наш светлый залМного зрителей собрал.Вы артистам не мешайте,Комплименты посылайте-В виде смеха и цветов.Что ж, праздник наш для вас готов! (открывается занавес, поросята играют на з...

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Сравнение чисел 4 и 5 .Овал. Логическая задача.

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.Сравнение чисел 4 и 5 .Овал. Логическая задача.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"1995...

План-конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности на тему: Сказка «Три поросенка»

Цель: знакомство со сказкой «Три поросенка»Задачи:образовательные - знакомство через театрализованную деятельность со сказкой «Три поросенка», обогащать словарный зап...