Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Добрякова Элла Юрьевна

Задачи в развитии:

- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;

- Развитие мышления, внимания, памяти;

- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голосом;

- Внести песни в детский быт, исполняя её ансамблем, сольно, хором без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.

Задачи в воспитании:

-  Бережно относится к мелодии и тексту народных песен

- Воспитание нравственности, патриотичности, уважение к духовным и культурным традициям народа через песенное, игровое, танцевальное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_eyu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

тематического занятия

«Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Подготовительная группа

Музыкальный руководитель: Добрякова Элла Юрьевна

Воспитатель: Носова Инна Николаевна

МДОУ д/с №9 «Снежинка»

Тема:

Тематическое занятие как форма овладения детьми вокальными навыками и ознакомление с различными видами вокального исполнения (хор, ансамбль, солисты)

Цель:

 Приобщить детей к прекрасному народному песенному искусству. Развивать у детей любовь, интерес и вкус к подлинной народной песне.

Задачи в обучении:

-Формирование певческих умений и навыков;

- Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции;

Задачи в развитии:

- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;

- Развитие мышления, внимания, памяти;

- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голосом;

- Внести песни в детский быт, исполняя её ансамблем, сольно, хором без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.

Задачи в воспитании:

-  Бережно относится к мелодии и тексту народных песен

- Воспитание нравственности, патриотичности, уважение к духовным и культурным традициям народа через песенное, игровое, танцевальное творчество.

Оборудование:

Народные костюмы для детей; костюм для Любавы; музыкально- дидактическая игра « Сколько нас поёт!»; ксилофон; лесенка-гамма; музыкально –народные инструменты; Петрушка (би-ба-бо); магнитофон с аудиозаписью песни хора; иллюстрации к песням: «Тень-тень», «Долговязый журавль», репродукции : картины «Русская зима»; мольберт ; альбом с русскими народными песенками и потешками

Музыкальный репертуар:

1 Приветствие «Здравствуйте» -коммуникативная игра. Цель: настроиться на занятие

2 Упражнение для вокально-хоровой работы: разогреть голосовой аппарат, голосоведение, звукообразование, расширение диапазона, интонирование, ощущение пространства на выразительность.

3 Слушание: «Ах вы сени» - знакомство с весёлой, радостной, задорной песней в исполнение хора ветеранов труда и войны г. Кашина , руководитель С.В. Николаева. Цель:  Разъяснение понятия хоровое исполнение.

4 «Тень-тень» русская народная песенка- повторное слушание, разучивание по принципу «Эхо»

Скок ,скок, поскок» русская народная песенка – исполнение песни хором с показом движений. Зависимость музыки, текста и движения . Дикционные навыки и ритмические.

6Гамма – распевка. Чисто интонировать поступенное движение мелодии вверх и вниз .

7«Долговязый журавль» русская народная песенка. Исполнить квартетом подыгрывание детей на народных инструментах.

8«Русская зима» Л.Олифировой. Исполнение знакомой песни выразительно, эмоционально в соответствующем характере.

9«Вдоль по улице метелица метёт» - русская народная песенка. Исполнение хоровой песни в плясовом характере.

10«Ремешок»-игра русская народная. Подвижная игра с пением на быструю реакцию, выдержку, сноровку.

Ход занятия

Приветствие «Здравствуйте» исполняется при входе детей в музыкальный зал.

М.р. Дети, сегодня у нас много гостей. Поприветствуем их. Дети поют «Здравствуйте, гости», выполняя поклон.

М.р. Дети, как вы думаете, почему я вас сегодня попросила одеться в русские народные костюмы? (В каких случаях мы их носим?)

Ответы детей: проводим народные праздники, показываем обряды, инсценировки сказок, поём народные песни.

М.р. Совершенно верно. А кто совсем недавно был у нас в гостях и тоже в народных костюмах?

Ответы детей: фольклорный ансамбль «Барынька»

М.р . А что они делали?

Ответы детей: пели народные песни, водили хороводы.

М.р Как настоящие артисты! А вы хотели бы так петь?

Ответы детей:

М.р. Вот сегодня мы и поучимся петь ансамблем, каждый из вас попробует петь сольно. И познакомимся с новым термином –хор, хоровое пение. И начнём мы с упражнений, ведь нам необходимо потренироваться, чтобы песни звучали выразительно, чтобы звук был чистым, лёгким , полётным.

1 Дыхательные упражнения:

- Затушить свечку (одну, две…)

-Дышат собачки

- «Курятник» ( курица, петух)

- Стрельба

2Координация звуков (выход на голосовой аппарат)

-Гудение

- Мяуканье (доброе, злое, хитрое, грустное; котёнок)

-Динозаврики

3Голосоведение, звукообразование:

-Вытянуть что-то из мешка

4Расширение диапазона, интонирование,ощущение пространства

-Ка-а-тя. и т.д

-Кыш-кыш

5 На выразительность:

1»Дятел» (пальчиковая гимнастика)

6Упражнение на расслабление:

«Зевок»

М.р.  Спасибо. Можете пройти к стульчикам и сесть (напомнить о правильной осанке)

М.р В деревенских избах и в старинных городских домах маленькую комнату, войдя с улицы в дом, называют сени. В высотных городских домах эту комнату называют прихожей. Обычно в ней размещают гардероб. В сенях никто не живёт, но каждый хозяин стремиться её как-нибудь украсить: окошки решётчатые вырезать, разрисовать. Даже песню придумали про сени.

