Программа «Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
рабочая программа по теме

Игнатьева Наталья Георгиевна

Курс Программы предполагает трехгодичное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»

Цель программы:

- Ознакомление детей с историей и культурой, социальным и рукотворным миром;

- Развитие познавательного интереса детей, формирование представлений о жизни своих предков.

Актуальность программы:

Заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Задачи программы:

- Формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

- Ознакомление детей с традициями русской народной культуры в доступной для их возраста форме.

- Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно - прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории. Надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства, быта, традиций, которые способствуют удовлетворению потребности детей в самоутверждении.

Содержание данной Программы рассчитано на детей дошкольного возраста и направлена на знакомство детей с народным искусством, бытом, традициям русской культуры. Программа связана с другими предметами дошкольного воспитания (социальный мир, художественная литература, художественная деятельность, познавательная деятельность).

Особенностью Программы является продуктивная работа всех детей, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая объяснение с доступной и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлеченно.

Содержание Программы по знакомству детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от легкого к сложному.

Курс Программы предполагает трехгодичное обучение.

Структура работы

Истоки русской культуры

Традиции, праздники, быт.

Фольклор

Народные художественные промыслы

I Год обучения

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

«Ходит сон близ окон».

День поселка.

Знакомство с колыбелькой ' (люлькой, зыбкой); чтение и заучивание колыбельных песен.

Октябрь

«Стоит изба из кирпича,то холодна, то горяча»,

«Осень золотая»

Знакомство с печкой,чугунком, ухватом, кочергой; загадывание загадок о предметах народного быта.

Ноябрь

«У бабушки в деревне»

«День народного единства»

Чтение потешек, прибауток о домашних животных; знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Декабрь

«Сундучок Деда Мороза»

«Здравствуй елка»

Загадывание загадок о зиме; знакомство с самоваром; д/игра «Напоим кукол чаем».

Январь

«Веселые музыканты».

«Зимние святки».

Знакомство с шумовыми инструментами.

Рассказ воспитателя о праздновании Рождества; заучивание колядок.

Февраль

«В гости к хозяюшке».

«День защитников Отечества».

Посещение «Избы»; проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка»; хоровод «Ходит Васька серенький»; пляска под народную мелодию.

Март

«Приди, весна, с радостью»

«8 Марта».

Знакомство детей с масленицей; заучивание закличек.

Апрель

«Сорока — Белобока кашу варила».

 

«День земли».

Знакомство с предметами обихода: глиняная посуда (горшки, грынки).

Май

«Русская матрешка».

«День Победы».

Знакомство с русской игрушкой - матрешкой; исполнение песен, плясок. Д/игра «Украсим матрешке сарафан».

Июнь

«День защиты детей»

«Прощание с избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки).

Прощальное чаепитие.

II Год обучения

Месяц

Тема

Форма  работы

Сентябрь

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу».

«День поселка».

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Октябрь

«Хозяйкины помощники»

«Здравствуй, Осень»

Знакомство с предметами обихода - коромыслом, ведрам и. корытом, стиральной доской

Ноябрь

«Русские потешки».

«День народного единства»

Знакомство и разучивание новых потешек. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота»; отгадывание загадок.

Декабрь

«Проказы старухи зимы»

«К нам пришел Новый год»

Загадывание загадок о зиме; разучивание заклинки «Ты мороз, мороз, мороз»; чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

Январь

«Гуляй, да присматривайся»

«Рождество»

Беседа о характерных особенностях января; о традициях празднования Рождества; заучивание колядок.

Февраль

«Жихарка».

«День защитника Отечества»

Посещение «Русской избы; загадывание загадок о предметах быта; знакомство с деревянными ложками; д/игра «Распиши ложку»

Март

«Весна, весна, пойди сюда»

«Международный женский день».

Знакомство с традициями народных гуляний на масленице; заучивание закличек; хороводные игры

Апрель

«Песня душа народа»

«День космонавтики»

«День земли»

Рассказ о любви русского народа к песне; о лирической и хороводной песне. Хоровод «Во поле березонька стояла». Аппликация «Хоровод»

Май

«Этот волшебный завиток»

«День Победы»

Знакомство с хохломской

росписью. Рисование хохломских узоров; оформление выставки рисунков

Июнь

«День защиты детей». «Прощание с избой»

Словесные народные игры; рассказывание закучных сказок. Пение частушек.

III Год обучения

Месяц

Тема

Форма  работы

Сентябрь

«В гости к хозяюшке».

«День поселка».

Посещение «русской избы»; загадывание загадок об избе и предметах быта; пение колыбельных песен; проведение русской народной игры «Заря - заряница»

Октябрь

«Октябрь - грязик — ни колеса, ни полоза не любит».

«Осень, осень в гости просим».

Беседа о характерных приметах октября; о старинных способах уборки хлеба; знакомство с жерновами и их использованием; рассказ о народном празднике Покрове.

Ноябрь

«Где живет перо Жар птица».

«День народного единства»

Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», «травка»); заучивание пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве; рисование хохломских узоров; оформление выставки. Праздник «Звени, звени златая Русь»

Декабрь

«Зима — не лето, - в шубу одета».

«Здравствуй, Новый год».

Беседа о характерных приметах зимы. Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»; загадывание загадок; знакомство с творчеством вологодских кружевниц (Зимние узоры).

Январь

«Путешествие на златогривой чудо -тройке».

«Рождество»

Знакомство с образом коня в русском народном декоративно — прикладном творчестве; рассказ о мастерах Палеха; прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

Февраль

«На героя и слава бежит»

«День защитника Отечества»

Рассказ о русских богатырях; чтение былины «Ставр Годинович»; роспись силуэта дымковской игрушки (конь).

Март

«Русская матрешка»

«8 Марта»

Рассказ о матрешке; разучивание частушек; беседа о характерных признаках частушки; заучивание частушек, закличек о весне, о масленице

Апрель

«Грач на горе - весна на дворе».

«День космонавтики»

Беседа о русских обычаях встречи весны; пение закличек; словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

«Гусли звончатые».

«День Победы».

Знакомство с русским народным инструментом гусли; чтение былины «Садко», роспись силуэта гуслей.

Июнь

«День защиты детей».

«Прощание с избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.

Литература:

  1. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2003.
  2. Т.И.Бабаева. З.А.Михайлова. Методические советы к программе «Детство». Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2002.
  3. Т.А.Бударина. О.А.Маркеева.Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2001.
  4. О.Л.Князева. М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2000.
  5. Кондрыкина Л.А. «Патриотическое воспитание в детском саду» Москва. «Творческий центр», 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»

Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста....