Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений»
материал (старшая группа) по теме

Бондарева Оксана Валентиновна

В конспекте данно полное обоснование необходимости взаимодействия семьи и ДОУ в формировании экологической субкультуры ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования города Краснодара «Детский сад № 39 «Ромашка»  

Конспект родительского собрания  в старшей группе

на тему

«Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений»

Составила: воспитатель 1 категории

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №39»

Бондарева Оксана Валентиновна

Время проведения: апрель.

Участники: родители, педагоги. 

 Задачи: 

1. Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в дошкольном детстве;

2. Создание позитива в отношениях детский сад-ребенок-семья;

3.Обучить родителей навыкам организации различных форм  

 деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

4.Дать методические рекомендации по организации эколого-развивающей среды в домашних условиях;

5. Продолжать вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

        Подготовка к родительскому собранию:
       1. Оформление памяток для родителей;

       2. Провести анкетирование родителей;
       3.Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр по

         экологическому воспитанию;                          

  4. Подобрать загадки для игры  «Викторина для родителей»

  5. Подготовить презентацию по теме собрания.

Ход собрания

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

Сначала разберёмся с вами что же такое экология? Экология — это  наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.  

Почему же важно экологическое воспитание именно в дошкольном детстве?

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Идея экологического развития нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в   «Концепции дошкольного воспитания»,  « Положения o дoшкольном обpазовательном учреждeнии».      

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

          Поэтому на нас, взрослых, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка ложится большая ответственность. Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте»    

Сейчас многие семьи соответствуют модели, где ценностям природы и экологии предпочитают экономические и личностные интересы.

Понятно, что человеку, воспитанному на идеях прагматизма, когда природа рассматривалась лишь с позиций пользы и вреда, сложно в одночасье перестроить свое сознание, взрастить в себе такое качество личности как экологическая субкультура.

Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Но мы в состоянии совместно с вами воспитать человека экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы

          Экологические  знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

            Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Здесь очень важно показать роль человека в удовлетворении некоторых потребностей живых организмов, на основе этого прививать детям чувство ответственности по отношению к ним. Как можно чаще мы должны давать детям возможность заботиться о животных, растениях. При контакте с животными мы должны показать их красоту, обратить внимание на то, какие они забавные, как они любят нас - людей. Дать понять детям, что животные - наши друзья. Необходимо научить ребенка любоваться родной природой и получать от этого удовольствие. Кормите домашних питомцев вместе с ребенком, пусть дети вам помогают ухаживать за растениями, предлагайте им работать вместе на дачном участке (посадить овощи, полить).

В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений к окружающему миру, специфическое мировоззрение и система воздействий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.

Если родитель, начав день со взгляда в окно, радуется вместе с малышом хорошей погоде, обращает его внимание на приметы сезона, отмечает особую красоту именно этого момента, и даже в тоскливую сырую погоду находит чему удивиться и порадоваться, то и ребенок с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, стремиться к общению с природой и накоплению экологического опыта. Если же высказывания родителей сводятся к запугиванию ребенка холодом, ветром, «вредными» животными и растениями, то у ребенка появляется ощущение того, что от природы исходит какая-то угроза.

При организации экологического общения с детьми родителям необходимо придерживаться следующих положений:

Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребенка.

Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе. Работу по становлению экологической субкультуры детей необходимо строить с учетом того жизненного опыта, который есть у ребенка, а также с учетом познавательных интересов и способностей малыша.  

В качестве приобщении детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению предлагаем вам  следующие направления работы с детьми:

- знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;

- формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

- формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая «книга жизни».

Организация эколого-развивающей среды в домашних условиях должна включать:

- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

- уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

- уголок природного материала;

- фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Все это поможет ребенку познать удивительный мир природы, полюбить его и научит жить с природой в дружбе.

         Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

            Ведь только в семье возможно «подарить детям радость выбегать босиком из дома на траву, бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить шалаши в кустах на краю огорода, есть все, что в изобилии растет и зреет на деревьях и грядках, – словом, жить по-настоящему красиво, потому что вокруг действительно пронзительная красота – эти склоны, этот лес, это небо… » (Т.А. Николаева).

           А теперь уважаемые родители мы проверим вашу экологическую грамотность.

Вопросы викторины

1. О каком цветке идет речь?

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике. (Одуванчик.)

2. Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).

3.  Есть ли у улитки зубы? (Да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый содержит 105, а в сумме 14175).

4. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).

5. Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).

6. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).

7. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника).

8. О каком цветке идет речь?

Я и в поле, и в саду,

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками проросла. (Ромашка).

9. Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).

10.  Кто из пернатых всегда ходит с мешком ? (Пеликан, пелика - по- гречески мешок).

11. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

12. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).

13.  У кого уши на ногах? (Кузнечик).

И в завершении нашей встречи хотелось бы прочитать стихоторнеий.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

        Раздача памяток для родителей «Приобщаем детей к природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, расск...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: Знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, ...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом,...

Конспект проведения нетрадиционного родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, пред...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраивают своего ребёнка в детский сад. Содействовие проявлению искренней з...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду».

Конспект родительского  собрания в группе  раннего  возраста  «Адаптация  детей к  детскому  саду»...