"Как воспитать маленьких патриотов"
методическая разработка по теме

Григорова Елена Витальевна

Эссе "Как воспитать маленьких патриотов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_malenkogo_patriota.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

КУРС ДОУ-46                                                                                        ВЫПОЛНИЛА ГРИГОРОВА Е.В.

ЭССЕ

Как воспитать маленьких патриотов.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. 

   Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, нужно использовать следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу необходимо систематически проводить консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей; проводить родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных, привлекать родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала. 
   
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Основное направление работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. 
   
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, надо поставить перед собой следующие задачи: 
- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; 
- формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; 
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; 
- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; 
- воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам. 

     Свою работу по патриотическому воспитанию начать с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формировать у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитывать представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитывать доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. 
     
Планируя работу по патриотическому воспитанию, следует разделить весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Страна, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы  приурочить к конкретным событиям и праздникам, например, в сентябре (перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение «Будущие защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник. 
      Работу вести последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребёнка начинается с его семьи, где он впервые осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама - лучше всех», « Мой папа - солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают развивать у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводить их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. 
   
На занятиях и в повседневной жизни стараться привлечь внимание детей к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах: школа, магазин, церковь, почта, аптека, рассказывать об их назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Почта», «Магазин», «Аптека», «Экскурсия по городу»), в которых дети самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг другу выбрать атрибуты для игры. В играх у детей проявляются такие качества, как ответственность, целеустремлённость, настойчивость и упорство в преодолении трудностей.

     На занятиях: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Дома бывают разные», « Где эта улица, где этот дом» необходимо воспитывать у детей любовь к своему городу, постепенно подводить их к пониманию того, что наш город - это частица родины, что во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего: 
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных); 
- повсюду живут люди разных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу; 
- везде соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от врагов; 
- люди берегут и сохраняют природу; 
- есть общие праздники (профессиональные и общественные). 
     
Беседы, экскурсии, занятия: «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют познакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, воспитывать уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни Родины.

   На занятиях и в свободное время читать детям произведения о героях, защищавших нашу Родину в разные времена. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. 
   
Организуя спортивные праздники и развлечения, посвящённые защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны и воинов-десантников из гарнизона, дислоцированного в нашем городе, помогать детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.   

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учат замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни  давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий  показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Также развитию любви к Родине способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени». 
   Необходимо
знакомить детей с бытом и традициями русского народа, стараться вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводить в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитывать у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения. 
Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, надо дать детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые. 
   
Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. На занятиях кружка «Юные россияне» учить детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость. 
   
« Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. 

Используемая литература: 

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998. 
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998. 
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005 
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003 
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

«Как воспитать маленького патриота»

«Как воспитать маленького патриота» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины начинает фор...

Как воспитать маленького патриота?

Полезные сайты.  Электронные образовательные ресурсы для дошкольника   http://www.baby-news.net – «Babynews» - Огромное количество развивающих материалов для дете...

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

      Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным п...

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей...

"Как воспитать маленького патриота"

Консультация для родителей "Как воспитать маленького патриота"...

Рекомендация для родителей "Как воспитать маленького патриота"

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада....