Родители – неотъемлемая часть при формировании духовно-нравственного воспитания у дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennooe_vospitanie_doshkolnikov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Родители – неотъемлемая часть при формировании духовно-нравственного воспитания у дошкольников»

Богданова Лидия Викторовна

МБДОУ Бондаревский детский сад

«Солнышко»

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению».

А. С. Макаренко

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В 2008 г. в послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[ электронный ресурс].

2013 год – год особенный для мировой педагогической общественности. Во всём мире он проходит под знаком 125-летия со Дня Рождения выдающегося педагога XX в., учёного-мыслителя, писателя Антона Семёновича Макаренко. Сегодня его знают и чтят, как талантливого практика и гениального теоретика во всех странах мира. Именно А.С. Макаренко был назван ЮНЕСКО Учителем всех Времён и Народов. Такого звания никто ранее не удостаивался. А.С. Макаренко для нас не только история, он – настоящее и будущее как отечественной, так и мировой педагогики.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка [2, с.14]. В России сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. У детей отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры, происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. В сознании детей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе.

В своей работе по духовно- нравственному воспитанию с детьми, педагогами и их родителями использую заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего отношения человека к миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Именно нравственность включает в себя такие понятия, как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка. «Всё начинается с детства»,- так говорил писатель С.Михалков. Очень важно, чтобы ребёнок, как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных ситуациях. И мы совместно с родителями, обязаны помочь, научить его, как делать правильный, достойный выбор поведения.

Чтобы начать решать сложившеюся проблему мною были пройдены курсы повышения квалификации по данной теме, направленные на повышение уровня теоретических знаний о православной культуре, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определены основные направления взаимодействия с семьями детей.

Затем создавались условия для осуществления духовно-нравственного воспитания детей - организация предметно-развивающего пространства. В детском саду оформлен православный уголок для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: иконы, подсвечники. Содержание уголка представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, имеется детская Библия.

Созданы картотеки, пальчиковых игр, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые». Так как мы проживаем в сельской местности, и у нас нет возможности посетить церковь, мы приобретаем достаточно много литературы по данной теме. В районном центре строится храм, и мы обязательно будем совершать туда экскурсии и тесно сотрудничать с его служителями. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых народных праздников: осенью «Ярмарка»; зимой - «Деревенские посиделки», «Святки», « Масленица» и др. Весной – «Троица», «Пасха».

Работа по духовно – нравственному воспитанию проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Воспитатель в своей работе должен опираться на родителей не только, как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Именно родители на ярких доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Работа в данном направлении представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях гармонизации системы отношений «педагог – семья - личность».

В своей работе я стараюсь создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.

Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Ещё А.С.Макаренко говорил: «Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое  воспитание – это наше будущее горе, это слёзы, это наша вина  перед другими людьми, перед всей страной»[1, с.58].

Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими ценностями, ей принадлежит  исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении ребёнок узнаёт, что такое хорошо, что такое плохо.

Основное положение семейной педагогики А.С. Макаренко формирует в виде следующего тезиса: «Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение» [1, с.63]. Почему же родители должны задуматься над собственным поведением? Потому, отвечает А.С. Макаренко, что оно – самая решающая вещь в воспитании детей. Родители воспитывают ребёнка не только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. Они воспитывают его в каждый момент своей жизни: когда одеваются, разговаривают с другими людьми и о других людях, когда радуются и печалятся, когда смеются, читают газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты мыслей родителей доходят до него невидимыми путями. «А если дома вы грубы, - замечает Макаренко, - или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». [1, с.64]. В своей группе я стараюсь  привлечь родителей к мероприятиям, способствующие совместной деятельности родителей и детей. Приглашаем на выступления, утренники, занятия, различные мероприятия проходящие в ДОУ. Родители участники конкурсов, выставок как внутри детского сада, так и на районном уровне.

Также для родителей проводятся круглые столы и консультации: «Семья и семейные ценности», «Приучение детей к труду», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» привлечение родителей к книжной выставке, участие в тематическом вечере «Герои нашей семьи», «Правила поведения в храме», и др. Организовываются выставки (совместная деятельность детей и родителей), родительские собрания на духовно-нравственные темы, вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Подобрана детская библиотека «Читаем вместе», педагогическая библиотека «Работаем вместе». Эта работа способствует формированию общих интересов родителей, воспитателей и детей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

Сотрудничество семьи и воспитателя, я считаю, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны».

Моя задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Что членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Доброты, Красоты. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Недавно нами была  приобретена  Программа. «Основы православной культуры в детском саду» под редакцией Л.П.Гладких, архимандрита Зиновия, В.М.Меньшикова., с её помощью надеемся духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду станет еще более углубленным.

Литература

1.А. С.  Макаренко Человек должен быть счастливым: Избранные статьи о воспитании/ Составитель, вступительная статья В.Э. Черник. -М.: Издательский дом « Карапуз», 2009.-288с.,илл.

2.Потаповская  О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – с. 14 – 16.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года: Президент Р.Ф.[электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru. Дата обращения 14.03.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....