Приемы ТРИЗ в работе со старшими дошкольниками
статья (подготовительная группа) по теме

Куклева Наталья Евгеньевна

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_triz_v_rabote_so_starshimi_doshkolnikami.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С.Альтшуллер)

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?  Мы хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, потому что он от рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А наш дошкольник в силу своей возрастной специфики еще и искатель, его познавательная активность очень высока. И только неправильное воспитание и обучение губит ростки этой одаренности и таланта. Внимание ребенка всегда направленно на то, что ему интересно. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из –за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.

Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру в свои возможности. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. Мы, педагоги стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии которые не только результативные, но и увлекательными.

Становится совершенно ясно, что как хирургу нужен хирургический инструмент, и как парикмахеру нужны ножницы, так и воспитатель должен быть вооружен специальным инструментом. То есть, педагогические технологии – это инструменты, с помощью которых педагог осуществляет педагогический процесс.

 Только тот педагог, который владеет если не самой технологией, то хотя бы теоретическими основами ее и некоторыми приёмами, знает, что это такое, что формирует эта технология, способен в нужное время и в нужном месте в процессе воспитания и обучения детей правильно применить те или иные приемы, методы и получить хороший результат. И эпиграфом к нашей встрече хочется привести слова Н.Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ – технологии в дошкольной дидактике. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятиям, пробудить мотив творческой деятельности.

Уважаемые коллеги предлагаю Вам ответить на мой вопрос: «Что такое ТРИЗ – педагогика?». (Предполагаемые ответы)

ТРИЗ – это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Это система приемов, методов и алгоритмов целенаправленного управления процессом поиска решений задач. Ее современное название «прикладная диалектика».

Давайте познакомимся с ними. Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе использую различные приемы и методы.

1) Эмпатия – когда дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот прием позволяет ребенку лучше прочувствовать состояние каких-то живых или неживых объектов.

2)  Очень интересен на занятиях метод мозгового штурма. Он не обходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, инет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети научили понимать, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Вот мы все сейчас находимся в ситуации перестройки нашего сознания. ФГОС нам надо ввести в действие. Таким образом у них формируется рациональное мышление.

3) Одним из методов позволяющий решить проблему творческого сочинительства, является метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого беру любую книгу, обычную хрестоматию, и задаю вопросы на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая место в книге. Предлагаемый ход сказки изобретательский, творческий:

- Жил – был …

- И был он какой …

- Умел делать что …

- Делал он это потому что, и т.д

Дети очень любят составленные таким образом сказки, т.к сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

4) альтернативой метода каталога является метод фокальных объектов. Этот метод помогает детям в снятии психологической инерции. Его цель – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: предлагают детям назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предмета. Дальше выбираем объект, который будет, как в фокусе объединять перечисленные свойства и получится совершенно необыкновенный объект. А теперь я вам задаю слово ВОСПИТАТЕЛЬ… И поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагаю дети зарисовать то, что у них получилось.

5) Очень любят дети играть в игру «Данетка». Эта игра помогает находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того что бы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет». (ФГОС – черный ящик).

6) Говоря о методах ТРИЗ – технологии, нельзя не сказать о методе морфологического анализа. Суть его заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Решить эту задачу мне помогает игра «Чудесные вещи» по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т.д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

7) Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий

8) Системный подход

9)Метод Маленьких Человечков

Это далеко не все методы и приемы технологии ТРИЗ. Но даже на описанных мной методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развивать у ребенка речь, творческое мышление и воображение.  Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученное знания в повседневной жизни. Дети в месте со мной учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

   Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) В современном мире  компьютерных технологий и гад...

Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребёнка.Использование ТРИЗ – это один из лучших спо...

Методическая разработка «Приемы используемые в работе со старшими дошкольниками в экспериментальной деятельности»

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Для ...

«Приемы используемые в работе со старшими дошкольниками в экспериментальной деятельности»

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Для ...

«Приемы используемые в работе со старшими дошкольниками в экспериментальной деятельности»

К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, движения, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или эле...