Послушайте, пожалуйста  русскую народную песенку «Ах вы, сени, мои сени»

Слушание (напомнить о секретике прослушивания)

М.р Дети, попробуйте определить характер этой песни.

Ответы детей: весёлый, задорный, плясовой, озорной, затейливый.

М.р: Верно. А какое количество людей исполнило эту песню?

Ответ: Много

Корректировать ответы детей. Сопровождая показом карточек музыкально- дидактической игры «Сколько нас поёт?»

М.р:  Правильно Много. По -другому сказать –коллектив. А петь коллективно, значит петь хором. ( показ фотографии хора.) И исполнил эту песню Хор ветеранов войны и труда г. Кашина, руководитель С.В Николаева . Здесь поют женщины и мужчины. Итак , как называется коллективное вокальное исполнение?

Ответ: хор

М.р Ребята, я слышу чьи-то лёгкие шаги…

Заходит в зал Любавушка

Любавушка: Здравствуйте , добры молодцы и красны девицы! Я Любавушка- Забавушка!

Дети: Здравствуйте!

М.р С чем же Вы пожаловали к нам, гостья дорогая?

Любавушка : С потешками весёлыми да с песнями народными, себя показать да вас послушать. И первая песня «Тень-тень, потетень»

М.р: слышали мы такую, только не знаем слов. Любавушка , поучи с нами, пожалуйста. Мы эхом будем за тобой повторять.

Любавушка: (поёт)

Разучивание потешки по принципу «Эхо» (8 строчек)

М.р. Дети. Когда Любавушка одна поёт- как называется такое вокальное исполнение? (сольным) А когда вы вместе? (хором) .Хорошо!

М.р: я прохлопаю ритмический рисунок, а вы попробуйте догадаться, что это за песня? Простукивает ритмотекст русской народной песенке «Скок, скок»

Ответы детей

М.р: Молодцы, отгадали. А теперь встанем и споём её хором. (приглашает Любавушку)

Исполняется «Скок, скок» с показом движений

М.р: Ребята, вспомним гамму и пропоём её вверх и вниз

Поют гамму ДО

М.р: Послушайте мелодию (играет на ксилофоне)

-Куда движется мелодия? (вверх)

-Как движется мелодия? (постепенно вверх)

-А теперь («скачкообразно»)

- Какую песню напоминает эта мелодия? («Долговязый журавль»)

- Давайте споём её ансамблем –квартетом , т.е сколько человек?(«четыре»). Приглашает Лизу, Алису, Настю, Антона Ш.

-  А вы, ребята, подыгрывайте на инструментах. Подходите, выбирайте. Итак , выступает вокальный квартет и оркестр народных инструментов

Исполняется «Долговязый журавль»

Любавушка: Поёте вы замечательно,

А кто смышленей погляжу.

Слушайте загадку

Дел у неё немало:

Белым одеялом всю землю покрывает,

В лёд реки убирает, белит поля, дома.

Ответ: зима (Любавушка подводит детей к мольберту на котором расположилась репродукция картины К.Юона «Русская зима»)

М.р: Хорошая нынче выдалась зима. Как у художника К.Юона «Русская зима», снежная, белая, хрустальная. Давайте порадуемся и споём песню все вместе «Русская зима»

Любавушка: Вы так весело спели, что мои ноги в пляс идут.

М.р: Ну, что же, честной народ,

     Становитесь в хоровод!

Исполняется, «Хороводная плясовая»

Любавушка: Мне очень понравилось, как дети пели и по одному, и в ансамбле, и хором.

Сразу видно, что вы любите петь народные песни,  и наверное, кто-то захочет стать артистом.?

М.р: Ребята, а как вы думаете, что было бы, если б не было песен?

Ответы: Было бы неинтересно, скучно, грустно, мир был бы серым, не весёлым, не ярким.

М.р: Да,  потому что песня сопровождает человека всегда и везде .Из песен мы узнаем о жизни народа, его труде, быте, обычаях, настроениях, чувствах, переживаниях. Мне очень приятно, что каждый сегодня постарался петь правильно, грамотно, старались петь выразительно. А кто считает, что у него что-то не получилось?

Ответы: (расстраиваться не надо, мы с тобой обязательно позанимаемся, и у тебя всё получится)

М.р: Давайте ещё раз вспомним различные виды вокального исполнения

Ответы: хор, ансамбль, солисты ( с показом карточек)

Любавушка: А на память я вам дарю альбом с русским народными песенками и потешками. Вы можете в группе, открыв странички, петь любые понравившиеся вдвоём, втроём, по –одному и даже хором

Дети: Спасибо

М.р: А домашнее задание вам будет: найти вместе с родителями пословицы и поговорки о песне. Выучите, пожалуйста, и мне расскажите. Занятие закончилось

 --------- До свидания ( поёт)

Ответы: До свидания.

М.р: Теперь с гостями .

Дети поют гостям и уходят с Любавушкой в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

Методические рекомендации "Дежурство как форма овладения дошкольников трудовыми навыками"

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах...

Консультация "Дежурство как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"

Дежурство - одна из форм организации труда детей. Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы. Особенности организации дежурства в разных воз...

Семинар-практикум: «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, через различные виды детской деятельности».

Изучить на живом примере ценности здорового образа жизни. Грамотно донести важность ведения здорового образа жизни через игровую деятельность ведения. Внедрить в свою жизнь и жизнь детей полезные прив...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"

Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.Задачи:Образовательные:- закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанр...