Конспект развлечения в старшей группе "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Кузнецова Татьяна Александровна

Конспект  развлечения "Русская изба"  создан для формирования представлений у детей, о жизни и быте руского народа, о его традициях. В нём есть небольшой рассказ детям о жилище русского народа; стихи, загадки о утвари ; описание хороводной игры; дидактическая игра "Что было, что стало"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Курумоч им. А.И. Кузнецова  структурное подразделение   детский сад «Белочка».

Конспект развлечения в старшей группе

             «Русская изба».

                                                                    Подготовили воспитатели: Ханунова О.В.

                                                                                                                       Кузнецова Т.А.

                                                 2013 -2014 год.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с    дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Русская изба».

Цель: 

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

1.Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват, чугун, прялка и т.д.)мощи народных игр.

3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фолклору.

Методы и приёмы:

 Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов , загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

                      Ход занятия.

Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.

Хозяйка в избе, под русскую народную музыку , зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

                  Слава нашей стороне,

                  Слава русской старине!

                  И про эту старину,

                  Я рассказ свой поведу.

                  Чтобы дети знать могли

                  О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребёнок: Русской печки нет добрее,

                   Всех накормит, обогреет,

                   Варежки сушить поможет,

                   Деток спать она уложит.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.

Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.  (печь)

  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки. (дрова в печи)

  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…(самовар).

  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…(коромысло).

  1. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут. (вёдра).

  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).

  1. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

  1. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (веретено).

  1. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).

  1. Ходит каток,

По паре порток. (утюг).

  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

                           А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                            Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

                         «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.

(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).

1 слайд:

Заголовок (Внутренний мир Русской избы).

2 слайд:

На Руси в старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах.

3 слайд:

Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди , с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.

4 слайд:

Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы,и спать укладывала.

5 слайд:

Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).

6 слайд:

Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку,  и их можно было покачать, укачивая ребёнка.

7 слайд:

Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.)

8 слайд:

Посуда была тоже из дерева (ложки).

9 слайд:

Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).

10 слайд:

Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

11 слайд:

Прялка помогала сучить нить.

12 слайд:

Вот такие сарафаны шили русские умелицы.

13 слайд:

А так красиво вышивали русские женщины полотенца.

14 слайд:

Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.

15 слайд:

А для зимы русский народ сучил тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.

Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,

                   Вот он тёплый, золотистый.

                   В нём здоровье наше, сила,

                   В нём чудесное тепло.

                   Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло.

                    В нём земли родимой соки,

                    Солнца свет весёлый в нём.

                    Уплетай за обе щёки,

                    Вырастай богатырём!

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...

Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"

Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...

Конспект ООД в старшей группе. Изба. Быт русского народа.

Схема конспекта занятия Воспитатель:  Мяльчина Галина ВасильевнаИнтеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «...